Познавательные психические процессы

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Психология – (перевод: учение о душе) наука о закономерностях развития и функционирования психики и психических явлений.

Психика – это свойства высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Классификация психических явлений

Выделяют психические процессы, состояния и свойства – это основные понятия, которыми оперирует общая психология.

Психические процессы делят на познавательные (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение и речь) и эмоционально-волевые (эмоции, чувства и воля). С помощью эмоционально-волевых процессов человек регулирует свое поведение и деятельность.

Психические состояния (усталость, мыслительный процесс и др.) – это функциональный настрой психики в определенный момент жизни и деятельности.

Психические свойства (темперамент, характер, способности и направленности) – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности психики.

Темперамент оказывает на динамику протекания деятельности человека, как внутренней психической, так и на динамику внешней практической деятельности.

Черты характера оказывают влияние на поведение человека в обществе.

Основные отрасли психологии

Психология выделилась как самостоятельная наука в 1879г.

Общая психология развивается как фундамент психологического знания, изучает основные психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, основные понятия и категории.

Возрастная психология изучает закономерности психического развития на различных возрастных этапах.

Перинатальная психология – изучает мотивы зачатия ребенка и т.д.

Детская психология

Дифференциальная психология – изучает индивидуально-психологические различия людей.

Инженерная психология – взаимодействия человека с машиной.

Психология труда

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Существует два уровня познания окружающей действительности:

1. Уровень непосредственного чувственного познания окружающей действительности. Этот уровень обеспечивают два познавательных процесса: ощущение (сенсорные процессы) и восприятие.

2. Уровень абстрактного отражения действительности. Этот уровень обслуживает мышление и воображение.

Память и внимание – универсальные психические процессы..

Ощущение – простейший психический процесс состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. (пассивный процесс)

Восприятие – психический процесс состоящий в отражении предметов и явлений во всей совокупности их свойств, при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. (активный процесс)

Продуктом восприятия является образ предмета или явления.

Ощущения даны человеку от рождения.

Восприятие формируется во время взросления человека

Физиологическая основа ощущений – работа анализатора

Анализатор – анатомо – физиологичческие аппараты, специализированный для приема воздействий отдельных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения

Структура анализатора:

1. Периферический раздел состоит из рецепторов которые преобразуют определенный вид энергии в нервный процесс

2. Проводящие пути есть афернтные (по котором к головному мозгу передается сигнал) эферентные (от мозга к органам).

3. Зоны головного мозга

Виды ощущений:

1. По модальности анализатора (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные ощущения, вкус).

2. Английский физиолог Шерингтон предложил следующую классификацию ощущений, в основу которой положено два критерия: по расположению рецепторов в организме человека и выполняемой ими функцией:

Экстрацептивные ощущения (внешние ощущения) расположены на поверхности нашего тела. Их делят на две большие группы:

Контактные и дистактные

Проприоцептивные ощущения или ощущения движения – дают человеку информацию о движении, о положении тела в пространстве. Расположены в органах движения.

Интерацептивные ощущения – внутренние ощущения. Доводят до человека информацию о состоянии его внутренних органов. Расположены во внутренних органах.

Свойства ощущений:

· Наличие порогов

· Адаптация

· Синестезия

· Сенсебелизация

· Контраст

Чувствительность – способность челловека или животного реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействияю

Чувствительность может быть абсолютной и относительной.

Чувствительность измеряется с помощью порогов. Выделяют нижний и верхний порог. Между этими порогами находится зона подлинных ощущений. Нижний порог определяется минимальной силой раздражителя, вызывающий едва заметное ощущение.

Субсенсорная облать – в ней не ощущается воздействие.

Разностный порог определяется минимальным различием между двумя раздражителями вызывающий едва заметное различие в ощущениях.

Зависимость интенсивности ощущения от силы раздражителя выражается формулой:

S = klgJ + C закон Вебера…

S интенсивность ощущения

J сила раздражителя

K,C -константы

Адаптация – изменение чувствительности под влиянием действующего раздражителя. Зависит от условий среды

Выделяют отрицательную адаптация – когда чувствительность ухудшается.

Положительная адаптация – наоборот

Контраст – данное ощущение зависит от тех, на фоне которых оно возникает.

Сенсибилизация – повышение чувствительности под воздействием психологических факторов.

Синестезия – возникновение под влиянием раздражением одного анализатора ощущения характерного для других анализаторов.

Восприятие пространства времени и движения.

Припоминание характеризуется тем, что для него необходимо усилие, чтобы извлечь информацию из памяти, но извлекается не вся.

Свободная актуализация памяти – человек своим словами воспроизводит информацию, которую он запомнил.

ВИДЫ ПАМЯТИ

Выделяют генетическую и прижизненную память.

Как правило, генетическая память определяет генетическое и физическое строение. Так же относят инстинкты.

Прижизненная память – это хранилище информации, полученной индивидом с момента рождения до смерти (молекулы РНК).

Импринтинг – раннее запечатление (первый увиденный объект запоминается).

I. Прижизненную память по содержанию запоминаемого материала делят на двигательную (память на различные движения), образную (подразделяется на зрительную, слуховую; память на психические образы), эмоциональную и словесно-логическую (память на мысли, полностью формируется к 12-13 годам, уже сопоставима с памятью взрослого человека).

II. Прижизненную память на основе длительности хранения информации делят на сенсорную (мгновенная память), кратковременную, промежуточную и долговременную.

Сенсорная память превращается в кратковременную, когда на запоминаемую информацию направленно внимание.

Объем кратковременной памяти равен 7+-2 единицы, то есть одновременно человек может запомнить от 5 до 9 единиц информации.

