Тема 1. Место специальной педагогики и психологии в системе наук о человеке и его развитии

Цели изучения темы:

§ знание общих положений современной специальной педагогики и психологии как наук, характера их взаимодействия, понимание их значения в системе наук о человеке;

§ наличие представлений об истории становления и основных тенденциях развития специальной педагогики и психологии, их научно-методологических основаниях;

§ умение самостоятельно формулировать и раскрывать ключевые понятия и определения, рассматриваемые данными науками;

§ умение осуществлять критический анализ существующей педагогической теории и практики проблем в области изучения и сопровождения дошкольников с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии;

§ способность определять значимые для профессиональной деятельности педагога-психолога компетенций в работе с дошкольниками, имеющими дефекты в развитии.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Базовые понятия 1 Базовые понятия 2 Дополнительные понятия
Специальная психология, специальная педагогика, коррекционная педагогика отклонения в психофизическом, сенсорном и личностном развитии, аномальные дети, дети с особыми образовательными потребностями, дефект, дезадаптация, депривация, девиация, коррекция, компенсасия олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология, логопсихология, олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, нейропсихология, патопсихология, клиническая психология

Содержание темы:

Определение понятий «коррекционная педагогика», «специальная (коррекционная) педагогика» и «специальная психология». Проблемное поле специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии.

Общенаучная характеристика специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологи. Общее представление о специальной педагогики: понятие, объект, предмет, задачи. Соотношение понятий «специальная педагогика» и «коррекционная педагогика». Коррекционная педагогика как отрасль педагогической науки: понятие, объект, предмет, задачи. Специальная психология как отрасль психологии развития: понятие, объект, предмет, задачи. Исторический аспект становления специальной психологии и ее современное состояние. Место специальной психологии в системе психологических наук. Дифференциация специальной психологии, характеристика основных предметных областей (олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология и др.).

Связь специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики с другими науками.

История становления и основные тенденции развития специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики. Научные и методологические основы современной специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики.

Категориальный аппарат специальной психологии и специальной (коррекционной) психологии. Проблема объективного существования параллельной терминологии в специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики, а так же смежных с ними предметных областей.

Необходимость изучения специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики: в поисках механизмов и условий развития детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии.

Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:

Чем обусловлено возникновение специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики?

Относятся ли одаренные дети к контингенту учащихся с особенностями в развитии?

Почему одних и тех же детей с особенностями в развитии изучают множество разных дисциплин?

В чем заключается проблема смысловой тавтологии в определении специальной психологии?

Специальная педагогика и коррекционная педагогика? Одна наука или разные?

Что такое параллельная терминология? Приводит ли ее существование к научным или практическим проблемам?

Что дает педагогу понимание механизмов и условий развития детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии?

Задания обучающимся на самостоятельную подготовку к семинару:

1. Изучить рекомендуемую по теме литературу и уяснить роль и место специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики в профессиональной деятельности педагога, понять особенности проблемного поля наук, перспективы их дальнейшего развития.

2. Уяснить содержание базовых и дополнительных понятий.

3. Продумайте и схематично изобразите в конспекте организационную структуру профессиональной деятельности педагога. Выделите в схеме аспекты в которых учитывается специфика контингента учащихся. Будьте готовы на семинаре обосновать ее целостность, а также взаимосвязь и взаимодействие составных компонентов в целях решения задач обучения и воспитания учащихся с особенностями в развитии.

4. Подготовить сообщения по одной из тем «Развитие дефектологической мысли в России», «Л.С. Выготский и специальная психология».

Проблемные вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

  1. Проблема объекта специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики.
  2. Продумайте и обоснуйте соотношение специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики. Роль специальной психологии в реализации задач специальной (коррекционной) педагогики.
  3. Круг научных дисциплин имеющих сходный со специальной психологией и специальной педагогикой объект исследования (общая, возрастная, социальная, клиническая психология, дефектология). Общие и специфические задачи, решаемые данными дисциплинами.
  4. Значимые для профессиональной деятельности педагога компетенций в работе с учащимися имеющими дефекты в развитии (в т.ч. не ярко выраженные).

Вопросы для самоконтроля

  1. В какой сфере общественного сознания впервые стали концентрироваться первые сведения об особенностях поведения лиц с отклонениями в развитии?
  2. Определите предмет специальной психологии. Сформулируйте цели и задачи специальной психологии.
  3. Определите объект, предмет и цели специальной (коррекционной) педагогики.

4. Охарактеризуйте эволюцию представлений о психологических особенностях, возможностях и перспективах развития детей лиц с особенностями в развитии.

  1. Охарактеризуйте уровни и основные направления исследований в специальной психологии.
  2. Обозначьте основные предметные области специальной (коррекционной) педагогики и психологии.
  3. С каких отраслей специальной психологии началось ее формирование?
  4. Отметьте связь специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики с другими науками
  5. Каково значение специальной педагогики и психологии в понимании природы человека и его развития.
  6. В чем заключаются проблема объективного существования параллельной терминологии специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики.
  7. Охарактеризуйте значение работ Л.С. Выготского для современной специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики.
  8. Раскройте значение специальной психологии для построения общепсихологической теории развития.

Рекомендуемая литература

Выготский Л.С. Собр. Соч. М., 1985. Т.5, 6.

Гонеев А.Д., Лифинцев Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., 1999. –234с.

Гончарова Е. Л. К вопросу о предмете специальной психологии. Приглашение к размышлению // Дефектология. – 2004. – № 1. – С. 3-7.

Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. – М., 2005. – 448с.

Кукушкина О. И. Коррекционная (специальная) педагогика. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. средн. пед. учебн. заведений/ Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнецева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М, 2002.

Сорокин В.М. Специальная психология. – СПб. 2003. –216с.

Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой.- М., 2001. – 400с.

Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб., 2005. – 304с.

Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006. -400с.

Модуль 2. Основные вопросы теории организации целенаправленной психолого-педагогической помощи учащимся с особенностями в развитии

Цель модуля – формирование системных знаний и представлений о психологических особенностях детей с особыми образовательными потребностями и об основных принципах и подходах к организации обучения и воспитания данной категории детей.

В модуль включены следующие темы:

1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии

3. Эволюция взглядов возможности и перспективы развития на детей с ограниченными возможностями. Современная система дошкольного и общего специального образования

Наши рекомендации