ПСИХИЧЕСКИЕ Познавательные ПРОЦЕССЫ

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой чело­веческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и тру­диться, человек должен каким-то образом восприни­мать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней разви­ваются и сами представляют собой особые виды де­ятельности.

В чем же заключается роль психических процессов?

Это функция сигнала или регулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями.

Психические явления— это ответы мозга на вне­шние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.

Иными словами, психические явления — это посто­янные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощуще­ние и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидя­щие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

Психические процессы — процессы, происходя­щие в голове человека и отражающиеся в динамичес­ки изменяющихся психических явлениях.

Познавательная психическая деятельность начи­нается с ощущений. Согласно теории отражения, ощу­щение — это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы по­знаем цвет, форму, величину, запах, звук.

Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но осознава­емые ощущения — только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Прежде, чем приступить к рассмотрению ощуще­ний, вам предлагается выполнить несложный тест (№ 2), позволяющий определить, насколько вы чувственны.

Ответьте на вопросы «да» или «нет»:

1. У вас есть любимое время года?

2. Вы любите смотреть на радугу?

3. Нравится ли вам пробовать новую пищу?

4. Вас восхищают красивые закаты?

5. Вы получаете удовольствие от того, что до вас дот­рагиваются или массажируют?

6. Нравится ли вам прикасаться к любимым людям?

7. Случалось ли, что музыка заставляла вас плакать?

8. Некоторые запахи и звуки связаны для вас с опре­деленными воспоминаниями?

9. Духи вас возбуждают?

10. Вам приятно прикасаться к некоторым тканям?

11. Нравится ли вам прикосновение шелка к вашей коже?

12. Вы получаете удовольствие от прогулок по свежевыпавшему хрустящему снегу?

13. Когда солнце согревает ваше лицо, вам нравится?

14. Громкие и назойливые звуки вас раздражают?

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений; они представляют собой осоз­наваемый, субъективно представленный в голове че­ловека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во

внутренней или внешней среде. Физиологическим аппаратом, при помощи которого возникает ощущение, является анализатор. Для того, чтобы человек имел нормальные ощущения, нужно здоровое состояние всех трех отделов анализатора:

— рецептор проводящий;

— нервный путь;

— корковая часть.

Типы ощущений

1. ВНЕШНИЕ ОЩУЩЕНИЯ:

Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные — с их помощью человек позна­ет свойства предметов, которые находятся вне его. Рецепторы этих внешних ощущений расположены на поверхности тела человека, в органах чувств.

В свою очередь, останавливаясь более подробно на отдельных видах ощущений этого типа, мы можем оха­рактеризовать их следующим образом:

— обоняние — вид чувствительности, порождаю­щий специфические ощущения запаха;

— вкусовые ощущения имеют четыре основные мо­дальности (сладкое, соленое, кислое и горькое);

— осязание (кожная чувствительность) — резуль­тат сложного комбинирования четырех более простых видов ощущений (давления, боли, теп­ла и холода).

2. ВНУТРЕННИЕ ОЩУЩЕНИЯ:

Голод, жажда, тошнота, изжога и т. д. Эти ощуще­ния дают информацию от рецепторов тех органов чувств, которые находятся внутри организма человека.

3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ:

Это ощущения движения и положения тела в про­странстве. Рецепторы двигательного анализатора на­ходятся в мышцах и связках — так называемые кинестезические ощущения — и обеспечивают управление движениями на подсознательном уровне (автомати­чески).

ВСЕ ОЩУЩЕНИЯ ИМЕЮТ ОБЩИЕ ЗАКОНЫ: 1) ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — это способность организ­ма реагировать на сравнительно слабые воздействия. Ощущения каждого человека имеют опреде­ленный диапазон. С двух сторон этот диапазон ог­раничивается абсолютным порогом ощущения. За пределами нижнего абсолютного порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб. За пределами верхнего порога ощущений уже нет, так как раздражитель слишком силен. В резуль­тате систематических упражнений, человек может повысить свою чувствительность (сенсибилизацию).