Промежуточная (буферная) память.

Долговременная память – информация хранится длительное время, даже на протяжении всей жизни.

Существует две разновидности:

· долговременная память с произвольным доступом (характерно то, что информация хранится в обобщенном, систематизированном виде; сюда поступает обработанная информация);

· долговременная память без произвольного доступа (информация хранится в первозданном, не переработанном виде; чтобы извлечь информацию, нужны особые обстоятельства).

Внимание – это избирательная направленность человека на определенные предметы и явления.

Виды внимания по происхождению и способу осуществления:

· непроизвольное внимание (человек не ставит себе цель быть внимательным; яркость, новизна, контраст, необычность движения – это свойства и явления предметов, которые непроизвольно привлекают внимание человека; например, интересы человека влияют на возникновение непроизвольного внимания);

· произвольное внимание (человек ставит себе цель быть внимательным, использует различные средства для поддержания внимания и прикладывает усилия к тому, чтобы быть внимательным);

· послепроизвольное внимание (произвольно по своему происхождению, но непроизвольно по протеканию).

Свойства внимания:

· объем внимания (равен 7 +- 2);

· устойчивость внимания (время удержания активного внимания на объекте);

· концентрация (степень внимания; нарушением концентрации внимания называется рассеянность: истинная рассеяность и ложная рассеянность);

· переключаемость (преднамеренный перенос внимания от одного вида деятельности к другому);

· распределение способности выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Мышление (в широком смысле) – это активная познавательная деятельность человека, в результате которой происходит обобщенное и опосредованное отражение объективной действительности в ее существенных связях и отношениях.

Прохлада – мороз, бережливость – скупость.

Основной единицей мышления является понятие, суждение или умозаключение.

Мышление (в узком смысле) – это процесс постановки и решения познавательной задачи.

Виды мышления:

1. По степени развернутости:

· дискурсивное мышление (поэтапно развернутый процесс);

· интуитивное мышление (характеризуется быстротой протекания, отсутствия четких этапов).

2. с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач:

· творческое (продуктивное) мышление;

· воспроизводящее (репродуктивное) мышление;

3. по характеру решаемых задач:

· теоретическое мышление (направлено на нахождение общих закономерностей);

· практическое мышление (направлено на решение частных задач).

4. по форме протекания мышления:

· предметно-действенное мышление (решение задачи происходит путем реальных действий с конкретными предметами);

· наглядно-образное мышление (человек действует с образами предметов и в уме);

· словесно-логическое мышление (решение задачи происходит с помощью формальных, логических средств).

Выделяют мыслительные операции – абстрагирование, анализ и т.д.

Выделяют индукцию и дедукцию.

Воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда раньше не воспринимались.

Виды воображения:

· пассивное (характерно создание образов, которые не воплощается в жизнь);

преднамеренное (грезы) и непреднамеренное (наблюдается при ослаблении деятельности сознания, галлюцинации);

· активное.

воссоздающее (создание образов, соответствующих описанию) и творческое.

Особым видом активного воображения является мечта.

Приемы создания образов воображения

аглютинация (склеивание);

гиперболизация (увеличение);

заострение;

типизация.

Психология личности

Наряду с понятием личности используется ряд других понятий. Индивид – это биологическая характеристика человека.

Человек – как носитель предметно-практической деятельности

Социальные качества – которые формируются благодаря жизни человека в обществе и помогают человеку занять в нем достойное положение.

Индивидуальность – это неповторимость и своеобразие человека как индивида, субъекта и личности.

Социальные качества человека

Человек становится личностью, когда они присваивает общественный опыт и использует его в своем поведении и деятельности. Общественный опыт человек присваивает через разные социальные группы.

Психология личности

Человек как личность – это член общества.

Существует два подхода к изучению личности:

1. дифференциально-психологический подход (изучаются отдельные черты личности и делается акцент на какой-то одной доминирующей черте, представители: Фрейд, Маслоу);

2. обще-психологический подход (анализируются не отдельные черты личности, а целостные личности);

Мотивационно-деятельностная теория

В рамках данной теории выявляется структура личности выделяются три основных компонента:

· Активность личности (это внешняя характеристика, которую можно наблюдать);

· Направленность личности;

· Смысл существования личности.

Опредмеченная потребность называется мотивом.

Социально значимые мотивы

1. мотив достижения (может проявляться двумя способами: стремление добиться успеха и стремление избежать неудачи);

2. мотив власти;

3. мотив присоединения (стремление к близким отношениям с другими людьми);

Все мотивы можно поделить на осознанные (интересы, стремления и убеждения) и неосознанные (влечения и установки).

Направленность – это активность личности к главному, доминирующему в данный момент времени мотиву.

Личностный смысл – это то ради чего живет и действует человек.

Важнейшими характеристиками личности являются: самооценка (это оценка личностью себя, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы; формируется в детском возрасте на основе оценок, которые дает взрослый человек), уровень притязаний (этот уровень успешности, которого человек обязуется достичь, зная уровень своего прошлого достижения) и локус-контроль (экстернал – люди с внешним фокусом контроля; интернал – с внутренним фокусом контроля).

Выделяют завышенную, низкую и нормальную самооценку

Теории личности

Теория личности Зигмунда Фрейда.

Структура личности по Фрейду:

1. оно (это бессознательное – врожденные инстинкты);

2. я (напряжение от внутреннего конфликта снимается через психологическую защиту);

3. сверх.

Карл Юнг выделил в структуре личности:

1. сознательное;

2. личное бессознательное;

3. коллективное бессознательное (содержит весь опыт предков).

Трансактный анализ личности

Наши рекомендации