Психические познавательные процессы

У каждого человека свое умение ви­деть, думать и чувствовать. Нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим.

Ж.-Ж. Руссо

Умей понять психологические качества

других людей, и тогда ты поймешь, что

представляет собой их внутренний мир.

Лопе де Вега

Мир психических явлений человека, как уже говорилось, очень многообразен.

В его основе лежат психические процессы, которые обеспечивают отраже­ние и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Первоначальная же картина окружающего мира складывается у человека благодаря функционированию психических познавательных процессов.

К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, внимание, па­мять, воображение, мышление, речь.

Всего невыносимей для человека покой, не нарушаемый ни стра­стями, ни делами, ни развлечениями, ни занятиями. Тогда он чув­ствует свою ничтожность, заброшенность, несовершенство, зависи­мость, бессилие, пустоту.

Б. Паскаль



Глава четвертая

4.1. СУЩНОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ

психические познавательные процессы - student2.ru

Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Ощущение— это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств— это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощуще­ний отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и со­стояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Физиологической основойощущений является деятельность анализато­ров, которые состоят из:

1) рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находя­щихся на периферии центральной нервной системы;

2) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответ­ствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;

3) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработ­ка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов (см. 3.8).

Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение и др.) вызывают в нем возбуждение.

Это возбуждение от рецептора по центростремительным нервам передает­ся в центральную часть анализатора, в кору головного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.

Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, располагают­ся в той части головного мозга, где есть «входы» центростремительных не­рвов, идущих от рецепторов.

В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Область зрительного анализатора, например, находится в затылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализуется в сред­ней части верхней височной извилины; двигательная чувствительность — в центральной извилине.

Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляет­ся по физиологическому механизму «рефлекторного кольца», обеспечиваю­щего постоянную обратную связь человека с окружающим миром. Принцип обратной связи, открытый И. М. Сеченовым и разработанный затем в тру­дах И. П. Павлова, П. К. Анохина, позволяет понять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям рефлекторной деятельности.



Глава четвертая

4.2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ОЩУЩЕНИЙ

Модальность (виды ощущений) Чувстви­тельный орган Качество ощущений Рецепторы, с работой которых связаны ощущения
Зрение Сетчатка Яркость Контраст Движение Величина Цвет Палочки и колбочки
Слух Улитка Высота Тембр Волосковые клетки
Равновесие Вестибуляр­ный орган Сила тяжести Вращение Макулярные и вестибуляр­ные клетки
Осязание Кожа Давление Вибрация Окончания Руффини Диски Меркеля Тельца Пачини
Вкус Язык Сладкий и кислый Горький и соленый Вкусовые сосочки на кончике языка Вкусовые сосочки у основания языка
Обоняние Обонятельные нервы Цветочный, фруктовый, мускусный, пикантный запахи Обонятельные рецепторы

Психические познавательные процессы





КОММЕНТАРИИ

Ощущения возникают в результате переработки центральной нервной систе­мой воздействий на разные органы чувств различных видов энергии. Она по­ступает на рецепторы в форме физических стимулов, преобразуется, переда­ется далее в центральную нервную систему и окончательно перерабатывается в ощущения в коре головного мозга.

Наши ощущения — это результат сложнейшей синтезирующей и аналитической деятельности всех составных частей нервной си­стемы. Чтобы их правильно изучить, нужны громадные усилия физи­ологов и психологов.

И. П. Павлов

В приводимой таблице представлены основные органы чувств человека, их анатомо-физиологический субстрат, качества ощущений, которые они порож­дают, и рецепторы, способные воспринимать соответствующие им виды энер­гии. Модальностью ощущений обычно называют их вид, а термином «качество» характеризуют различные параметры соответствующих ощущений. Кроме того, данные, представленные в таблице, указывают на основные анатомические части тела, которые помимо центральной нервной системы принимают участие в формировании ощущений соответствующей модальности и качества.

В целом физиологический механизм формирования ощущений, втом чис­ле неосознаваемых, с учетом роли и действия ретикулярной формации вы­глядит следующим образом. На многочисленные интеро- и экстерорепепторы ежесекундно воздействует масса раздражителей, причем лишь незначитель­ная их часть вызывает реакции в рецепторах. Попадая на специализирован­ные рецепторы, они возбуждают их; рецепторы преобразуют энергию воздей­ствующих стимулов в нервные импульсы, которые в закодированном виде несут в себе информацию о жизненно важных параметрах стимула. Далее эти стимулы попадают в центральную нервную систему и на различных ее уров-, нях — спинного, промежуточного, среднего и переднего мозга — многократно перерабатываются.