2) АДАПТАЦИЯ (ПРИСПОСОБЛЕНИЕ) — это изме­нение порога чувствительности под влиянием действующего раздражителя, например, человек остро ощущает любой запах только в первые не­сколько минут, затем ощущения притупляются так как человек к нему адаптировался.

3) КОНТРАСТНОСТЬ — это изменение чувствитель­ности под влиянием предшествующего раздражи­теля, например, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном светлее.

Наши ощущения тесно связаны и взаимодейству­ют друг с другом. На основе этого взаимодействия совершается процесс восприятия — процесс более сложный, чем ощущение, и появившийся, при разви­тии психики в животном мире, много позже.

Восприятие — это отражение предметов и явле­ний действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздей­ствии на органы чувств.

Другими словами, восприятие есть не что иное, как процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Восприятие, таким образом, выступает как осмыс­ленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, вос­принимаемых как целое явлений. Этот синтез выступа­ет в виде образа данного предмета или явления, кото­рый складывается в ходе активного их отражения.

В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие

всегда целостно. Результатом восприятия является образ предмета. Поэтому оно всегда предметно. Вос­приятие объединяет ощущения, идущие от ряда анали­заторов. Не все анализаторы принимают одинаковое участие в этом процессе. Как правило, один из них бывает ведущим и определяет вид восприятия.

Именно восприятие наиболее тесно связано с пре­образованием информации, поступающей непосред­ственно из внешней среды. При этом формируются образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализа­торов различают следующие виды восприятия:

1) зрение,

2) осязание,

3) слух,

4) кинестезию,

5) обоняние,

6) вкус.

Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например, величина предмета, вес, фор­ма, регулярность, что свидетельствует о сложной орга­низации этого психического процесса.

Построение образа воспринимаемого объекта тес­но связано со способом его обследования. При много­кратном восприятии объекта в процессе обучения с одной (внешней) стороны происходит интериоризация — видоизменение структуры действий с объектом. Можно наблюдать, что способы обследования объекта упрощаются и ускоряются за счет уменьшения числа и сплавления в комплексы двигательных компонент.

С другой (внутренней) стороны происходит фор­мирование образа объекта, с которым человек взаимо­действует. Полученная посредством двигательного об­следования в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах (форме, величине и т. д.) преобразуется в последовательные ряды характерис­тик, из которых в дальнейшем вновь реконструируют­ся целостные отображения объектов — образы.

Первоначально деятельность человека направляет­ся и корректируется воздействием лишь внешних объектов, но постепенно она начинает регулироваться и об­разами. Можно сказать, что образ представляет субъек­тивную форму объекта, он — порождение внутреннего мира данного человека. Уже в процессе формирования данного образа на него воздействуют установки, инте­ресы, потребности и мотивы личности, определяя его уникальность и особенности эмоциональной окраски. Поскольку в образе одновременно представлены такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, то можно сказать, что это — целостное и обобщенное представление объекта, результат синтеза многих отдельных ощущений, которое уже способно регулировать целесообразное поведение.

К основным характеристикам восприятия относят константность, предметность, целостность и обобщен­ность (или категориальность).

Константность— это относительная независи­мость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов вос­принимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются.

Как известно, размер проекции предмета на сет­чатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения, но предметы нам кажутся неизменной величины вне зависимости от этого рас­стояния (разумеется, в известных пределах). Воспри­ятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково, анало­гично и форма знакомых объектов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения.

Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом из­менении расстояния до предмета, при малейшем поворо­те или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым чело­век узнает предмет. Он перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметностьвосприятия проявляется

в том, что объект воспринимается нами именно как обо­собленное в пространстве и во времени отдельное фи­зическое тело.

Наиболее ярко это свойство проявляется в фено­мене выделения фигуры из фона. Конкретно это выра­жается в том, что вся наблюдаемая человеком действи­тельность разделяется на две неравные по значимости части: одна — предмет — воспринимается как конкрет­ное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, а вторая — фон — как более аморфное, неопределенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле. Таким образом, вос­принимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру — образ предмета, и фон — образ окружающего предмет пространства.

