Предмет, задачи, разделы специальной педагогики и специальной психологии

Специальная психология - раздел психологи­ческой науки о закономерностях развития, воспита­ния, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с откло­нениями в развитии.

Специальная психология (от лат. specialts -«особый») - отрасль психологии, изучающая людей с отклонением от нормы в психическом развитии, свя­занным с врожденными или приобретенными дефекта­ми.

* У понятия «специальная психология» множество синонимов: коррекционная психология, психология аномального развития, психология детей с отклонениями в развитии и др.

Главной задачей специальной психологии явля­ется формирование адекватной личности в резуль­тате применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, на основе которых и проис­ходит компенсация нарушенных функций.

На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих различные отклонения в развитии. Кроме того, посредством специальной психологии опреде­ляются наиболее эффективные методы обучения этой категории лиц, строится последующая система про­фессиональной консультации и профессиональной ориентации.

Одним из основных по­нятий специальной психологии является понятие «психическое развитие». Под психическим развити­ем понимают закономерное изменение во времени психических процессов человека, которое выража­ется в качественных, количественных и структурных преобразованиях. Известным отечественным психо­логом Л. С. Выгототского было установлено, что пси­хическое развитие аномальных детей подчиняется тем же законам, что и психическое развитие нормаль­ного ребенка. Аномальное развитие - нарушение общего хода развития ребенка в результате физи­ческих или психических отклонений.

Объектом современной специальной психологии является изучение лиц с отклонениями в развитии. Изучение лиц с отклонениями в развитии является одной из важнейших практических задач специаль­ной психологии. Изучение лиц с отклонением в развитии проводится с учетом це­лого ряда принципов: принципа комплексного под­хода к изучению ребенка, принципа целостного его изучения, принципа динамического изучения ребен­ка, принципа единства качественного и количест­венного подходов при оценке психического разви­тия и др.

Предметом исследований специальной психоло­гии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии, или, как их еще называют аномальные дети.

К категории аномальных отно­сят детей, у которых в результате психического или физиологического отклонения произошло наруше­ние общего развития. Выделяют основные категории аномальных детей: дети с нарушением слуха, с нарушением зре­ния, с тяжелыми нарушениями речевого развития;

с нарушением интеллектуального развития, с комп­лексными нарушениями психофизиологического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Кроме перечисленных групп, существуют и другие, группы детей с отклонениями в развитии: дети с психо-патоподобными формами поведения, дети с труд­ностями в адаптации к школе, одаренные дети, стра­дающие так называемыми школьными неврозами.

Специальная психо­логия стала основой для развития целого ряда отрас­лей. В настоящий момент они представляют собой раз­витые и самостоятельные сферы практического и научного педагогического знания. К их числу можно отнести:

1. Тифлопсихология - часть специальной психологии. Это наука изучает лиц с нарушениями зрения. Основными задачами тифлопсихологии являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, аномалии физического и психического развития при этих нарушениях, пути коррекции и компенсации, восстановления нарушенных или недоразвитых функций, создание условий формирования и всестороннего развития личности при различных нарушениях зрительной функции.

2. Сурдопсихология - наука, изучающая категорию лиц с различными нарушениями слуха. Основными задачами сурдопсихологии являются: комплексное изучение лиц с различными нарушениями слуха, вы­явление основных закономерностей овладения такой категорией специальным образованием, принципы проведения работы, направленной на социальную адаптацию и социально-профессиональную реабили­тацию.

3. Олигофренопсихология - наука, представляющая собой систему научных знаний о психическом разви­тии и его особенностях лиц с умственной отстало­стью. В последнее время начали интенсивно разви­ваться новые отрасли олигофренопсихологии.

4. Психология детей с нарушением опорно-двига­тельного аппарата базируется на знаниях в области невропатологии, нейрофизиологии, психологии и других наук. Основной целью этой отрасли специальной психологии является изучение особенностей разви­тия лиц с ДЦП, становления их личности с целью создания особых условий жизни, обучения и последую­щей трудовой деятельности этой категории лиц.

5. Психология детей с задержкой психического раз­вития занимается изучением особенностей развития этой категории детей. Это многочисленная группа детей с минимальным органическим поражением или функциональной недостаточностью центральной нервной системы.

6. Психология детей с комплексными нарушениями является частью специальной психологии. К слож­ным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Главными целями этой предметной области являют­ся поиск альтернативного пути компенсации дефекта и вывод ребенка из ситуации социально-культурного тупика.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА является одним из направ­лений общей педагогики. В нашей стране синонима­ми понятия «специальная педагогика» принято счи­тать такие понятия, как «коррекционная педагогика», или «дефектология».

Под спе­циальной педагогикой как наукой понимается обуче­ние и воспитание лиц с отклонениями в психическом и физическом развитии, для которых получение обра­зования в обычных педагогических условиях невоз­можно.

