Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления

Вопросы правового регулирования предметов ведения местного самоуправления, как показывают зарубежный опыт, а также дореволюционная отечественная практика, могут решаться по-разному.

Государство может установить для местного самоуправления, например, как это сделано во Франции, обязательные расходы, которые должны быть предусмотрены в местном бюджете для решения тех или иных местных вопросов, а также запрещенные расходы. Расходы, которые для органов местного самоуправления носят во Франции обязательный характер, определяются Коммунальным кодексом. К ним относятся расходы на содержание персонала; на содержание и на поддержание в хорошем состоянии коммунальных сооружений (коммунальных дорог, кладбищ, станций по очистке сточных вод и др.); на создание, организацию и работу определенных государственных служб и др. Запрещенными расходами для коммун являются те, что противоречат законодательству. Например, расходы, которые вторгаются в области, запрещенные для вмешательства со стороны коммун (дипломатия, национальная оборона и др.), расходы, которые противоречат местному общественному интересу (например, расходы, представляющие чисто частный интерес).

Расходы, которые не являются ни обязательными, ни запрещенными, относятся к категории «необязательных расходов». Содержание этой категории разнообразно, ибо оно меняется в зависимости от финансовых возможностей коммун. Например, коммуны вправе оказывать или не оказывать помощь предприятиям, увеличивать расходы на социальные нужды и т.д.

В дореволюционной России практика правового регулирования предметов ведения законных органов характеризовалась следующим.

На губернские и уездные земские учреждения, созданные в 1864 г. в России, закон возлагал две категории дел. К первой относились заботы о народном образовании, о здравоохранении и общественном призрении, о местных путях сообщения, помощь земледелию, торговле и промышленности и др. Ко второй категории дел относились: раскладка налогов и натуральных повинностей, несение некоторых расходов по содержанию общей администрации и судебных органов. При этом закон строго ограничивал перечень услуг, которые могли оказывать земства населению. Так, Правительствующий Сенат при рассмотрении одного из дел признал, что оказание тех услуг, которые не вошли в перечень, не относится к компетенции земских органов. На этом основании он отказал земствам в признании за ними права организовывать юридические консультации и вообще юридическую помощь населению.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит достаточно обширный перечень вопросов местного значения, которые отнесены к ведению муниципальных образований. Однако этот перечень не является исчерпывающим. Он может быть расширен законами субъектов Российской Федерации, относящими к вопросам местного значения и иные вопросы, которые муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Конкретный перечень вопросов местного значения, относящихся к ведению муниципального образования, закрепляется в его уставе.

Законами субъектов Российской Федерации разграничиваются предметы ведения муниципальных образований в том- случае, если в границах территории муниципального образования (например, района) имеются Другие муниципальные образования (города, поселки, станицы и т.д.).

Предметы ведения между городским муниципальным образованием и внутригородскими муниципальными образованиями, если таковые имеются, разграничиваются уставом города.

Органы государственной власти не вправе принимать к своему рассмотрению и решать вопросы, отнесенные к ведению местного самоуправления: осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

ГЛАВА 16 ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Наши рекомендации