Любой образ целостен. Под этим понимается внут­ренняя органическая взаимосвязь частей и целого в об­разе. При анализе целостности восприятия можно вы­делить два взаимосвязанных аспекта: объединение разных элементов в целое и независимость образован­ной целостности (в определенных границах) от каче­ства элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей.

Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо зрительно восприни­маемому качеству, с тем большей вероятностью они бу­дут восприниматься как расположенные вместе. В каче­стве группирующих свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположенности частей. В еди­ную целостную структуру объединяются также элемен­ты, составляющие в совокупности замкнутый контур, а также элементы с так называемой хорошей формой, то есть обладающие симметрией или периодичностью.

Правило общей судьбы: множество элементов, дви­жущихся с одинаковой скоростью и по одной траекто­рии, воспринимается целостно — как единый движу­щийся объект. Это правило применимо и тогда, когда объекты неподвижны, но движется наблюдатель.

Правило близости: в любом поле, содержащем не­сколько объектов, те из них, которые расположены наи­более близко друг к другу, визуально могут восприни­маться целостно, как один объект.

Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании целост­ной структуры над ее составляющими. Выделяют три формы такого доминирования.

Первая выражается в том, что один и тот же эле­мент, будучи включенным в разные целостные струк­туры, воспринимается по-разному.

Вторая проявляется в том, что при замене отдель­ных элементов, но сохранении соотношения между ними, общая структура образа остается неизменной. Как известно, можно изобразить профиль и штрихами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохра­няя портретное сходство.

И, наконец, третья форма получает свое выражение в хорошо известных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении отдельных ее ча­стей. Так, для целостного восприятия человеческого лица достаточно лишь нескольких элементов его контура.

Еще одной важной характеристикой образа являет­ся его обобщенность. Она означает отнесенность каж­дого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. В этом отражается влияние не только языка, но и опыта данного человека. По мере расширения опыта образ восприятия, сохраняя свою индивидуаль­ность и отнесенность к конкретному предмету, причис­ляется ко все большей совокупности предметов опреде­ленной категории, т. е. классифицируется. Именно классификация обеспечивает надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса.

Значение обобщенности узнавания проявляется, например, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Следует отметить, что обобщенность восприя­тия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. Коль скоро объект по отдельным своим качествам отнесен к данному классу, то с определенной вероятностью мож­но ожидать, что он обладает и другими свойствами, характерными для этого класса.

Между всеми перечисленными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. И константность, и предметность, и целостность, и обоб­щенность (категориальность) придают образу важную черту — независимость, в некоторых пределах, от усло­вий восприятия и искажений. В этом смысле констант­ность — это независимость от физических условий вос­приятия, предметность— от того фона, на котором объект воспринимается, целостность — независимость целого от искажения и замены компонентов, составля­ющих это целое, и, наконец, обобщенность — это неза­висимость восприятия от таких искажений и измене­ний, которые не выводят объект за границы класса.

Иными словами, обобщенность — это внутриклас­совая константность, целостность— структурная, а предметность — семантическая константность. Понят­но, что если бы восприятие не обладало этими качества­ми, наша способность адаптироваться к непрерывно ме­няющимся условиям существования была бы значительно слабее. Такая организация восприятия позволяет нам гиб­ко и адекватно взаимодействовать со средой, а также в определенных пределах предсказывать непосредствен­но не воспринимаемые свойства объектов и явлений.

Все рассмотренные свойства восприятия не явля­ются врожденными и развиваются в течение жизни че­ловека.

Человеку не нужно воспринимать все окружающие его раздражители, да он и не может все одновременно воспринять. Его восприятия организуются в процессе внимания.

