Средства обучения. Их классификация и технические средства

Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе объекты, искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства».

По составу объектов средства обучения делятся на две группы.

1. Материальные средства обучения. Это учебники, пособия, таблицы, макеты, модели, учебно-технические средства, помещения, мебель, учебно-лабораторное оборудование, расписание, средства наглядности и т. п.

2. Идеальные средства обучения. Это чертежи, условные схемы, диаграммы, произведения искусства, речь, письмо и т. п. Материализация – средства представлены в виде абстрактных символов. Вербализация – средства представлены в виде речевого изложения.

Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга.

По субъекту деятельности средства обучения делятся на две группы.

1. Средства преподавания. Например, оборудование демонстрационного эксперимента. Такими средствами пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала.

2. Средства учения. Например, оборудование лабораторного практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых знаний.

Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуко-вые носители учебной информации. К ним относятся:

1) учебные кинофильмы;

2) диафильмы;

3) компьютеры;

4) магнитофонные записи;

5) грамзаписи;

6) радиопередачи;

7) телепередачи и т. д.

Технические средства обучения можно разделить на следующие виды:

1) информационные;

2) комбинированные;

3) тренажеры;

4) средства контроля знаний;

5) аудиовизуальные средства.

Функции технических средств обучения:

1) повышают эффективность и качество обучения;

2) способствуют интенсивности учебного процесса;

3) развивают у учащихся больший интерес к знаниям;

4) являются источником, и мерой учебной информации;

5) способствуют проведению контроля и самоконтроля знаний.

40. Дидактика. Предмет и задачи. Дидактические принципы и правила

Предметом дидактических исследований является всякая сознательная дидактическая деятельность, выражающаяся в процессах обучения, в их содержании, ходе, методах, средствах организации, подчиненная поставленным целям. Дидактика может изучать.

Исследуя свой предмет, дидактика выполняет следующие основные функции:

1) познавательную;

2) практическую.

Познавательная функция. Дидактика открывает или только констатирует факты, прямо или косвенно с ней связанные, систематизирует и обобщает их, объясняет эти факты и устанавливает количественные и качественные зависимости между ними.

Дидактическая деятельность состоит из действий учителей и учеников.

Значение дидактики:

1) дидактика не является чисто описательной и чисто умозрительной наукой, она объясняет причинно-следственные связи дидактических явлений, исследует закономерность этих явлений;

2) выяснение причин дидактических явлений и проявляющихся в них зависимостей создает подходящие условия для выполнения утилитарных функций;

3) нормы деятельности учителя и учащегося, определенные из объективно установленных причинно-следственных зависимостей, имеют значительно большую ценность, чем нормы, устанавливаемые субъективно, умозрительно или на основе неконтролируемого опыта.

Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества.

Под образованием следует понимать овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего они приобретают определенный личностный облик и индивидуальное своеобразие.

Педагогическая дидактика – теория обучения и образования, которая исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Наши рекомендации