Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: меры ответственности и процедуры.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления — это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществление или ненадлежащее осуществление своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. так же, как и Федеральный Закон о местном самоуправлении 1995 г, выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: перед населением муниципального образования; перед государством; перед физическими и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданскую правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Органы и должностные лица местного самоуправления несут конституционную ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий. Можно выделить следующие основные случаи привлечения их к конституционной ответственности: при утрате доверия; издании незаконных правовых актов; неисполнении или ненадлежащем исполнении отдельных государственных полномочий.

Должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в случае совершения ими правонарушений при исполнении служебных обязанностей, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ.

Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения.

Органы местного самоуправления несут ответственность перед различными физическими и юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права и свободы и причиняющих имущественный и иной ущерб. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке.

28.Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования как мера ответственности. Отзыв гражданами: правовые основы, основания, порядок отзыва. Удаление в отставку: правовые основы, основания, порядок осуществления. Отрешение от должности высшим должностным лицом субъекта РФ. Юридические последствия досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
–смерти, - отставки по собственному желанию, отрешения от должности со ст74 ФЗ131, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным., признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим, вступление в силу обвинительного приговора суда, выезда за пределы РФ на пмж, утраты гражданства РФ, отзыва избирателями, установление в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия, досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования, если глава был избран из данного органа. В случае досрочного прекращения полномочий главы его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления определяемое в соответствующим с уставом муниципального образования.

Граждане — инициаторы отзыва главы муниципального образования подают заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву в избирательную комиссию муниципального образования, заявление должно быть подписано всеми членами инициативной группы лично с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, феса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего о документа каждого из них. В заявлении должны содержаться: сформулированное предложение об отзыве главы муниципального образования; изложение мотивов возбуждения вопроса об отзыве главы муниципального образования; сведения об уполномоченном представителе инициативной группы. К заявлению должны быть приложены документы (официально заверенные копии документов), подтверждающие наличие оснований отзыва главы муниципального образования. В случае если заявление и приложенные к нему документы соответствуют требованиям законодательства, комиссия муниципального образования незамедлительно информирует о них главу муниципального образования, в отношении которого возбуждается вопрос об отзыве, и по его требованию представляет данному лицу копии заявления, решения и приложенных к нему документов. Одновременно копии указанных документов направляются в представительный орган местного самоуправления. Установив соответствие заявления инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям законодательства, устава муниципального образования, муниципальная избирательная комиссия регистрирует инициативную группу, выдает ей регистрационное свидетельство, разрешает сбор подписей в поддержку голосования по отзыву. Процедура отзыва должна обязательно предусматривать возможность главы муниципального образования представить избирателям объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса об его отзыве, в том числе в средствах массовой информации. Более того, необходимо предусмотреть проведение открытых слушаний, на которых обе стороны могли бы высказывать свои аргументы, чтобы избиратели смогли взвесить все «за» и «против» отзыва. В случае несогласия с причинами, послужившими основанием для постановки вопроса об отзыве, глава муниципального образования, вправе обратиться в суд. Если вопрос об отзыве главы муниципального образования, возбужден в соответствии с требованиями действующего законодательства, представительный орган местного самоуправления принимает решение о проведении голосования по отзыву главы муниципального образования. Принятое решение направляется в комиссию муниципального образования по проведению голосования по отзыву. Деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, участвующих в подготовке и проведении голосования по отзыву главы муниципального образования, осуществляется гласно. Комиссии по проведению голосования по отзыву в установленные сроки информируют граждан о работе обеспечивающих голосование комиссий, о составе и времени их работы. Глава муниципального образования, считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Удаление главы МО в отставку

Основания:

1) Его решение, действие (бездействие) повлекшие просроченную задолженность мо по исполнению своих долговых или бюджетных обязательств, превышающую 30 % собственных доходов бюджетов мо, либо превышающую 40 % бюджетных ассигнований в отсчетном финансовом году.

2) Решение. Действие (бездействие), повлекшие при осуществлении отдельных государственных полномочий, нецелевое расходование бюджетных средств, либо нарушение К и законодательства.

3) Неисполнение им в течение 3-х и более месяцев обязанности по решению вопросов местного значения.

4) Неудовлетворительная оценка его деятельности представительным органом МО по результатам его ежегодного отсчета перед представительным органом данное 2 раза подряд.

Инициаторами удаления в отставку могут быть либо депутаты представительного органа. Инициатива оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган МО. Обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа об удалении главы мо в отставку. Инициатива депутатов должна быть выдвинута не менее чем 1/3 от установленной численности депутатов представительного органа. Об выдвижении инициативы должен быть поставлен в известность глава МО. Если инициатива выдвинута депутатами-не позднее дня, следующего за днем внесения обращения.

Рассмотрение инициативы об удалении в отставку осуществляется в представительном органе в течение 1 месяца со дня внесения соответствующего обращения. Если глава МО является председателем представительного органа, то заседание, на котором рассматривается вопрос об удалении в отставку проходит под председательством депутата, уполномоченного на это решением представительного органа. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленной численности депутатов представительного органа. При рассмотрении решения об удалении в отставку главе МО должны быть обеспечены: заблаговременное получение уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением и проектом решения представительного органа; предоставление возможности дать депутатам объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания удаления в отставку. Если инициатива удаления в отставку отклонена, то на повторное рассмотрение такой вопрос может быть вынесен не ранее чем через 2 месяца со дня проведения заседания представительного органа.

В современных российских условиях институт отзыва главы муниципального образования как вид юридической ответственности перед населением работает не эффективно, а в большинстве случает вообще не работает. В законодательном перечне оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования отсутствует должная систематизация, основанная на твердых и выверенных критериях. Весьма неоднозначно регулируются вопросы досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в уставах муниципальных образований, в том числе в контексте гарантий деятельности главы муниципального образования. В связи с этим возникает потребность в формулировании научно-практических предложений и рекомендаций по совершенствованию института досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица местного самоуправления, укреплению его муниципально-правового статуса.

29.Роспуск представительного органа муниципального образования.

Процедура роспуска представительного органа муниципального образования осуществляется поэтапно, в соответствии с нижеследующими правилами.

1. Она инициируется только, если представительным органом муниципального образования был принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, федеральным законам, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования.

2. Тот факт, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий вышеупомянутым актам, должен быть установлен только судом. В противном случае роспуск не может быть осуществлен.

3. Даже после судебного решения, установившего указанное нарушение, представительный орган муниципального образования избежит роспуска, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного решения суда, либо в течение иного предусмотренного решением суда срока, примет в пределах своих полномочий меры по исполнению решения суда, в том числе отменит соответствующий нормативный правовой акт.

4. Если же в течении трех месяцев со дня вступления в силу данного решения суда, либо в течение иного предусмотренного решением суда срока, представительный орган муниципального образования не примет в пределах своих полномочий меры по исполнению решения суда, в том числе отменит соответствующий нормативный правовой акт, процедура его роспуска переходит в активную фазу.

5. Суд вновь рассматривает данное дело и принимает решение, устанавливающее факт неисполнения решения суда представительным органом муниципального образования.

6. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ в течение месяца после вступления в силу судебного решения, установившего факт неисполнения решения суда, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона о роспуске представительного органа муниципального образования.

7. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ рассматривает законопроект и простым большинством голосов принимает закон о роспуске представительного органа муниципального образования

8. Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа местного самоуправления может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу.

9. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

10. В случае отклонения жалобы судом, представительный орган муниципального образования подлежит роспуску. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске.

Наши рекомендации