Есть люди, которые всегда начеку — почти ничто не может их удивить, ошеломить, поставить в тупик. Их полная противоположность — люди рассеянные и невнимательные, которые подчас теряются в самых простых ситуациях. Для определения своей вниматель­ности предлагается тест (№ 3) — скорее игра, чем повод для серьезных выводов, но все же, может быть, он заставит вас кое о чем задуматься.

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Часто ли вы проигрываете из-за невнимания?

2. Разыгрывают ли вас друзья и знакомые?

3. Умеете ли вы заниматься каким-либо делом и од­новременно слушать то, о чем говорят вокруг вас?

4. Находили ли вы когда-нибудь на улице деньги или ключи?

5. Смотрите ли вы внимательно по сторонам, когда переходите улицу?

6. Способны ли вы вспомнить о деталях фильма, ко­торый посмотрели два дня назад?

7. Раздражает ли вас, когда кто-то отрывает вас от чтения книги, газеты, просмотра телепередачи или какого-либо иного занятия?

8. Проверяете ли вы сдачу в магазине сразу у кассы ?

9. Быстро ли находите в квартире нужную вещь?

10. Вздрагиваете ли, если вас внезапно кто-то оклик­нет на улице?

11. Бывает ли, что вы одного человека принимаете за другого?

12. Увлекшись беседой, можете ли пропустить нужную вам остановку?

13. Можете ли вы, не мешкая, назвать даты рождения ваших близких?

14. Легко ли пробуждаетесь ото сна?

15. Найдете ли вы в большом городе без посторонней помощи то место (музей, кинотеатр, магазин, учреж­дение), где побывали единожды в прошлом году?

Внимание — это активная направленность созна­ния человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего ос­тального. Внимание — это такая организация психи­ческой деятельности, при которой определенные обра­зы, мысли или чувства сознаются отчетливее других.

Другими словами, внимание есть не что иное, как состояние психологической концентрации, сосредото­ченности на каком-либо объекте.

Актуальные, личностнозначимые сигналы выделя­ются вниманием. Выбор осуществляется из множества всех сигналов, доступных восприятию в данный момент. В отличие от восприятия, связанного с переработкой и синтезом информации, поступающей от входов разной модальности, внимание ограничивает лишь ту ее часть, которая будет реально обрабатываться.

Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение приводит к необходимости дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей систе­мы. Центральные механизмы переработки информа­ции у человека могут в данный момент времени иметь дело лишь с одним объектом. Если сигналы о втором объекте появляются во время реакции на предыдущий, то обработка новой информации не производится, пока эти механизмы не освободятся. Поэтому, если некото­рый сигнал появляется через короткое время после предыдущего, то время реакции человека на второй сигнал больше, чем время реакции на него при от­сутствии первого. Попытка одновременно следить за одним сообщением и отвечать на другое понижает и точность восприятия, и точность ответа.

Упомянутые ограничения возможности одновре­менного восприятия нескольких независимых между собой сигналов, информация о которых поступает из внешней и внутренней среды, связаны с основной характеристикой внимания — его фиксированным объемом. Важной и определяющей особенностью объе­ма внимания является то, что он практически не под­дается регулированию при обучении и тренировке.

Ограниченность объема воспринимаемого и пере­рабатываемого материала заставляет непрерывно дро­бить на части поступающую информацию и определять последовательность (очередность) анализа среды. Что же определяет избирательность внимания, его направление?

Выделяют две группы факторов. К первой относят факторы, характеризующие структуру внешних раздра­жителей, доходящих до человека, то есть структуру внешнего поля. К ним причисляют физические парамет­ры сигнала, например, интенсивность, частоту и другие характеристики организации сигналов во внешнем поле.

Ко второй группе относят факторы, характеризу­ющие деятельность самого человека, то есть структу­ру внутреннего поля.

Действительно, каждый согласится, что если в поле восприятия появляется сигнал, обладающий либо большей интенсивностью, чем другие (например, звук вы­стрела или вспышка света), либо большей новизной (на­пример, в комнату неожиданно входит тигр), то этот раздражитель автоматически привлечет внимание.

