Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления. Структура и формы реализации полномочий местного самоуправления.

Муниципальные образования самостоятельно владеют, пользу­ются и распоряжаются муниципальной собственностью; формиру­ют, утверждают и исполняют местный бюджет; устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения. При осуществлении этой деятельности прини­маются во внимание задачи комплексного социально-экономичес­кого развития территории муниципального образования. Кроме того, органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, предусматривая рациональные пропорции в развитии производственной и социаль­ной инфраструктур, координируют участие предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, в ком­плексном социально-экономическом развитии территории муни­ципального образования.

Полномочия местного самоуправления реализуются непосредственно населением муниципальных образований. Именно за населением муниципальных образований Закон об общих принципах организации местного самоуправления вслед за Конституцией РФ признает право на осуществление местного самоуправления. В соответствии с его ст. 12 население городского, сельского поселения, независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Структура органов МСУ в соответствии со ст. 131 Конституции РФ и ч. 6 ст. 14 названного закона определяется населением самостоятельно. Здесь важны два момента.
1. Образование органов МСУ, назначение должностных лиц МСУ органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 17, ч. 3).
2. Целесообразность применения принципа разделения властей на уровне муниципального образования определяется самим местным сообществом и закрепляется в уставе муниципального образования.

Существуют попытки классификации основных организационно-правовых форм МСУ с целью учесть особенности и специфику основных моделей МСУ.
1. Форма "сильный совет - слабый мэр". В рамках этой модели представительный орган избирает из своего состава исполнительный орган (главу МСУ), обладает большим объемом прав в сфере управления, в хозяйственных и финансовых вопросах и особенно в вопросах назначения на должности. Мэр исполняет в основном представительские и оперативно-исполнительные функции, имеет ограниченные права по координации деятельности исполнительных органов и контроля за их деятельностью, подотчетен Совету.
2. Форма "сильный мэр - совет". Для этой модели характерно избрание исполнительного органа (мэра) непосредственно населением. Мэр самостоятельно решает многие текущие вопросы, обладает правом отлагательного вето на решения совета, которое может быть преодолено лишь квалифицированным большинством голосов совета. Исполнительная и представительная власть существует как самостоятельные и равнолегитимные ветви.
3. Форма "совет - управляющий". Эта модель отражает стремление к деполитизации МСУ, устранению коррупции, авторитарного правления.
Управляющий (администратор, менеджер) - профессионал в сфере социального управления, политически нейтральная фигура, назначается и увольняется советом, чаще - по результатам конкурса.
Недостатком модели является невозможность или затруднительность влияния населения на политику, проводимую управляющим.
4. Форма комиссий, которые образуются из выборных депутатов совета - уполномоченных, каждый их которых управляет каким-либо отделом; наличие высшего должностного лица не предусматривается.

Достоинством этой модели можно признать возможность оперативного принятия решений в виду отсутствия разделения властей, а недостатком - бесконтрольность, недостаточную компетентность из-за отсутствия профессионального опыта, возможность отстаивания комиссионерами интересов только своих отделов, дестабилизации управления.
5. Комбинированная форма: "сильный совет - сильный мэр - управляющий". Управляющий (главный администратор) подчиняется мэру, а не совету. Наличие специалиста-управляющего обеспечивает профессионализм, а избиратели имеют возможность прямого влияния на политику МСУ, поскольку, голосуя "за" или "против" мэра (а именно он назначает и снимает управляющего), они тем самым голосует за сохранение или замену местной администрации. В рамках этой модели и представительный и исполнительный орган (мэр) избираются населением.

Наши рекомендации