Семинар 1. Предмет, задачи, проблемы психологии развития и возрастной психологии (Тема 1)

Вопросы для обсуждения:

1. Историческая, социальная и культурная перспективы выделения психологии развития и возрастной психологии как науки.

2. Соотношение понятий «психология развития» и «возрастная психология».

3. Предмет психологии развития и возрастной психологии.

4. Актуальные проблемы изучаемой науки.

5. Задачи психологии развития и возрастной психологии.

Доклады:

· Детство: культурный и исторический анализ понятия.

· Б.Г.Ананьев и ленинградская психологическая школа.

Литература:

Обязательная: 1,2,3,4,5.

Дополнительная: 1,17,19,24,44,58.

Семинар 2. Основные зарубежные теории психического развития (Тема.2)

Вопросы для обсуждения:

1. Биогенетические концепции психического развития (Ст. Холл; А. Гезел; А.Термен; К.Бюлер)

2. Теории научения (Б. Скиннер; И.П. Павлов; Дж. Уотсон; Э. Торндайк)

3. Социогенетические концепции психического развития (Н. Миллер, Дж. Доллар, Р. Сирс, А. Бандура)

4. Теория конвергенции В. Штерна.

5. Психоаналитическая традиция (З. Фрейд, Э. Эриксон)

6. Когнитивные теории (Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. Кольберг)

7. Гуманистическая психология и теории «Я» (А. Маслоу, К. Роджерс, Бернс Р., А.Ф. Лазурский, др.)

Доклады:

· Биогенетический закон и его применение в психологии развития.

· З.Фрейд и его вклад в исследование психического развития человека.

Литература:

Обязательная: 1,2,3,4,5.

Дополнительная: 9,19,24,39,54,58.

Семинар 3. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского (Тема.2)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие высших и натуральных психических функций. Значение социальной среды для развития ребенка.

2. Роль знака, речи в развитии высших психических функций.

3. Научные предпосылки разработки культурно-исторической концепции.

4. Развитие культурно-исторической концепции в работах А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Л.И.Божович, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, М.И.Лисиной.

5. Концепция социально–генетической психологии (В.В. Рубцов.).

Доклады:

· А.Р.Лурия: исследования головного мозга и регуляции психических процессов.

Литература:

Обязательная: 1,2,3,4,5.

Дополнительная: 13,15,16,17,22,37,47,57.

Семинар 4. Движущие силы, факторы и условия психического развития (Тема 3)

Вопросы для обсуждения:

1. Движущие силы психического развития.

2. Условия психического развития.

3. Факторы психического развития.

4. Закономерности психического развития.

5. Психическое развитие и деятельность. Понятие о ведущем типе деятельности.

6. Проблема соотношения обучения и развития. Понятие «зоны ближайшего развития». (Л.С. Выготский )

7. Понятие о сензитивных периодах в развитии психики ребенка.

Доклады:

· Феномен «Маугли», социальная среда и сензитивные периоды психического развития.

· Л.С.Выготский: личность и наука.

Литература:

Обязательная: 1,2,3,4,5.

Дополнительная: 13,14,15,16,19,40.

Семинар 5. Развитие человека: методы исследования (Тема 4)

Вопросы для обсуждения:

1. Объективность систематического исследования человеческого развития.

2. Методика построения научного исследования.

3. Методы, используемые в психологии развития и возрастной психологии, требования к ним;

4. Этапы построения систематического научного исследования.

5. Этика научного исследования.

Основные понятия: валидность, готовность, зависимая переменная, корреляция, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, модель экологических систем, надежность, научение, научный метод, независимая переменная, причинность, репрезентативность, экспериментальный план.

Доклады:

· Этические проблемы экспериментального исследования детского развития на рубеже XX-XI в.в.

· Ж.Пиаже и экспериментальная психология.

Литература:

Обязательная: 1,2,3,4,5.

Дополнительная: 2,10,20,33,37,46.

Семинар 6. Проблема возраста и возрастной периодизации (Тема 5)

Вопросы для обсуждения:

1. Категория возраста.

2. Системы отсчета для анализа возрастных категорий.

3. Критерии периодизации возрастного развития.

4. Проблема генетической периодизации.

5. Периодизация развития: стадиальность развития по Л.С. Выготскому, периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину

6. Критические и сензитивные периоды развития.

Доклады:

· Проблема соотношения возраста ребенка и его обучения и воспитания.

· Научное наследие Д.Б.Эльконина.

Литература:

Обязательная: 1,2,3,4,5.

Дополнительная: 8,9,17,19,39.56.

Наши рекомендации