Предметом специальной педагогики является тео­рия и практика специального образования. Предмет специальной педагогики включает в себя:

1) изучение особенностей развития и образования категории лиц, имеющих ограниченные возможно­сти жизнедеятельности;

2) изучение особенностей становления и социализа­ции личности категории лиц, имеющих ограничен­ные возможности жизнедеятельности;

3) использование полученных знаний для нахожде­ния наилучших средств, условий, путей коррекции психических или физических недостатков;

4) организацию компенсации деятельности нарушен­ных органов и систем организма человека с огра­ниченными возможностями жизнедеятельности;

5) образование такого человека, достижение его со­циальной адаптации и интеграции в современное общество;

6) обеспечение лицу с ограниченными возможностя­ми жизнедеятельности максимальной независимо­сти и самостоятельности.

Общая и специальная педагогика имеет единую ко­нечную цель - это достижение развивающейся лично­стью самореализации и социализации. Однако спе­циальная педагогика делает акцент на достижении человеком с ограниченными возможностями жизнедея­тельности максимально возможной самостоятельной и независимой жизни как предпосылки для дальней­шей самореализации и социализации.

Кроме того, специальная педагогика обладает спе­цифическими целями, одной из которых является лич­ностная реабилитация. Под личностной реабилитаци­ей понимают преодоление чувства неполноценности, воспитание чувства собственного достоинства, фор­мирование адекватных форм социального поведения и др.

Специальная педагогика - это отрасль педаго­гики, объектом которой является человек, развиваю­щаяся личность с отклонениями в соматической, пси­хической, двигательной, интеллектуальной, сенсорной, речевой или поведенческой сфере, которые ограничи­вают или затрудняют возможность социализации, нор­мальной жизни в обществе, трудоспособность и жиз­недеятельность.

Первые исследования в области специальной пе­дагогики, посвященные детям, доказали, что эффек­тивность коррекционной работы зависит от времени ее начала, ее содержания, методов и приемов.

Для достижения ряда целей, без которых невозмож­ны конечная социализация и реабилитация лица с огра­ниченными возможностями жизнедеятельности, спе­циальная педагогика решает целую систему задач:

1) обоснование и определение построения педаго­гических классификаций категорий лице ограни­ченными возможностями здоровья и жизнедея­тельности;

2) изучение педагогических закономерностей разви­тия личности в условиях ограничения возможно­сти жизнедеятельности;

3) определение коррекционных и компенсаторных возможностей индивидуума с конкретными наруше­ниями в соответствии с их структурой и социаль­но-личностными условиями их проявления;

4) изучение закономерностей специального образо­вания, прогнозирование возникновения новых пе­дагогических систем, а также развитие уже сущест­вующих педагогических систем образования различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности;

5) изучение и реализация процессов средового и социального адаптирования, реабилитации и реа­билитации лиц с ограниченными возможностями;

6) организация интеграции лиц с ограниченными воз­можностями в современное общество на различ­ных ступенях жизненного цикла;

7) разработка научных основ содержания образова­ния, принципов, методов, технологий, организация реализации условий специального образования;

8) разработка и реализация различных программ, направленных на коррекцию, компенсацию и обра­зование лице ограниченными возможностями;

9) взаимодействие с рядом смежных наук, в частно­сти с социальной педагогикой, по проблемам, ка­сающимся людей с ограниченными возможностя­ми жизнедеятельности и выходящим за рамки общепринятого социокультурного стандарта;

Для всех предметных областей объединяющим на­чалом является специальная педагогика, которая оформилась как теоретическая предметная область на протяжении XX в. Тогда начали складываться пред­метные области современной специальной педаго­гики.

1. Тифлопедагогикаявляется частью специаль­ной педагогики, это наука об обучении и воспитании лице нарушениями зрения. Основными задачами тифло­педагогики являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, анома­лии физического и психического развития при этих нарушениях, пути коррекции и компенсации, восста­новления нарушенных или недоразвитых функций, со­здание условий формирования и всестороннего раз­вития личности при различных нарушениях зрительной функции.

2. Сурдопедагогика - наука об обучении и вос­питания лице различными нарушениями слуха. Ос­новными задачами сурдопедагогики являются: комп­лексное изучение лиц с различными нарушениями слуха, выявление основных закономерностей овла­дения такой категорией специальным образованием, проведение соответствующей педагогической рабо­ты, направленной на социальное адаптирование и со­циально-профессиональную реабилитацию.

3. Олигофренопедагогика - наука, представляю­щая собой систему научных знаний об обучении и воспитании лиц с умственной отсталостью. В последнее время начали интенсивно развиваться но­вые отрасли олигофренопедагогики, такие как дош­кольная олигофренопедагогика и ряд других.

4. Логопедия - наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и профилактики средства­ми специального обучения и воспитания. Логопедия базируется на психологии, педагогике, нейролинг-вистике и некоторых других науках. Эти дисциплины позволяют разрабатывать и использовать методы раз­вития, исправления и восстановления речи.

5. Отрасль специальной педагогики примени­тельно к лицам с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата базируется на знаниях в области невропатологии,нейрофизиологии, психологии и дру­гих наук. Основной целью этой отрасли специальной педагогики является создание особых условий жизни и обучения и последующей трудовой деятельности этой категории лице целью дальнейшей их социаль­ной адаптации.

6. Отрасль специальной педагогики примени­тельно к лицам со сложными нарушениями в раз­витии является частью специальной педагогики. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Главной целью этой предметной области является поиск альтернативного пути компенсации дефекта и вывод ребенка из ситуации социально-куль­турной адаптации.

Наши рекомендации