Проведенные исследования обратили взгляд уче­ных на факторы центрального (внутреннего) проис­хождения, влияющие на избирательность внимания: соответствие поступающей информации потребнос­тям человека, его эмоциональному состоянию, акту­альность для него данной информации. Кроме того, внимания к себе требуют действия, недостаточно автоматизированные, а также не доведенные до конца.

В многочисленных экспериментах обнаружено, что слова, имеющие особый смысл для человека, напри­мер его имя, имена его близких и т. п., легче извлека­ются из шума, поскольку на них всегда настроены центральные механизмы внимания. Ярким примером воздействия особо актуальной информации является факт, известный под названием «феномен вечеринки».

Представьте себе, что вы находитесь на вечеринке и поглощены интересной беседой. Внезапно вы слы­шите свое имя, негромко произнесенное кем-то в дру­гой группе гостей. Вы быстро переключаете внимание на разговор, происходящий между этими гостями, и можете услышать кое-что интересное о себе. Но в то же время вы перестаете слышать то, что говорят в той группе, где вы стоите; тем самым вы упускаете нить разговора, в котором участвовали раньше. Вы настро­ились на вторую группу и отключились от первой. Именно высокая значимость сигнала, а не его интен­сивность, желание узнать, что о вас думают другие гости, определили изменение направления вашего внимания.

Большую роль в организации предвнимания игра­ет периферическая настройка органов чувств. Прислу­шиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука, и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяже­ние барабанной перепонки изменяется, приводя к ос­лаблению передачи чрезмерных колебаний во внутреннее ухо, подобно тому, как сужение зрачка устраняет излишнее количество света. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также об­легчает прислушивание.

Присматриваясь, человек производит целый ряд операций: конвергенцию глаз, фокусировку хрустали­ка, изменение диаметра зрачка. Если необходимо ви­деть большую часть сцены, то фокусное расстояние укорачивается, когда интересны детали, оно удлиняет­ся, соответствующие части сцены выделяются и ста­новятся свободными от влияния побочных деталей. Выделенный участок, находясь в фокусе, лишается, таким образом, контекста, с которым первоначально был связан: он виден отчетливо, а его окружение (кон­текст) кажется размытым. Таким образом, один и тот же участок может приобретать разные значения в за­висимости от цели или установки наблюдателя.

Отдельного рассмотрения заслуживают теории, связывающие внимание с мотивацией: привлекает внимание то, что связано с интересами человека — это и сообщает объекту восприятия дополнительную ин­тенсивность, а с ней повышается ясность и отчетли­вость восприятия. Так, ученый, изучающий данную конкретную проблему, сразу обратит внимание на, казалось бы, малую деталь, но связанную с этой про­блемой, которая ускользнет от другого человека, не проявляющего интереса к этому вопросу.

Физиологический аспект всех без исключения те­орий связан с рассмотрением внимания как результата дополнительного нервного возбуждения, исходящего из высших нервных центров и ведущего к усилению обра­за или понятия. Его динамика представляется следую­щим образом: навстречу возбуждению, поступающему от органов чувств, центральная нервная система посы­лает сигналы, которые избирательно усиливают неко­торые стороны внешнего раздражения, выделяя их и придавая им повышенную ясность и четкость.

Уделять внимание — значит воспринимать неко­торую вещь с помощью вспомогательных механизмов. Внимание всегда предполагает несколько физиологи­ческих и психологических вставок (различной природы и разного уровня), посредством которых выделяет­ся и проясняется нечто конкретное.

Таким образом, внимание выполняет своеобразное «ощупывание», осмотр, анализ окружающей среды. Поскольку ощупывание сразу всей среды невозмож­но, выделяется ее часть — поле внимания. Это та часть среды, которая охватывается вниманием в данный момент. Аналитический эффект внимания можно рас­сматривать как следствие его усиливающего влияния. Интенсифицируя восприятие части поля и последова­тельно перенося это усиление на другие части, чело­век может достичь полного анализа среды.

Наши рекомендации