В кору головного мозга поступает переработанная, отфильтрованная и отсе­янная информация; достигая проекционных зон коры, она порождает ощущения соответствующей модальности. С помощью ассоциативных волокон, связываю­щих между собой отдельные части коры головного мозга, эта информация, вна­чале представленная на уровне отдельных ощущений, интегрируется в образы.

Различные рефлексы, которые лежат в основе формирования и функционирования многих ощущений, настолько сложны и мно­гообразны, что очень часть их достаточно сложно объяснить и изу­чить. Но современная наука должна стремиться к этому.

И. М. Сеченов

4 - %'),



Глава четвертая

4.3. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

психические познавательные процессы - student2.ru

Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Адаптация— повышение или понижение чувствительности анализаторов В результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

Контраст— явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздра­жителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений

Нижний порог ощущения — та минимальная величина или сила раздражи­теля, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточ­ное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Верхний порог ощущения — та максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает ощущаться. Человек слышит, напри­мер, 20 000 колебаний в секунду. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в секунду. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила, дли­тельность раздражения и др.

Разностный порог ощущения (порог различения) — та минимальная разни­ца в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек спосо­бен ощутить. Уловить эту разницу можно лишь тогда, когда она достигает оп­ределенной величины. Например, звуки в 400 — 402 колебания в секунду вос­принимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше диф-ференцировочная способность данного анализатора различать раздражения.

Сенсибилизация— повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновремен­ной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора мо­жет быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при условии деятельности других анализаторов; например, ощущения ритма спо­собствуют усилению мышечно-двигательной чувствительности.

Последовательные образы— это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд ка­жется, что мы еще движемся в поезде.



Глава четвертая

4.4. ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ

психические познавательные процессы - student2.ru

Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явле­
ний внешней среды.

ф С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 то­нов цвета и более 10 000 их оттенков.

<$> С помощью слуховых ощущений человек воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т. д.

<§> Обонятельные ощущения помогают человеку различать летучие вещества и запахи, присутствующие в окружающей его среде.

Ф Вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода.

<§> Температурные ощущения — это ощущения тепла и холода.

4> Тактильные ощущения совместно с мышечно-двш ательными составля­ют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особен­ности предметов — их гладкость, шероховатость, плотность, а также при­косновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов.

<^ Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях орга­нов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, дости­гая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к воз­никновению шокового состояния.

^ Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человече­ского тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональ­ной деятельности вестибулярного анализатора.

<^ Ощущения ускорения — это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

3. Проприоцептивные ощущения — это ощущения, отражающие движение
нашего тела.

<§> С помощьюмышечно-двигательныхощущений человек получает инфор­мацию о положении тела в пространстве, о положении всех его органов, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслабле­нии мышц и т. п.

Ф Мышечно-двигательные ощущения имеют сложный характер. Одновре­менное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает свое­образные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движе­ния; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражени­ем нервных окончаний сухожилий; раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и скорости движений.



Глава четвертая

4.5. СУЩНОСТЬ ВОСПРИЯТИЙ

психические познавательные процессы - student2.ru

Психические познавательные процессы



КОММЕНТАРИИ

Восприятие— это отражение в сознании человека непосредственно воздей­ствующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие — не сумма ощущений, получаемых от того или иного предме­та, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей осо­бенностями.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Их вызывают определенные волевые усилия человека.

Непреднамеренные восприятия — это такие восприятия, при которых пред­меты окружающей действительности воспринимаются без специально постав-лепной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) — это целенаправленное, плано­мерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вто­рая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие — это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Физиологические основы восприятия.Восприятие возникает как резуль­тат одновременно действующих комплексных раздражителей и функциони­рует как следствие осуществляемой тогда же согласованной деятельности не­скольких анализаторов, которая протекает при участии ассоциативных отде­лов коры головного мозга и центров речи.

Возбуждения улавливаются органами чувств и передаются в нейроны-де­текторы соответствующих мозговых центров анализаторов. Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов п риводит к образо­ванию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам.

По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой ана-литико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмыс­ленное восприятие. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Нейроны-детекторы— высокоспециализированные нервные клетки, спо­собные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель.

«Рефлекс на отношение»— физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеют качество раздражителей и особенности отношений между ними.

В результате в мозге формируется отчетливый образ, полученный в резуль­тате анализа одновременного воздействия многочисленных раздражителей.



Глава четвертая


4.6. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

психические познавательные процессы - student2.ru

Наши рекомендации