Познавательные психические процессы

Ощущения Восприятия Память   Воображе­ние   Мышление
Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.   Отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на ораны чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов. Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо. Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта. Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития.

С помощью этих процессов мир в сознании отражается таким, каким он представляется человеку в данный момент, они позволяют возобновить в сознании прошлое, строить образные модели, обеспечивают решение задач, используя знания.

Познавательная деятельность начинается с ощущений, в резуль­тате которых в главном мозге отражаются отдельные свойства ок­ружающих явлений и предметов. Благодаря органам чувств чело­век слышит звуки, различает запахи, цвета. Ощущение - простей­ший психический процесс, чувственное познание мира.

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздей­ствующих на его органы чувств.

Органы чувств - это те механизмы, с помощью которых ин­формация об окружающей среде поступает в кору головного моз­га. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверх­ности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних орга­нов (мышечные ощущения, боль и др.).

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:

а) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;

б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных пу­тей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, пере­дается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;

в) в центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов. Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение и др.) вызывают возбуждение в рецепторе.

Это возбуждение от рецептора по центростремительным нер­вам передается в центральную часть анализатора, в кору головно­го мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть централь­ная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует посту­пающие с периферии сигналы.

Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, располагаются в той части головного мозга, где есть «входы» цен­тростремительных нервов, идущих от рецепторов.

В коре головного мозга каждому анализатору отведена от­дельная область. Область зрительного анализатора, например, на­ходится в затылочных долях коры головного мозга; область слу­хового анализатора локализуется в средней части верхней височной извилины, двигательная чувствительность – в центральной извилине.

Способность иметь ощущение называется чувствительностью. У всех людей разная степень чувствительности. Она зависит (ее оп­ределяют):

ü индивидуальные особенности организма;

ü возраст;

ü переутомление;

ü заболевания;

ü снижение чувствительности при алкоголизме;

ü влияют гормоны и вещества, вырабатываемые организмом.

ü Все ощущения имеют общие закономерности:

ü пороги ощущений;

ü адаптация;

ü контраст;

ü сенсибилизация;

ü последовательные образы.

Пороги ощущений. Нижний порог ощущения - та минималь­ная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувстви­тельность данного анализатора. Верхний порог ощущения - та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздра­жение перестает ощущаться.

Человек слышит, например, 20 ООО колебаний в 1 секунду.

Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом.

Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 ООО колебаний в 1 секунду.

На величину абсолютного порога может влиять характер дея­тельности человека, его функциональное состояние, сила и дли­тельность раздражения и др.

Разностный порог ощущения (порог различения) - та мини­мальная разница в интенсивности двух однородных раздражите­лей, которую человек способен ощутить.

Адаптация - повышение или понижение чувствительности ана­лизаторов в результате непрерывного или длительного воздей­ствия раздражителей.

Смысл адаптации - привыкание и возможность обеспечить ре­акцию на новые раздражители. Если человек после яркого света попадает в темноту, то в первое время он ничего не видит. А через несколько секунд начинает различать контуры предметов, а затем и их детали.

При заболеваниях адаптация снижается.

Контраст ощущений - это явление состоит в том, что сла­бые раздражители увеличивают чувствительность к другим одно­временно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Например, серый треугольник на черном фоне кажется светлее, чем на белом.

Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в результате взаимодействия ощущений. Часто она происходит в од­ном анализаторе при нарушении деятельности другого. Так, у сле­пых людей резко возрастает тактильная или обонятельная чувстви­тельность, у глухонемых — повышается зрительная чувствительность.

Последовательные образы - это продолжение ощущения, ког­да действие раздражителя уже прекратилось.

Например, после выхода из вагона метро нам несколько се­кунд кажется, что мы еще движемся в поезде.

Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, называются экстерорецепторы (зрительные, слуховые, кожные, обонятельные).

Во внутренних органах - интерорецепторами, рецепторы мышц и свя­зок - проприорецепторами.

Органы чувств - это единственные каналы, по которым вне­шний мир проникает в человеческое сознание. Суть ощущения - субъективные образы объективного мира. Ощущения различают по качеству, силе и длительности. Каждое ощущение сопровождается положительной или отрицательной эмоциональной реакцией.

Различают следующие виды ощущений:

экстерорецептивные (внешние ощущения);

интерорецептивные ощущения (внутренние ощущения);

проприоцептивные ощущения.

Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предме­тов и явлений внешней среды.

С помощью зрительных ощущений человек способен разли­чать до 180 тонов цвета и более 10 ООО оттенков между ними.

С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается му­зыкой и т.д.

Обонятельные ощущения помогают человеку различать распро­страненные в воздухе летучие вещества и запахи.

Вкусовые ощущения определяют качественные особенности при­нимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода.

Температурные ощущения - это ощущения тепла и холода.

Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает каче­ственные особенности предметов - их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и раз­мер раздражаемого участка кожи.

Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутрен­них органов.

Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздра­жениях органов человека, являются своеобразным проявление за­щитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния. Болевые ощущения проявляются в снах.

Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора.

Ощущения ускорения - это ощущения, отражающие развиваю­щиеся при движении человека центробежные и центростремитель­ные силы.

Проприоцептивные ощущения - это ощущения, отражаю­щие движение нашего тела.

С помощью мышечно-двигательных ощущений человек полу­чает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.п.

Нарушения ощущений весьма многообразны:

Гиперестезия - повышенная чувствительность, повышенная восприимчивость больным тех раздражителей, которые в обычном состоянии человеком подчас не фиксируются. Больные начинают ощущать собственную одежду, которая раздражает их. Подобные состояния типичны для невротических состояний.

Гипестезия — пониженная чувствительность к внешним раз­дражителям. Окружающий мир с его красками, звуками, иными чувственными раздражителями воспринимается больным как сквозь пелену, отдаленно. Это расстройство встречается, в частности, при депрессиях.

Анестезия - отсутствие чувствительности.

Сенестопатия - труднолокализуемые, тягостные, как правило, не поддающиеся точному описанию, ощущения, не имеющие в сво­ей основе какой-либо соматической патологии.

Парестезия - ощущения жжения, покалывания, стягивания.

Ощущение кожного зуда. Может быть при многих заболева­ниях (неврозы, органические поражения центральной нервной сис­темы и периферической нервной системы, болезни почек, крови, кожи и т.д.). Неблагоприятно влияет на психику пациента.

Ощущение боли. Боль возникает как при непосредственном воздействии на тело внешних раздражителей, так и при измене­ниях в самом организме, вызываемых различными патологическими процессами.

Боль может возникать или усиливаться по условно-рефлек­торному механизму и быть психогенно обусловленной.

Боль - ценное приобретение эволюции животного мира.

Сильная боль может привести к нарушениям сна, различным невротическим реакциям. Исключительно велико клиническое зна­чение боли как симптома нарушения нормального течения физио­логических процессов, поскольку ряд патологических процессов че­ловеческого организма дает о себе знать в болевых ощущениях еще до появления внешних симптомов заболевания.

Следующим этапом познавательной деятельности является вос­приятие.

Восприятие - воспроизведение в сознании целостного об­раза со всеми его свойствами и качествами.

Восприятие — это отражение предмета в целом с его узнава­нием. Воспринятые образы закрепляются и сохраняются в голов­ном мозге.

Восприятие - это активный процесс. Человек воспринимает мир в деятельности, в процессе труда, что углубляет и совершен­ствует его восприятие.

Восприятие - яркое, четкое, целостное, произвольно не изме­няется, относится к настоящему времени.

У каждого человека индивидуальное восприятие по быстроте, глубине, полноте, точности, тонкости, эмоциональной насыщенности.

В процессе восприятия происходит синтез ощущений с подклю­чением прошлого опыта, знаний и умений. Физиологической осно­вой восприятия являются условные рефлекторные связи и деятель­ность межанализаторных систем. Восприятие можно различать по степени активности личности. Способность к устойчивому и целеус­тремленному восприятию как черта личности называется наблюда­тельностью. Огромное значение для медработника имеет постоян­ное развитие наблюдательности за болезненными проявлениями.

К основным характеристикам восприятия относятся констант­ность, предметность, целостность, обобщенность.

Константность - это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или пере­мене освещения практически непрерывно изменялись бы все основ­ные признаки, по которым человек узнает предмет.

Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспри­нимается нами как абсолютное в пространстве и во времени от­дельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство прояв­ляется в феномене выделения фигуры из фона. При этом вся на­блюдаемая человеком действительность разделяется на две нерав­ные по значимости части: одна воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, а другая - фон, как более амфорное, неопределенное, рас­положенное позади предмета и неограниченное поле. Таким, об­разом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру - образ предмета и фон - образ окружаю­щего предмет пространства.

При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта: объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности (в определенных гра­ницах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Несколько правил группировки частей в целое: правило подобия - чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо зрительно воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как распо­ложенные вместе; в единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой «хорошей формой», т.е. обла­дающие симметрией или периодичностью; правило «общей судь­бы» - множество элементов, движущихся с одинаковой скорос­тью и по одной траектории, воспринимаются целостно - как еди­ный движущийся объект (это правило применимо тогда, когда объекты неподвижны, но движется наблюдатель); правило близо­сти: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

Еще одной важной характеристикой восприятия является его обобщенность. Оно обозначает отношение каждого образа к не­которому классу объектов. Значение обобщенности проявляется, например, в способности человека свободно читать текст, незави­симо от шрифта или подчерка, которым он написан. Обобщен­ность восприятия позволяет не только классифицировать и узна­вать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. Коль скоро объект по от­дельным своим качествам отнесен к данному классу, то с опреде­ленной вероятностью можно сказать, что он обладает и другими свойствами, характерными для этого класса.

Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. Константность, предметность и обобщенность придают образу важную черту - независимость в некоторых пределах от условий восприятия и искажений.

На качество восприятия оказывают значительное влияние такие психические функции, как мышление и эмоции. Например, больной в подавленном состоянии, при депрессии все воспринимает более тусклым; человеку в хорошем настроении все представляется в бо­лее ярких и радужных красках. Очень наглядно это проявляется при восприятии времени. Если нам хорошо и приятно, то время бежит быстро. Если мы вынуждены ждать или находимся в пло­хом настроении - оно тянется бесконечно.

В клинической практике ощущения и восприятия имеют боль­шое значение. Наблюдательность врача, медсестры поможет уловить изменения цвета лица больного, особенности мимики, походки и других признаков, что может иметь диагностическое значение.

Для терапевта, например, важным является чувствительность слухового анализатора (выслушивание тонов сердца и особеннос­тей дыхания), для дерматовенеролога и инфекциониста - зритель­ного (особенности сыпи), для хирурга - тактильной чувствитель­ности (манипулирование на ощупь) и т.д.

Медработник должен знать о влиянии различного рода ощу­щений на состояние человека. Например, красный цвет оказывает возбуждающее действие, зеленый и синий - успокаивающее, чер­ный и серый - угнетающее. Особенности звукового воздействия давно используются для музыкотерапии.

Расстройства восприятий

Причины: инфекционные агенты, отравления, интоксикации.

1. Иллюзии- это искаженное восприятие реального объекта.

Иллюзии подразделяются на зрительные, слуховые, обонятель­ные, тактильные и вкусовые. Они могут наблюдаться и у здоровых людей, особенно в тех случаях, когда восприятие окружающего бывает неотчетливым (полумрак, шумная обстановка) или человек находится в состоянии эмоционального напряжения (ожидание, страх, особенно то и другое одновременно).

2. Галлюцинации — болезненное восприятие без реального объекта.

При галлюцинациях человек видит, слышит, ощущает при отсут­ствии реального раздражителя. Галлюцинации, как и иллюзии, подразделяются по органам чувств. Чаще наблюдаются зритель­ные, слуховые и обонятельные галлюцинации.

3. Агнозии- это нарушения узнавания предмета.

4. Дереализация- искаженное восприятие объектов окружа­ющего мира. Больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой», все воспринимается как через толстое стекло, измененное.

Воображение - это мысленное создание новых, раннее не имевших места представлений, образов и восприятий. Человек мо­жет вообразить по рассказам других людей то, чего не существует в действительности. Воображение позволяет человеку отрываться от непосредственной обстановки и ситуации и переноситься в бу­дущее, прогнозировать развитие того или иного процесса. У лю­дей с болезненным воображением могут рисоваться мрачные кар­тины исхода его болезни, появляться чувства безнадежности и безысходности. Чем больше у человека практического опыта и теоретических знаний, тем богаче и точнее его воображение.

Представление - это воспроизведение следов бывших вос­приятий.

Представлением называется возникающие в сознании человека образы предметов и явлений, которые воспринимались им ранее. Представления возникают в результате переработки и осмысления прошлого опыта, поэтому они носят более обобщенный характер, чем восприятия. Представления составляют основное содержание наших знаний и навыков, поэтому они играют большую роль в процессе обучения. У многих больных может быть неправильное представление о своей болезни, зачастую пугающее их, вселяющее страх и опасения за жизнь и здоровье. Задачей медперсонала яв­ляется умение доступно и понятно информировать больного о его заболевании, вселяя в него уверенность в выздоровление.

Память и внимание

Значимость темы обусловлена тем, что практически в любом медицинском учреждении встречаются больные с нарушением па­мяти и внимания. Это, как правило, лица пожилого и старческого возраста. Поэтому эта тема важна практически для представителей всех медицинских специальностей.

Велико значение памяти и внимания в жизни человека и его профессиональной деятельности.

«Память - это преодоление отсутствия». П. Жане.

И.М. Сеченов оценивал память как основное условие психи­ческой жизни, как «краеугольный камень психического развития».

Память лежит в основе любого психического явления. Лич­ность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания, притяза­ния существуют благодаря памяти. Распад следов памяти - распад личности.

Задача психологии состоит, прежде всего, в том, чтобы пока­зать сущность памяти как проявления сознания личности.

Память и внимание как психические явления не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания, поэтому средний медработник должен развивать и тренировать память и внимание - эти важные психические функции, которые ему, не­сомненно, пригодятся при изучении других наук, всех клинических дисциплин, сестринского дела и в дальнейшей практической дея­тельности.

