Технические средства обучения. Технические средства обучения (ТСО) — это носители учебной информации, для восприятия которой требуются специальные технические устройства (дна-

Технические средства обучения (ТСО) — это носители учебной информации, для восприятия которой требуются специальные технические устройства (дна-, кино - и видеофильмы, компьютерные программы и т. д.). К ним относятся: меха­нические визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства; различная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны) и средства, автоматизирующие процесс обучения (тренажеры, лингафонные устройства, электронно-вычислительная техника).

По функциональному назначению ТСО подразделяются на технические сред­ства передачи учебной информации (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, музыкальные центры, проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы, видеомагнитофоны, ПЭВМ и пр.); средства контроля знаний (карты, кассеты и билеты автоматизированного контроля, специальные компьютерные программы), тренажеры обучения и самообучения (обучающие программы, заложенные в технические устройства); вспомогательные технические средства (движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещении плакатов, карт, устройства дистанционного управления комплексами ТСО, радиомикрофоны, электронные доски и т. п.). Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения — комбинированные: лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы и т. п.

В настоящий момент на смену известным техническим средствам приходит техника нового поколения. Среди них компактные эпидиаскопы, проекторы, различная оргтехника (лазерные указки, маркёры, цифровые видео- и фотокамеры и др.).

В особую группу выделяют различного рода информационные среды, телекоммуникации (электронная почта, информационные ресурсы Интернета, мультимедийные системы). С привлечением этих средств работают новые педа­гогические технологии, интенсифицируя процесс познании и интеллектуального развития учащихся.

Электронные и электронно-звуковые средства обучения в настоящее время являются наиболее распространенными. Исходные требовании проектировании подобных средств обучения обусловлены спецификой предмета, дисциплины и своеобразием аудиовизуального пособия, проявляющимися в определенных учебных ситуациях.

Слайды способны охватывать широкий круг вопросов в зави­симости от специфики изучаемого предмета. Изображении на диапозитиве хо­рошо воспринимаются, поскольку этому способствует яркое освещение и боль­шие размеры экрана. Диапозитивы достаточно гибки в использовании, дают возможность изменять последовательность демонстрации или производить не­полный показ.

Диафильмы — статические экранные средства обучения, предусматривающие определенную последовательность кадров. Дидактические свойства диафильмов реализуются при создании различных вариантов диафильмов: доминантной, иллюстративной, проблемной, инструктивной функции; путем фрагментарного построения либо целостно.

Тренажеры представляют особую группу технических средств. Они позволяют повысить эффективность формировании у учащихся производственных навыков: управления технологическими процессами, определения причин неисправ­ности в технических объектах, выполнении и отработки сложных движении и т. д. Тренажеры незаменимы в тех случаях, когда не представляется возмож­ным целостное рассмотрение изучаемого объекта, явления и процесса в реаль­ных условиях.

Новые информационные технологии следует рассматривать как один из элементов системы средств обучении. В последние годы в целях обучении широко используются компьютеры. Для эффективного использования компьютерных технологий необходимы соответствующие программно-педагогические средства, которые выполняются на гибких магнитных и электронных носителях.

При разработке и использовании программного средства учебного назначения возникает необходимость в создании учебно-методических и инструктивных материалов, обеспечивающих его применение, т. е. в программно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса.

Программно-методическое обеспечение включает в себя:

• программное средство учебного назначения;

• инструкцию для пользования программным средством;

• описание методики использования программного средства учебного назна­чения.

При разработке и использовании программных средств следует учитывать такие факторы, как:

• возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

• возможность повторного обращения к программе;

• соблюдение эргономических требований к содержанию и оформлению про­граммных средств.

8. Сущность педагогических форм. Взаимосвязь форм, методов, средств и содержания в педагогическом процессе. Классификация педагогических форм обучения. Современные формы профессионального обучения.

Классификация форм организации профессионально-образовательного процесса.

В современной дидактике организационную форму обучения понимают как спе­циальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности обучающихся.

Процесс обучения и воспитания реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и вза­имодействие всех его компонентов. Совокупность этих форм составляет органи­зационную систему обучения1.

Выделяют следующие организационные формы обучения:

• фронтальные (работа со всем потоком);

• групповые (поток разбивается на группы);

• индивидуальные (работа с каждым обучающимся).

С точки зрении решении целей образовании и систематичности организацион­ные формы обучении делит на основные, дополнительные и вспомогательные.

В профессиональной педагогике выделяют три группы форм организации образовательного процесса .

Формы организации образовательного процесса

Наши рекомендации