Профилактика утомления и нарушений нервно-психического здоровья

В современных школах, особенно с углубленным содержанием обучения, интенсификация учебного процесса, введение инноваци­онных технологий во многих случаях обусловливают повышение утомляемости учащихся на уроках, формируя у детей и подростков состояние хронического стресса. Это приводит к увеличению распро­страненности пограничных психических расстройств разной степени

выраженности и психосоматических нарушений здоровья В этой связи в целях охраны здоровья учащихся должна проводиться работа по профилактике утомления, заключающаяся в регулировании орга­низации и интенсивности учебного процесса, проведении на уроках физкультминуток, профилактическом приеме аминокислоты глици­на и витаминов.

Глицин — заменимая аминокислота — естественный метаболит ши­рокого спектра действия, содержащийся в животных тканях головно­го и спинного мозга. Глицин оказывает ноотропное, противоэпилепти-ческое, антистрессовое, седативное действие, легко проникает в боль­шинство биологических жидкостей и тканей. Его относят к нейроме-диаторам тормозного действия и регуляторам метаболических про­цессов в головном и спинном мозге. Э го лекарственное средство нор­мализует процессы возбуждения и торможения в центральной нерв­ной системе, повышает умственную работоспособность, устраняет депрессивные нарушения, повышенную раздражительность, нормали­зует сон.

Глицин назначают при нарушениях сна, для повышения умственной работоспособности, а также подросткам с девиантными формами пове­дения по 1 таблетке (0,1 г) перед едой под язык 2 раза в сутки детям в возрасте до 10 лет и по 3 таблетки — подросткам 10-18 лет в течение од­ного месяца. При нарушениях сна следует принимать по У2-1 таблетке за 20 мин до сна или непосредственно перед сном.

Глицин целесообразно использовать не только в качестве средства профилактики утомления, но и для коррекции хронического переутом­ления, которое в большинстве случаев сочетается с астено-невротичес­кими явлениями У детей и подростков с расстройствами такого рода после приема глицина отмечают компенсацию нервно-психических и соматовегетативных нарушений: улучшается память, внимание, умственная работоспособность, общее эмоциональное состояние, фор­мируется адекватное поведение, нормализуется сон, ослабевает мотор­ная расторможенность, снижаются аллергические и вегетативные про­явления. Подтверждена высокая эффективность препарата в качестве профилактического средства для предупреждения психоэмоционально­го перенапряжения при адаптации учащихся к началу и новым формам учебного процесса, а также при подготовке к экзаменам. Глицин ис­пользуются и как корригирующее средство для детей с задержкой пси­хического развития. В тех случаях, когда не возникает улучшение нерв­но-психического здоровья ребенка или подростка после курсового при­ема глицина, необходимо направить учащегося на прием к детскому неврологу.




ОЗДОРОВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ, ПЕРЕНЕСШИХ ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

К числу основных причин, обусловливающих в настоящее время за­болеваемость учащихся, снижение их умственной и физической рабо­тоспособности, относят острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Приступая к занятиям после болезни, учащиеся сразу вклю­чаются в учебный процесс, несут полную и даже повышенную учебную нагрузку, связанную с пропусками занятий. Эта нагрузка часто не соот­ветствует функциональным возможностям организма ребенка, пос­кольку клиническое выздоровление не совпадает с биологическим, ко­торое наступает лишь спустя 3-6 нед после болезни и характеризуется полным восстановлением нарушенных функций и адаптивных возмож­ностей организма.

Основой выполнения и важнейшим условием эффективности оздо­ровительных мероприятий для учащихся в восстановительный период ОРВИ считают правильную организацию режима дня. Различные ком­поненты режима (длительность занятий, питание, сон), общая физиоло­гическая регламентация и чередование различных видов деятельности учащихся оказывают тонизирующее и общеукрепляющее воздействие, способствуя повышению иммунобиологических функций организма.

ЩАДЯЩИЙ РЕЖИМ ДНЯ

При организации щадящего режима дня учащихся, перенесших ОР­ВИ, необходим постоянный контакт медицинского персонала, педаго­гов и родителей, усилиями которых достигается наиболее значитель­ный оздоровительный эффект. Щадящий режим дня зависит от возрас­та школьника, сопутствующих заболеваний. Его разрабатывают с уче­том тяжести и клинических особенностей перенесенной ОРВИ.

Наши рекомендации