Тема 5. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления (2 ч)

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Развитие законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении в период с 1995 по 2003 год. Европейская Хартия местного самоуправления (общая характеристика). Понятие и принципы местного самоуправления, закрепленные Европейской Хартией.

2. Предпосылки муниципальной реформы в Российской Федерации в начале XXI века. Значение Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в развитии местного самоуправления.

3. Предметы ведения местного самоуправления. Вопросы местного значения, их особенности. Полномочия органов местного самоуправления: понятие и виды. Особенности правового регулирования компетенции местного самоуправления в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Исполнение органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

5. Полномочия органов местного самоуправления. Классификация полномочий органов местного самоуправления по сферам их реализации (бюджетно-финансовая, кредитная сферы, области управления муниципальным имуществом, строительства, жилищного хозяйства, коммунального хозяйства, благоустройства, дорожного хозяйства, транспорта, земельных отношений и охраны окружающей среды, здравоохранения, образования и культуры, охраны общественного порядка, обеспечения пожарной безопасности).

Задания для самостоятельной работы:

Решение практических задач (форма выполнения: письменная; форма контроля: аргументация решения студентом на практическом занятии):

1) На основании договора, заключенного между администрацией муниципального района и администрацией входящего в его состав сельского поселения, районная администрация приняла на себя обязанности в течение 1,5 лет содержать местный клуб и библиотеку. Сэкономленные в результате этого средства бюджета сельского поселения были направлены на завершение строительства муниципального Дома быта. Однако районная прокуратура опротестовала этот договор как противоречащий законодательству, поскольку каждое муниципальное образование должно самостоятельно управлять своим муниципальным имуществом. Обоснован ли протест районной прокуратуры?

2) Директор муниципальной гимназии обратился к заведующему отделом образования администрации муниципального района с просьбой о выделении дополнительных средств на ремонт компьютерного класса и закупку новых компьютеров, поскольку в ходе проверки школы районной санэпидстанцией было установлено, что компьютерный класс не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, а устаревшие компьютеры наносят вред здоровью детей. Заведующий районо разъяснил директору гимназии, что в бюджете района средства на эти расходы не предусмотрены, и посоветовал ему самостоятельно поискать спонсоров либо собрать на эти цели деньги с родителей учеников. Оцените рекомендацию заведующего отделом образования районной администрации с точки зрения соответствия ее законодательству.

3) Совет депутатов муниципального района утвердил Правила бытового обслуживания населения района, которым определил режим работы предприятий, занятых оказанием бытовых услуг, а также расценки на эти услуги. В решении районного Совета отмечалось, что данные Правила обязательны для всех предприятий бытового обслуживания населения, расположенных на территории муниципального района. Законно ли данное решение Совета народных депутатов муниципального района?

4) Городской муниципальный совет принял решение о том, что графики работы всех торговых предприятий в городском поселении устанавливаются их руководителями по согласованию с начальником управления торговли городской администрации. Кроме того, руководители наиболее крупных предприятий, независимо от формы собственности, подлежат утверждению главой городской администрации. Соответствует ли законодательству данное постановление городского совета?

5) Депутаты постоянной комиссии по образованию городской Думы, проверив ряд муниципальных школ города, пришли к выводу о том, что состояние учебно-воспитательной работы в школах является неудовлетворительным. На заседание комиссии депутаты пригласили главу местной администрации и рекомендовали ему принять необходимые меры по исправлению ситуации, в том числе: освободить от должности директоров трех муниципальных школ, а их заместителям по учебно-воспитательной работе объявить выговоры; обязать руководителей всех школ ежемесячно согласовывать с отделом образования администрации городского округа планы мероприятий, проводимых в школах; установить, что максимальная численность в классах не должна превышать 20 учеников. Соответствуют ли законодательству рекомендации постоянной комиссии?

6) Члены общественного экологического движения выявили ряд нарушений законодательства об охране природы предприятиями городского округа, в частности, выброс в атмосферу вредных веществ, слив в реки неочищенных вод, вырубку зеленых насаждений и т.п., и обратились к главе городской администрации с требованиями принять срочные меры к нарушителям. Глава администрации ответил, что эти вопросы не входят в компетенцию администрации городского округа, поэтому свое заявление о выявленных нарушениях они должны направить в прокуратуру. Соответствует ли законодательству заявление главы администрации городского округа? Какие вопросы в области охраны окружающей среды входят в компетенцию органов местного самоуправления?

Тема 6. Территориальная организация (основа) местного самоуправления (2 ч)

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Понятие муниципального образования. Основные признаки муниципального образования. Виды муниципальных образований в Российской Федерации. Порядок ведения Федерального реестра муниципальных образований.

2. Установление границ городских и сельских поселений. Основные требования к установлению границ поселений. Территории с высокой и низкой плотностью населения.

3. Изменение границ муниципальных образований. Порядок изменения границ муниципальных районов, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других районов. Порядок изменения границ поселений, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений. Порядок изменения границ муниципальных районов и поселений, не влекущего отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений.

4. Преобразование муниципальных образований. Порядок объединения двух и более поселений, поселения с городским округом, муниципальных районов, разъединения поселения и муниципального района. Порядок изменения статуса городского поселения.

5. Упразднение и создание поселений. Порядок определения структуры органов местного самоуправления во вновь образованном муниципальном образовании.

6. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях (в закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах, городах федерального значения, приграничных территориях, муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)).

Задания для самостоятельной работы:

Решение практических задач (форма выполнения: письменная; форма контроля: аргументация решения студентом на практическом занятии):

1) Депутаты городского муниципального Совета городского поселения Ремное. обратились в Законодательное собрание области с инициативой о придании городскому поселению статуса городского округа. К своему заявлению они приложили результаты опроса жителей поселения, выразивших свое согласие на преобразование его статуса, а также решение представительного органа муниципального района, в состав которого входит данное поселение, о согласии на наделение городского поселения Ремное статусом городского округа. Однако Законодательное собрание области отказало в рассмотрении данной инициативы на том основании, что к решению представительного органа муниципального района должны прилагаться результаты опроса жителей муниципального района по данному вопросу. Обоснован ли отказ Законодательного собрания области в удовлетворении заявления городского муниципального Совета? Каков порядок изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа?

2) Жители сельского поселения Некрасовка, в котором от первоначальной численности в 1100 человек осталось проживать всего 500 человек, обратились к главе муниципального района, в состав которого входило данное поселение, с просьбой лишить их статуса самостоятельного муниципального образования и включить в состав соседнего городского поселения, рядом с которым располагалось данное село. Глава муниципального района подготовил соответствующий проект решения районного муниципального Совета и внес его на рассмотрение депутатов на очередной сессии. Депутаты районного совета сочли просьбу жителей Некрасовки целесообразной и приняли решение о включении села Некрасовки в состав городского поселения. Соответствует ли законодательству решение представительного органа муниципального района? Возможно ли включение сельского населенного пункта в состав городского поселения?

3) В состав Миргородского муниципального района входят два сельских и одно городское поселение. Органы местного самоуправления муниципального района обратились с заявлением в областную Думу с просьбой присоединить район к соседнему экономически развитому городскому округу. Свое заявление они мотивировали тем, что отсутствие на территории района крупных налогоплательщиков, низкая плотность сельского населения и малая численность жителей городского поселения, зависимость бюджета района от финансовой помощи из областного бюджета (на 95 %) не позволяют в полной мере решать вопросы местного значения, отнесенные статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению муниципального района. Возможно ли удовлетворение заявления органов местного самоуправления Миргородского муниципального района? Какие варианты решения данной проблемы предусмотрены законодательством?

Наши рекомендации