Тема 9Понятие и структура предметов ведения местного самоуправления.

Понятие предметов ведения местного самоуправления, соотношение с понятиями «компетенция» и «полномочия». Понятие и общая характеристика вопросов местного значения, порядок их установления. Понятие отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Принципы и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Тема 10 Полномочия органов местного самоуправления

Полномочия представительного органа муниципального образования по решению вопросов местного значения. Полномочия главы муниципального образования по решению вопросов местного значения. Полномочия местной администрации по решению вопросов местного значения. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям.

Раздел 5 Гарантии прав местного самоуправления.

Тема 11Понятие и система гарантий прав местного самоуправления.

Определение и классификация гарантий местного самоуправления. Организационные, политические, финансово-экономические и специальные (юридические) гарантии. Защита прав местного самоуправления.

Тема 12 Ответственность в системе местного самоуправления.

Понятие и виды ответственности в системе местного самоуправления. Понятие и признаки муниципально-правовой ответственности, ее соотношение с конституционно-правовой ответственностью. Основные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления - перед государством, перед населением, перед физическими и юридическими лицами: основания, санкции, порядок применения.

Образовательные технологии

В целях формирования и развития общекультурных и профессиональных компетенций, а также профессиональных навыков обучающихся используется сочетание традиционных технологий с проблемной, критической и иными образовательными технологиями, которые являются технологиями активного/интерактивного обучения. Выбор технологий связан с формами аудиторных занятий (лекции, семинары) и необходимостью организации и контроля самостоятельной работы студентов.

В рамках аудиторных занятий используются традиционные формы чтения лекций информационного типа и опросы в ходе семинарских занятий, а также проведение аудиторных занятий с элементами визуализации, дискуссии, презентации, технология casestudy (разбор конкретных ситуаций и решение ситуационных задач), обсуждение проблем правового регулирования и правоприменительной практики и некоторые другие.

Внеаудиторная работа студентов преимущественно организуется в виде работы в глобальной сети (использование Интернет-технологий), включая работу со справочными правовыми системами КонсультантПлюс и Гарант, официальным интернет-порталом правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), составления и оформления презентаций, поиска информации, проектной технологии.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов предполагает не только самостоятельное изучение нормативных правовых актов и специальной литературы при подготовке к учебным занятиям, но и выполнение ряда заданий, направленных на формирование у студентов собственной позиции по проблемам муниципального права, а также на изучение отдельных вопросов, не охваченных лекционными и семинарскими занятиями. В первом случае для формирования собственной позиции студентам предлагается начать с изучения истории рассматриваемого вопроса, затем необходимо внимательно проанализировать действующие нормативные правовые акты и позиции ученых и практиков по рассматриваемому вопросу. На основании полученной информации попытаться аргументировано изложить свою точку зрения, даже если она отличается от мнения ведущих специалистов. Данная позиция должна быть изложена письменно в конспектах по самостоятельной работе, а также может быть высказана при рассмотрении соответствующих вопросов на семинарских занятиях в ходе дискуссии либо путем подготовки доклада (доклада с презентацией) и при ответе на зачете.

Обязательному выполнению в письменной форме подлежат задания для самостоятельной работы студентов, а также решение задач и казусов к семинарским занятиям, которые указаны в Приложении 1 к Рабочей программе по данной дисциплине.

Методические указания и планы практических занятий для студентов содержаться в Приложении 1 к Рабочей программе по данной дисциплине.

С данными учебно-методическими материалами можно ознакомиться на кафедре конституционного, административного и финансового права и в системе Moodle (http://sdo.ivanovo.ac.ru/course/index.php?categoryid=5).

Организовать время на самостоятельную работу поможет раздел 4 «Тематическое планирование» рабочей программы.

7. Характеристика оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Для оценивания результатов освоения отдельных разделов и тем дисциплины в ходе текущего контроля успеваемости, а также для определения степени освоения бакалаврами учебной дисциплины «Муниципальное право России» используются следующие оценочные средства:

- оценка за ответ на семинарском занятии, проводимом в традиционной форме (оценивается правильность, полнота ответа);

- оценка за активное участие в обсуждении проблемы в форме дискуссии на семинарском занятии (оценивается степень активности, умение высказывать и аргументировать свою позицию);

- оценка за выполнение практического задания (задачи и казусы в Приложении 1 к рабочей программе);

- оценка за выполнение задания для самостоятельной работы студентов (перечень заданий для самостоятельной работыв Приложении 1 к рабочей программе).

Промежуточная аттестации по итогам освоения дисциплины проходит в форме зачета, который проводиться путем бланкового тестирования.

В ходе текущего контроля оценивание производится по стандартной 5-бальной системе. При этом оценка «удовлетворительно» соответствует пороговому уровню сформированности компетенций; оценка «хорошо» выставляется, если демонстрируемые студентом знания, умения, владения в целом соответствуют повышенному уровню сформированности компетенций, но студент допускает неточности и незначительные ошибки; оценка «отлично» выставляется, если демонстрируемые студентом знание, умение, владение полностью соответствует повышенному уровню сформированности компетенций.

Текущие оценки учитываются при выставлении зачета как формы промежуточной аттестации по результатам освоения дисциплины. Зачет не выставляется, если по результатам текущего контроля и в ходе промежуточной аттестации по результатам освоения дисциплины студент не демонстрирует порогового уровня сформированности компетенций.

Наши рекомендации