Основы психокоррекционной работы

Основная литература

1. Истратова О., Эксакусто Т. Справочник по групповой психокоррекции. – Ростов н/д: Феникс, 2011. – 448 с.

2. Уайлд Д. Терапия гнева, тревоги и депрессии у детей и подростков. Когнитивно - бихевиоральный подход. М.: МОДЭК, 2013. – 192 с.

3. Хухлаева О.В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 423 с.

4. Хухлаева О.В. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. М.: Форум, 2012. – 152 с.

Дополнительная литература

1. Горшкова, Е. А. Социокультурно и педагогически запущенные подростки: межличностные отношения со сверстниками. - Москва: ФИРО, 2012. - 72 с.

2. Изотова, Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении : [учеб.пособие для вузов по направлению и специальностям психологии] / Е. И. Изотова. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2009. — 286 с.

3. Изотова, Е. И. Психологическая служба в системе образования : [учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии] / Е. И. Изотова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Академия, 2012. — 302 с.

4. Истратова О. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 352 с.

5. Касаткин С. Здоровая психика ваших детей. Жизнь без комплексов и обид. - Ростов н/д: Феникс, 2010. – 288 с.

6. Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика : [учеб. пособие - хрестоматия для психол.-пед. специальностей] / Н. П. Локалова. — СПб. [и др.] : Питер, 2009. — 365 с.

7. Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга / [И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. — СПб. [и др.] : Питер, 2009. — 400 с.

8. Фурманов И. Психология детей с нарушениями поведения. – М.: Владос-Пресс, 2013. – 352 с.

9. Фурманов И., Фурманова Н. Психология депривированного ребенка. М.: Владос-Пресс, 2013. – 320 с.

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях

Основная литература

1. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2012. – 208 с.

2. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. – М.: Ось-89, 2014. – 144 с.

3. Заиченко Н. Интегративный подход в преподавании психологии: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2013.- 383 с.

4. Карандашев В. Методика преподавания психологии. М.: Юрайт, 2014. – 384 с.

Дополнительная литература

1. Корнилова Т., Смирнов С. Методологические основы психологии. – М.: Юрайт, 2014. – 490 с.

2. Семаго М. Рабочий журнал педагога-психолога. – М.: Сфера, 2012. – 160 с.

3. Стоюхина Н. Методика преподавания психологии. История. Теория. Практика. – М., Флинта, 2012. - 184 с.

4. Строганова Л., Чурляева О. Внеклассные занятия по психологии для младших школьников и подростков. - М.: Владос, 2012.

Вопросы к Государственному экзамену для очной, заочной, очно-заочной форм обучения (бакалавриат, специалитет) по направлению «Психология» 2017 г.

1. Ощущение как психический процесс. Общая характеристика ощущения.

2. Восприятие как психический процесс. Общая характеристика.

3. Память. Классификация видов памяти.

4. Определение мышления. Виды мышления и основания их классификации.

5. Мышление как психический процесс (фазы мыслительного процесса, типы проблемных ситуаций).

6. Виды и функции речи. Особенности внутренней речи.

7. Теории внимания в когнитивной психологии.

8. Виды и свойства внимания.

9. Развитие личности в деятельностной концепции А.Н. Леонтьева.

10. Исследования эмоций в психологии.

11. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности.

12. Проблема структуры личности в свете различных теорий.

13. Характер. Понятие о норме и акцентуации характера.

14. Темперамент. Генетические и психофизиологические основы характеристик темперамента.

15. Психометрические характеристики тестов: стандартизация, надежность, валидность.

16. Общая характеристика интеллектуальных тестов.

17. Тесты-опросники, проблема достоверности.

18. Проективный подход в психодиагностике.

19. Бихевиоризм как научное направление. Эволюция бихевиоризма.

20. Классический психоанализ. Теория личности З.Фрейда.

21. Проблема предмета социальной психологии. Основные этапы развития социальной психологии.

22. Групповые методы исследования социальной психологии: групповая дискуссия, ролевые игры, тренинг (на выбор студента)

23. Общая характеристика коммуникативной стороны общения. Вербальные и невербальные средства общения.

24. Общая характеристика интерактивной стороны общения. Психологические условия эффективного взаимодействия.

25. Перцептивная сторона общения. Психологические механизмы восприятия.

26. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Этапы развития малой группы.

27. Личность в малой группе: феномен лидерства и конформизма.

28. Понятие и типы конфликтов. Структура и динамика социально-психологического конфликта.

29. Виды больших неорганизованных социальных групп. Особенности поведения человека в толпе.

30. Понятие этноса и культуры в этнопсихологии. Подходы к изучению этносов в этнопсихологии (психологическая антропология и сравнительно-культурная психология).

31. Проблема межэтнической адаптации. Этапы межэтнической адаптации (Г. Триандис). Факторы, влияющие на межкультурную адаптацию.

32. Традиционные и современные проблемы психологии труда. Основные методы анализа трудовой деятельности. Достоинства и недостатки «трудового метода».

33. Основные направления развития человека как субъекта труда. Периодизации развития субъекта труда, разработанные Е.А. Климовым и Д. Сьюпером.

34. Классификации профессий.Критерии классификации профессий (С.Г. Струмилин, Ю.В. Котелова, Е.А. Климов).

35. Метод эксперимента и его роль в психологическом исследовании.

36. Проблемы соотношения «нормы» и «патологии» в клинической психологии.

37. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

38. Познавательное развитие ребенка. Стадии развития интеллекта, по Ж.Пиаже.

39. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

40. Период новорожденности и младенчество. Кризис одного года.

41. Психология раннего возраста. Кризис трех лет.

42. Психология дошкольника. Готовность к обучению в школе.

43. Кризис 7 лет. Психология младшего школьника.

44. Особенности развития в подростковом возрасте

45. Развитие в юношеском возрасте.

46. Развитие в зрелом возрасте.

47. Старость как био-социо-психологическое явление.

48. Психология супружеских отношений (проблема психологической совместимости и удовлетворенности браком)

49. Разрушительные тенденции в семье.

50. Стили родительского воспитания в семье.

51. Проблема соотношения обучения и воспитания в педагогической психологии.

52. Основные принципы психокоррекционной работы.

53. Формы и методы психокоррекционной работы с детьми.

54. Специфика работы психолога с клиентами разных возрастов (возраст по выбору студента).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА ИТОГОВЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН

  1. Боднар Александр Михайлович – к. пед. наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии
  2. Боднар Эльвира Львовна – к. псих. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии
  3. Вильгельм А.М. – к. псих. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии
  4. Воронин Владимир Митрофанович – д. псих. наук, профессор кафедры общей и социальной психологии
  5. Ершова Ирина Анатольевна – к. филос. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образования
  6. Любякин Анатолий Александрович – к. филос. наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии
  7. Макерова Вера Владимировна – к. филос. наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии
  8. Муслумов Рустам рафикович – к. псих. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образования
  9. Сыманюк Эльвира Эвальдовна – д. псих. наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной психологии
  10. Оконечникова Любовь Викторовна – к. псих. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии
  11. Чаликова Ольга Сергеевна – к. псих. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Наши рекомендации