Технические средства обучения. способы облегчения учебной нагрузки
Большую роль в учебном процессе играют технические средства обучения. Они нарушают монотонность обычного урока, придают занятиям эмоциональность и способствуют повышению работоспособности и успеваемости учащихся. Применение технических средств обучения полезно на любом уроке по расписанию, но лучше всего их использовать на 4-5-м занятии, когда начинает снижаться работоспособность
школьников. Число уроков с применением технических средств обучения для учащихся младших классов не должно превышать 3-4-х ч, старших — 4-6 ч. Это касается просмотра телефильмов, видеофильмов и так далее. Продолжительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливают согласно табл. 7-8.
Таблица 7-8. Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения
Классы | Длительность просмотра, мин | ||
диафильмов, диапозитивов | кинофильмов | телепередач | |
1-2 | 7-15 | 15-20 | |
3-4 | 15-20 | 15-20 | |
5-7 | 20-25 | 20-25 | 20-25 |
8-11 | - | 25-30 | 25-30 |
Большинство современных школ компьютеризированы, что представляет сложную гигиеническую проблему. Учебные занятия в кабинетах информатики связаны с длительным сохранением рабочей позы, высокой нагрузкой на зрительный нерв, мышечную и нервную системы, поэтому необходимо соблюдение санитарно-гигиенических требований по организации компьютерных классов и организации рабочего места учащегося.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора непосредственно на экране видеотерминала. На уроке она не должна превышать для учащихся в 1-4-го классов 15 мин; для учащихся в 5-7-го классов — 20 мин, для учащихся в 8-9-го класса — 25 мин; для учащихся в 10-11 классов на первом часу учебных занятий — 30 мин, на втором — 20 мин.
Оптимальное количество занятий с использованием компьютера в течение учебного дня для учащихся 1-4-го классов составляет один урок, для учащихся в 5-8-го классов — 2 урока, для учащихся 9-11 классов — 3 урока.
Запрещают сдвоенные уроки в младших классах. Сдвоенные уроки информатики разрешены только для учащихся 10-11-го классов с общей продолжительностью работы на компьютере не более 40 мин (20 мин на каждом уроке, причем работу с компьютером лучше прово-
дить во вторую половину урока, остальное время используют для теоретических занятий).
По основам информатики и вычислительной техники должно быть не более 2-х уроков в неделю для учащихся 10-11 -х классов, для остальных классов — один урок в неделю.
При производственном обучении учащихся старших классов 50% времени следует отводить на теоретические и 50% времени на практические занятия. Время производственной практики учащихся старших классов во внеучебное время должно быть ограничено для учащихся старше 16 лет тремя часами, а для учащихся моложе 16 лет — двумя часами, с обязательным соблюдением режима работы и проведением профилактических мероприятий: гимнастики для глаз (через 20-25 мин), физических упражнений (через 45 мин).
Внеучебные занятия с использованием компьютера рекомендуют проводить не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью для учащихся во 2-5-м классах не более 60 мин; для учащихся в 6-м классе и старше — не более 90 мин
Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин для учащихся 2-5-го классов и 15 мин для учащихся старших классов. Их рекомендуют проводить в конце занятия. Перерывы между уроками должны быть не менее 10 мин с одночасовым перерывом для обеда перед третьей парой уроков.
Занятия в кружках должны организовывать не раньше, чем через один час после окончания учебных занятий в школе и не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью не более 60 мин (2-5 классы) и до 90 мин (6-11 классы).
Занятия с ЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, организуемых в период школьных каникул, рекомендуют проводить не более 6 дней в неделю. Общую продолжительность занятий с компьютером в них рекомендуют ограничить для детей 7-10 лет одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 мин; для детей 11-13 лет — двумя занятиями по 45 мин (одно проводят в первой половине дня и другое — во второй половине дня; для детей 14-16 лет — тремя занятиями по 45 мин каждое (два проводят в первой половине дня и одно — во второй половине дня).
В оздоровительно-образовательных лагерях в период школьных каникул компьютерные игры с навязанным ритмом рекомендуют проводить не более одного раза в день продолжительностью до 10 мин для детей младшего школьного возраста; до 15 мин — для детей среднего и старшего школьного возраста. Запрещено проводить компьютерные игры перед сном.