Тезариус по специальной психологии и специальной педагогики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

факультет педагогики и психологии

кафедра медико-биологических дисциплин

Направление подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки

Специальная психология и педагогика

Самостоятельная работа по дисциплине:

Специальная педагогика. Специальная психология.

Выполнила студентка 2 курса:

Подзорова Екатерина Викторовна

Проверил:

Лыткина Аксана Виликовна

доцент, кандидат наук

Липецк-2015

Содержание

1. Тезариус по специальной психологии и специальной педагогики….4

2. Таблица «История становления специального образования в России»…………………………………………………………………..5

3. Структура специального образования в России…………………….10

4. Личностно-профессионально значимые качества педагога-дефектолога……………………………………………………………11

5. Система ранней диагностики и специальной помощи в США и странах Западной Европы……………………………………………12

6. Таблица «Типичные формы психического дизонтогенеза»………13

7. Таблица «Диффренциальная диагностика олигофрении и деменции»……………………………………………………………...13

8. Таблица «Педагогическая дифференциация умственно отсталых детей»…………………………………………………………………..20

9. Таблица «Группы умственно отсталых со специфическими нарушениями»…………………………………………………………22

10. Таблица «Состав учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушениями интеллекта»…………………………………………………………….25

11. Таблица «Особенности психического развития детей с

нарушениями интеллекта»……………………………………………26

12. Словарь «Олигофренопсихология и олигофренопедагогика» и «Психология ЗПР»…………………………………………………….35

13. Сравнение классификаций М. С. Певзнер и К. С. Лебединской….39

14. Таблица «Основные черты динамики развития психической деятельности при задержке психического развития»………………39

15. Словарь «Логопсихология и логопедагогика»……………………47

16. Таблица «Психология детей с речевыми нарушениями. Педагогическая помощь детям с нарушениями речи»……………52

17. Графическая работа…………………………………………………59

18. «Влияние речевых нарушений на ход развития ребёнка»………61

19. Словарь «Сурдопсихология и сурдопедагогика» и «Тифлопедагогика и тифлопсихология»……………………………62

20. Таблица «Особенности психического развития и обучения детей с сенсорными нарушениями»………………………………………….65

21. Таблица «Особенности речи глухих и слабослышащих детей»...84

22. Система обучения глухих…………………………………………..85

23. Таблица «Психолого-педагогическая характеристика слепых детей»………………………………………………………………….86

24. Таблица «Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих детей»………………………………………………………………….87

25. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения………………………………………..90

26. Почему возникает РДА? Общая характеристика…………………91

27. Как развивалась система помощи аутичным детям, подросткам и взрослым в России и за рубежом? Общая характеристика основных зарубежных и отечественных подходов к коррекции РДА……….92

28. Что должен делать учитель массовой школы (педагог или воспитатель ДО), если у воспитанника предполагается синдром РДА?..................................................................................................95

29. Эссе на тему: «Моё восприятие фильма «Человек дождя»»……..96

30. Этиопатогенетические факторы возникновения ДЦП……………97

31. Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом…………………98

32. Типы специализированных учреждений в системе лечебно-педагогической помощи детям с церебральным параличом…….100

33. Эссе социальная адаптация детей с ОДА по фильму Джеймса Ф. Коллиера «Джони»………………………………………………….101

34. Таблица «Особенности психического развития и обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»………………….102

Тезариус по специальной психологии и специальной педагогики.

Абилитацияв раннем возрасте — это система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж и лечебная физкультура, протезирование оперативное вмешательство и др.)

Гипертология – наука о псих-физиологическом развитии аномальных детей, закономерности их обучения и воспитания.

Коррекция – система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей.

Компенсация – сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Лицо с особыми образовательными потребностями – лицо, нуждающееся в специальной педагогической поддержке и специфических методах образования, позволяющих преодолевать ограничения и затруднения, вызванные отклонениями в развитии.

Недостаток – физический или психический недостаток, подтверждённый ПМПК в отношении ребёнка и МСЭК в отношении взрослых.

Недостаток физический – подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое, соматическое или инфекционное заболевание.

Недостаток психический – подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствия повреждения мозга, в том числе УО, ЗПР.

Недостаток сложный – совокупность физических и (или) психологических недостатков.

Недостаток тяжёлый – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование, в том числе и специальное является недоступным и возможности обучения ограничены в получении элементарных знаний и навыков.

Реабилитация – применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.

Социализация – формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально-положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевают способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения.

Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Таблица «История становления специального образования в России»

Наши рекомендации