Психические познавательные процессы и

учёт их закономерностей юристом в профессиональной деят-ти.

Психические процессы – наиболее подвижные психические акты, которые позволяют человеку познавать мир. Психические процессы выражаются в ощущениях, восприятии, внимании, памяти, нашей речи, воображении, мышлении и т.д.

Ощущение – простейший психический процесс, являющийся отражением отдельных качеств предметов реального мира и возникает в результате непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств человека.

Виды ощущений:

1 - экстероцептивные (внешние, которые мы получаем извне):

- контанктные: вкусовые, тактильные, осязательные, температурные

- дистантные: зрительные, слуховые

- обонятельные

2 – интероцептивные (внутренние):

- органические ощущения, которые происходят внутри нас: ощущения жажды, голода, подташнивания

- общущение боли

3 – проприоцептивные (двигательные):

- ощущение равновесия

- ощущение движения

Ощущения явл-ся основой восприятия.

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Виды восприятия:

1- по основной модальности:

- зрительные

- слуховые

- осязательные

- обонятельные

- вкусовые

2- по форме существования материи:

- восприятие пространства

- восприятие движения

- восприятия времени

Свойства восприятия:

- целостность – восприятие целостно

- предметность – объект воспринимается как обособленное в пространстве и времени отдельное физ. тело

- обобщённость – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов

- константность – относительная постоянность воспринимаемого образа

- осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия

- избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими

Иллюзии (ошибки) восприятия могут быть, напр., зрительные или слуховые.

Внимание – состояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Виды внимания:

- не произвольное – интересно – слушаете – с ним человек рождается

- произвольное – когда заставляете себя быть внимательными

Свойства внимания:

- концентрация внимания – показатель сосредоточенности внимания

- объём внимание – измеряется количеством объектов, которые воспринимаются одновременно

- устойчивость – та длительность, в течение которой сохраняется заданная концентрация внимания

- переключаемость – способность переориентировать познавательные процессы с одного процесса на другой

Память (4 вида):

- наглядно-образная – запоминание, сохранение, воспроизводство зрительных, слуховых, вкусовых, температурных образов

- словесно-логическая – запоминание и воспроизводство мыслей, тесно связан с речью

- двигательная – зависит от мышечных ощущений (возбуждение и торможение нервных клеток)

- эмоциональная – память на эмоциональные состояния

Память – сложный психический процесс, включающий в себя запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации, сохранение в памяти того, что было запомнено и узнавание при повторном воспроизведении и воспроизведении запомненного. Свойства памяти-Точность Объём Скорость процессов запоминания. Скорость процессов воспроизведения Скорость процессов забывания. Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений).

Кратковременная память – удерживает информацию в неполном виде, сохраняет информацию в течение временного промежутка в среднем от нескольких секунд до 2х минут.

Долговременная память – служит для запоминания информации надолго нередко на всю жизнь. Обычно от нескольких минут, часов, дней до нескольких лет.

Произвольная память – сознательно направляем механизм для заучивания.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней .Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности.Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

20.Учет закономерностей памяти.Память имеет ограниченный объёмУспешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени.Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.Закон интереса-Интересное запоминается легче. Закон осмысления -Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.Закон установки-Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.Закон действия -Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. Закон контекста -При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше .Закон торможения -При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Мышление – процесс отражения в сознании чел-ка сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общ-ва.

Процессы мышления:

- анализ – выделение в объекте тех или иных сторон, элементов, связей, отношений

- синтез – неразрывное единство сравнения и сопоставления между собой предметов, элементов, явлений, свойств и отношений.

- обобщение

Виды мышления:

- наглядно-действенное - человек как бы физически анализирует и синтезирует объекты своей деят-ти, опираясь на эмпирический опыт.

- наглядно-образное - характеризуется опорой … на представления и образы.

- словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Это мышление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать или в процессе общения.

В зависимости от типа решаемых задач перед юристом:

- теоретическое мышление – познание законов и правил

- практическое (эмпирическое) мышление – подготовка физ. преобразования действительности

- интуитивное мышление – основано на ощущении правильности решения

- аналитическое (или рациональное) мышление – имеет чётко выраженные этапы (принятия решения, выстраивания предположений, гипотез, версий)

- произвольное мышление – целенаправленное, когда принуждаем себя

- непроизвольное мышление – трансформация определённых образов

- продуктивное – активный поиск и открытие нового решения

- репродуктивное – воспроизведение услышанного, решение проблемы по алгоритму

- творческое мышление – нестандартный подход к решению проблемной ситуации.

24.понятие воображения.Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте. Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.

Наши рекомендации