Формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и населения. Институт отзыва в системе местного самоуправления.

Выборные лица являются не только защитниками интересов населения соответствующей территории, но и лицами, обладающими полномочиями по принятию решений, обязательных для населения.

Выборные лица сочетают в себе полномочия лица, обслуживающего население, и лица, являющегося руководителем муниципального образования.

Механизмы взаимоотношений выборных лиц и населения действующим федеральным законодательством не урегулированы.

В региональных законах, в муниципальных правовых актах традиционно встречаются положения, обязывающие

- вести прием избирателей выборных лиц местного самоуправления в обязательном порядке (как правило, не реже 1 раза в месяц);

- отчитываться о своей работе перед избирателями (как правило, не реже 1 раза в год).

Встречаются также нормы, восстанавливающие существовавший в советские времена институт наказа избирателей как поручения выборному лицу местного самоуправления по решению какой-либо проблемы, о решении которой выборное лицо обязано отчитаться перед избирателями.

В условиях повышения обеспеченности населения телефонными услугами, телевидением, Интернет-связью получают распространение контакты выборных лиц с избирателями в режимах “прямых линий”.

При ненадлежащем исполнении своих функций выборными лицами местного самоуправления население может применить к ним определенные меры воздействия.

Проблема принципиальной допустимости досрочного прекращения полномочий выборных лиц публичной власти была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ определил, что ст. 32 Конституции РФ гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. по своему содержанию связана лишь с процессом избрания этих органов.

Согласно Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” выборы завершаются в момент подведения итогов голосования, установления результатов выборов.

Отношения, связанные с осуществлением депутатских полномочий и досрочным их прекращением, регламентируются нормами федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и выборных органов местного самоуправления.

Следовательно, досрочное прекращение депутатских полномочий не затрагивает права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

В развитие данной правовой позиции Конституционного Суда РФ Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (в ред. от 6 октября 2003 г.) институт отзыва выборных лиц местного самоуправления определен как обязательный.

Процедура отзыва должна базироваться на нормах о проведении местных референдумов, хотя и не должна быть полностью идентичной ей. При этом в качестве федеральных гарантий законности и демократичности данной процедуры установлено, что:

- основанием для отзыва выборного лица местного самоуправления “могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае подтверждения в судебном порядке”;

- процедура отзыва должна обеспечивать отзываемому лицу “возможность дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва”;

- отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало не менее половины всех зарегистрированных в соответствующем избирательном округе избирателей.

Как уже отмечалось, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определено, что основанием для отзыва выборного лица “могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае подтверждения в судебном порядке”. Таким образом, речь идет исключительно о ситуации нарушения каких-либо предписаний, установленных законодательно.

Однако Конституция РФ не определяет столь жесткие рамки.

В статье 46 говорится о возможности обжалования в суд решений и действий, а равно бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления.

Из данной конституционной нормы не следует, что обжалуемые решения или действия (бездействие) не могут относиться к кругу вопросов, обязательство по решению которых соответствующий орган или лицо взяли на себя добровольно, например, в рамках агитационной кампании.

Кроме того, суд обладает не только полномочием по установлению соответствия или несоответствия решений и действий (бездействия) требованиям нормативных правовых актов, но и полномочием по установлению юридически значимых фактов.

Таким образом, обжалование в суд решений или действий (бездействия), не являющихся противоправными, следует признать допустимым. При этом, однако, суд может лишь установить факт несоответствия действий лица добровольно принятым на себя обязательствам. Решение же о понуждении лица как представителя власти к действиям, которые он осуществлять не обязан, с точки зрения нормативных актов об организации местного самоуправления, недопустимо.

Неисполнение предвыборной программы может быть обжаловано в суд, но основанием для отзыва служить не может. Соответствующее судебное решение может быть использовано лишь как основа для критики выборного лица, а также как агитационный материал в рамках очередной выборной кампании.

Билет № 21

Наши рекомендации