Ii. познавательные психические процессы

Ощущение

Понятие ощущения. Роль ощущений в жизни человека. Ощущения и проблема познаваемости мира. Физиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Пороги ощущений. Субсенсорные ощущения. Константа Вебера. Закон Вебера-Фехнера. Свойства ощущений (пространственно-временные, модальность, интенсивность). Адаптация в ощущениях. Взаимодействие ощущений. Синестезия. Сенсибилизация.

Восприятие

Понятие восприятия. Отличие восприятия от ощущения. Физиологические механизмы восприятия. Виды восприятия. Восприятие пространства, времени, движения. Характеристики восприятия: локализация, объемность, форма, величина, длительность, последовательность, одновременность, непрерывность, модальность, интенсивность. Механизмы восприятия. Вторичные характеристики восприятия: константность, предметность, целостность, осмысленность, апперцепция. Иллюзии восприятия. Перцептивная деятельность.

Память

Понятие памяти и ее роль в жизни человека. Теории памяти. Ассоциативная теория, гештальттеория, психоаналитическая теория, деятельностная теория. Механизмы памяти. Типы классификаций памяти. Виды памяти: мгновенная, кратковременная, долговременная, оперативная, непосредственная и опосредованная, произвольная и непроизвольная, образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая, механическая, смысловая. Типы памяти. Характеристика представлений. Процессы памяти. Закономерности памяти. Индивидуальные особенности памяти. Нарушения памяти. Способы управления памятью.

Воображение

Понятие воображения. Отличие воображения от восприятия и памяти. Воображение и мышление: сходство и различия. Виды воображения: пассивное, активное, преднамеренное, непреднамеренное, воссоздающее, творческое. Сновидения, галлюцинации, грезы, мечты как виды воображения. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Механизмы воображения. Воображение и творчество. Связь творческой фантазии с доминированием правого-левого полушарий. Взаимосвязь воображения с органическими процессами.

Мышление

Понятие мышления. Отличие мысли от образа. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение связей и отношений действительности. Теории мышления. Ассоциативная теория мышления. Представление о мышлении в бихевиоризме и гештальтпсихологии. Деятельностная теория мышления (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.) Связь мышления с решением задач. Формы мысли: понятие, суждение, умозаключение. Индукция и дедукция. Мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Общие характеристики мышления. Виды мышления. Сравнительная характеристика образного и понятийного мышления. Этапы мыслительного действия. Индивидуальные особенности мышления. Творческое мышление. Понятие об интеллекте.

Речь

Значение речи в жизни человека. Понятие и функции языка и речи. Речь как средство общения, обобщения, обозначения. Отличие речи от языка. Значение и смысл в речи. Отличие речи от средств общения у животных. Механизмы речи. Речь и мышление. Виды речи и их характеристика. Развитие речи. Проблема врожденности и приобретенности речевой способности.

III. РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Внимание

Понятие внимания. Значение внимания в жизни и деятельности человека. Функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности познавательных процессов. Физиологические основы внимания. Теории внимания. Связь внимания с аффектами, волей, движением. Внимание и установка (Д.Н.Узнадзе). Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности (теория П.Я.Гальперина). Формы внимания: перцептивная, аффективная, интеллектуальная, моторная. Природное и социально-обусловленное внимание. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Факторы, определяющие непроизвольное и произвольное внимание. Свойства внимания: избирательность, устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключение. Развитие внимания. Способы управления вниманием.

Эмоции и чувства

Определение эмоций и чувств, их различие. Значение эмоций в жизни человека. Теории эмоций (Ч.Дарвина, Джемса-Ланге, Кеннона-Барда, З. Фрейда, Йеркса-Додсона, П.В.Симонова). Функции эмоций и чувств: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Виды эмоций. Эмпирические характеристики эмоций: полярность, целостность, энергетическая насыщенность. Физиологические основы эмоций. Формы переживания чувств: эмоциональный тон, настроение, стресс, аффект, страсть. Высшие чувства. Чувства и личность.

Воля

Понятие воли. Значение воли в жизни человека и регуляции его деятельности. Специфика волевого действия. Структура волевого акта. Наличие препятствий, борьба мотивов как условия возникновения волевого акта. Принятие и исполнение волевого решения. Физиологические основы воли. Теории воли. Волевые качества личности: сила воли, настойчивость, выдержка. Вторичные (производные) волевые качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность. Третичные волевые качества: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность. Развитие и воспитание воли. Становление и укрепление сознательной, нравственной регуляции поступков как важный этап в развитии воли. Воспитание у детей волевых качеств личности.

IV. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Личность

Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Понятие личности. Вклад А.Ф.Лазурского, Г.Айзенка, Г.Олпорта, Р.Кеттела в разработку проблем личности. Обзор зарубежных теорий личности. Теория черт. Фрейдизм и неофрейдизм. Гуманистические теории личности. Теория социального научения. Структура личности. Интраиндивидный, интериндивидный и метаиндивидный аспекты структуры личности. Биологическое и социальное в структуре личности.

Понятие потребностей и их виды (А.Маслоу, Г.Мэррей). Активность и направленность личности. Мотив и мотивация. Соотношение мотивов, потребностей и целей. Сознательное и бессознательное в мотивации. Характеристика мотивационной сферы личности. Теории мотивации. Самосознание и самооценка личности. Уровень притязаний. Формирование личности. Развитие личности по Э.Эриксону.

Деятельность

Понятие деятельности. Отличие деятельности от поведения. Мотивация деятельности. Структура деятельности: деятельность, действие, операция. Виды действий (двигательные, гностические, коммуникативные), характеристики действий (предметность, целостно-связный характер, вариативность, обобщенность, переключаемость). Классификация видов деятельности. Труд как деятельность. Учение и его особенности. Общение как деятельность. Игра как вид деятельности. Опыт личности – знания, умения, навыки, привычки. Структура навыка. Взаимодействие навыков. Причины ухудшения навыков.

V. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Темперамент

Понятие темперамента. Отличительные признаки темперамента. Теории темперамента (И.Кант, В.Вундт, Хейманс и Вирсма). Конституциональные теории темперамента (Э.Кречмер, У.Шелдон). Современные теории темперамента (Я.Стреляу, В.М.Русалов, В.Д.Небылицын, В.С.Мерлин, А.В.Либин). Физиологические основы темперамента в учении И.П.Павлова. Развитие учения о свойствах нервной системы в трудах Б.М. Теплова-В.Д.Небылицына. Типы темперамента, их характеристика. Происхождение и развитие темперамента. Возможности изменения темперамента. Темперамент и деятельность. Индивидуальный стиль деятельности.

Характер

Понятие характера. Отличительные особенности характера. Акцентуации характера и психопатии. Местоположение характера в структуре личности. Структура характера. Типы характеров по А.Е.Личко. Акцентуации характера по К. Леонгарду. Механизмы характера. Роль социальных и биологических факторов в формировании и развитии характера. Взаимосвязи характера и личности. Соотношение темперамента и характера

Способности

Понятие способностей. Соотношение способностей и знаний, умений, навыков. Признаки способностей. Структура способностей (элементарные, сложные, общие, специальные, ведущие, вспомогательные). Положение способностей в структуре личности. Качественная и количественная характеристика способностей. Соотношение понятий: способности, призвание, талант, гений. Задатки как природная основа способностей. Общие и специально человеческие типы нервной системы как задатки. Задатки и способности. Одаренность. Способности и успешность деятельности. Условия развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей.

Наши рекомендации