Умение психологически грамотно, на современном научном уров­не организовать взаимодействие с пациентом обеспечит возмож­ность участия среднего медицинского персонала в психотерапев­тической и реабилитационной работе с пациентами

Вся учебная информация в данной теме построена на интег­рации знаний о главных психических процессах человека и их особенностях, в связи с пониманием человеком своей болезни и состояния своего здоровья.

Память, определение и характеристика

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в де­ятельности или возвращение в сферу сознания. Память связыва­ет прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важ­нейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невоз­можно понять основы формирования поведения, мышления, созна­ния, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека не­обходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Физиологической основой памяти является система условных реф­лексов. Память - общемозговая функция, в которой участвуют все разделы головного мозга, а также подкорковые образования, но самое большое значение имеют височные доли головного мозга.

Основные процессы памяти:

ü заучивание;

ü сохранение;

ü воспроизведение;

ü узнавание;

ü забывание.

Важным условием для запоминания являются:

ü желание;

ü осмысление;

ü повторение;

ü проговаривание вслух.

Виды памяти

Непроизвольная память (информация запоминается сама со­бой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятель­ности, в ходе работы над информацией).

Произвольная память (информация запоминается целенаправ­ленно с помощью специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит:

- от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается;

- от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение - ра­ботает механическая память, тратится много сил, времени, а ре­зультаты низкие. Механическая память — это память, основан­ная на повторении материала без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает: логическое осмысле­ние материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работа­ет логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых свя­зей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти (см. схему);

в) образные приемы запоминания (перевод информации в об­разы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая,

моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоци­ональная.

Эти типы памяти в той или иной степени выраженности име­ются у каждого человека. Виды памяти обусловлены генетически.

Познавательные психические процессы - student2.ru

Этапы логического запоминания

г) мнемические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память, промежуточную па­мять, долговременную, оперативную память.

Любая информация вначале попадает в кратковременную па­мять, которая обеспечивает запоминание однократно предъявлен­ной информации на короткое время (5-7 минут), после чего ин­формация может забыться полностью или перейти в долговремен­ную память, но при условии 1-2-кратного повторения информа­ции. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7+ 2. Это логическая формула памяти человека, то есть в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов;

ДП с сознательным доступом (то есть человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе вы­полнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятель­ность благодаря информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная памятьобеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения проме­жуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окон­чании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате чего нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второсте­пенное, а также определенный процент и нужной информации.

Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);

2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери от забывания.

Наиболее важными качествами памяти являются:

· быстрота запоминания;

· объем усвоенного;

· прочность сохранения;

· точность воспроизведения информации.

Профессионализация памяти, овладение техникой практическо­го навыка, упражнения в запоминании характеризуют влияние дея­тельности на развитие памяти.

Нарушения памяти

При различных заболеваниях могут страдать отдельные компо­ненты памяти: запоминание, удержание, воспроизведение.

1. Гипомнезия - снижение, ослабление памяти. Наблюдается при сильном переутомлении, при астенических состояниях, у пожи­лых людей, при атеросклерозе сосудов головного мозга, в резуль­тате тяжелых перенесенных заболеваний.

2. Амнезия - выпадение памяти, отсутствие памяти. Наблюда­ется в результате травм мозга, очень сильных отравлений, при стар­ческих психозах. Различают ретроградную амнезию, когда выпада­ют из памяти события, предшествующие заболеванию, травме, и антероградную амнезию, когда выпадает из памяти то, что было пос­ле заболевания. При органических заболеваниях головного мозга могут быть частичные амнезии, когда поражается какой-либо вид памяти. Различают тотальную амнезию, когда из памяти выпадают события до и после бессознательного состояния,

3. Парамнезии - ошибки, обманы памяти. Их подразделяют на:

· конфабуляции — пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности, то есть вы­мыслами, причем это происходит помимо желания больных обмануть, ввести в заблуждение. Наблюдается при старческом психозе, при хроническом алкоголизме, прогрессирующем пара­личе, сифилисе мозга;

· псевдореминисценции - патология памяти, при которой про­исходит сдвиг событий во времени, больные события прошло­го переносят в настоящее. Это нередко наблюдается у боль­ных со старческим психозом.

4. Гипермнезия - повышенная способность к запоминанию, обострение воспоминаний в воспроизведении мельчайших деталей давно прошедших впечатлений, но недостаточное запоминание те­кущих событий. Наблюдается при маниакально-депрессивном пси­хозе и маниакальном состоянии при шизофрении. Не всегда гипермнезию следует относить только к болезненным нарушениям па­мяти. Гипермнезия иногда произвольно создается педагогом или психологом для целей оптимизации памяти в условиях суггестопеди­ческого интенсивного обучения.

Наши рекомендации