Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся. 50. Объем учебной нагрузки студента измеряется в кредитах, осваиваемых им в течение учебного года по каждой учебной дисциплине или виду учебной работы

50. Объем учебной нагрузки студента измеряется в кредитах, осваиваемых им в течение учебного года по каждой учебной дисциплине или виду учебной работы.
51. Планирование учебной нагрузки ППС осуществляется в кредитах или в академических часах, представляющих собой время контактной работы преподавателя со студентом по расписанию на аудиторных учебных занятиях или по отдельно утвержденному графику для других видов учебной работы.
52. Один академический час аудиторной работы равен 50 минутам. Исключение составляют студийные и лабораторные занятия, а также занятия физического воспитания, где академический час равен соответственно 75 минутам – для студийных занятий или 100 минутам – для лабораторных занятий и занятий физического воспитания.
Один академический час всех видов практики, итоговой аттестации студентов равен 50 минутам.
53. При планировании объема учебной работы исходят из того, что один кредит равен 15 академическим часам:
1) аудиторной работы студента на протяжении академического периода в виде семестра;
2) работы студента с преподавателем в период профессиональных практик;
3) работы студента по написанию и защите дипломной работы (проекта);
4) работы студента по подготовке и сдаче государственного экзамена по специальности.
54. Учебная нагрузка студента определяется продолжительностью академического часа и объемом учебных часов (контактных часов по 50 минут), сопровождающих академические часы для разных видов учебной работы.
Один академический час аудиторной работы может быть равен 50, 75 или 100 минутам. Академические часы аудиторной работы студента дополняются соответствующим числом часов СРС таким образом, что на один кредит суммарная учебная нагрузка студента в неделю на протяжении академического периода в виде семестра равна 3 часам.
В совокупности контактные часы работы студента с преподавателем в период лекций и практических (семинарских) занятий сопровождаются 2 часами СРС на каждый контактный час.
Занятия по физической культуре не сопровождаются дополнительными часами СРС.
Каждый академический час практики (кроме учебной) сопровождается соответствующим числом учебных часов дополнительной работы студента: 1 часом – для педагогической практики, 4 часами – для производственной практики.
Каждый академический час итоговой аттестации представляет собой один час (50 минут) контактной работы студента с преподавателем по написанию и защите дипломной работы (проекта) или работы студента с преподавателем по подготовке и сдаче государственного экзамена. Каждый академический час итоговой аттестации студентов сопровождается 6 часами СРС.
55. Учебный год состоит из академических периодов, периода промежуточной аттестации, практик и каникул. На выпускном курсе в учебный год включается период итоговой аттестации.
56. Общая продолжительность учебного года должна составлять не менее 36 недель.
57. Академический период представляет собой семестр продолжительностью 15 недель.
58. Каждый академический период завершается периодом промежуточной аттестации студентов, продолжительность которого должна составлять не менее 1 недели.
59. В период промежуточной аттестации проводится итоговый контроль по всем изученным дисциплинам и с учетом оценок текущей успеваемости (среднее арифметическое оценок по результатам текущего и рубежных контролей) выводятся итоговые оценки по дисциплинам.
В итоговой оценке по дисциплине доля оценки текущей успеваемости должна составлять не менее 60 %, а доля оценки итогового контроля – не менее 30 %.
60. Каникулы предоставляются студентам не менее 2 раз в течение учебного года, общая продолжительность которых должна составлять не менее 7 недель, за исключением выпускного курса.
61. Профессиональная практика является обязательной компонентой профессиональной учебной программы высшего образования. Она подразделяется на учебную, педагогическую, производственную и преддипломную.
Общий объем всех видов профессиональных практик должен составлять не менее 6 кредитов. По группе специальностей «Образование» объем профессиональной практики может составлять от 6 до 20 кредитов, по группе специальностей «Технические науки и технологии» - от 6 до 15 кредитов.
Продолжительность практик определяется в неделях исходя из нормативного времени работы студента на практике в течение недели, равного 30 часам (6 часов в день при 5-дневной рабочей неделе). Для вычисления количества недель объем практики в кредитах умножается на трудоемкость соответствующего вида практики в учебных часах и делится на продолжительность работы студента на практике в течение недели, то есть на 30 часов.
Трудоемкость 1 кредита практики составляет 15 часов (по 50 мин.) для учебной практики, 30 часов (по 50 мин.) для педагогической практики, 75 часов (по 50 мин.) для производственной практики. Продолжительность практики на 1 кредит в неделях составляет: 0,5 недели для учебной практики, 1 неделя – для педагогической практики, 2,5 недели – для производственной практики.
62. Планирование итоговой аттестации студентов в неделях определяется исходя из нормативного времени работы студентов в течение недели, равного 54 часам (9 часов в день, включая СРС, при 6-дневной рабочей неделе).
Одному кредиту итоговой аттестации соответствует 105 (15х7) часов, т.е. 2 недели. Из них 15 контактных часов работы студента с преподавателем и 90 часов СРС.
На подготовку и сдачу государственного экзамена по специальности отводится 1 кредит, т.е. 2 недели.
На написание и защиту дипломной работы (проекта) отводится 2 кредита, т.е. соответственно 4 недели. При этом в 2 кредита входит оформление и защита дипломной работы (проекта). Сам процесс выполнения дипломной работы (проекта) осуществляется заблаговременно в ходе профессиональной практики и на завершающем этапе теоретического обучения.
63. Допускается введение летнего семестра (за исключением выпускного курса) продолжительностью не менее 6 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, изучения учебных дисциплин и освоения кредитов студентами в других вузах с обязательным их перезачетом в своем вузе, повышения среднего балла успеваемости (GPA).
64. Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке бакалавра является освоение студентом не менее 129 кредитов теоретического обучения, а также не менее 6 кредитов практик, не менее 2 кредитов на написание и защиту дипломной работы (проекта) и не менее 1 кредита на подготовку и сдачу государственного экзамена по специальности.
С учетом специфики отдельных специальностей (включая программы высшего специального образования) основным критерием завершенности образовательного процесса может являться освоение студентом:
1) по группе «Искусство» - до 160-180 кредитов теоретического обучения;
2) по группе «Военное дело и безопасность» - до 170-190 кредитов теоретического обучения;
3) по группе «Ветеринария» - до 160 кредитов теоретического обучения;
4) по группе «Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина) – до 190-224 кредитов теоретического обучения.
При этом вуз может увеличить объем кредитов, необходимых для освоения, по реализуемым образовательным программам в зависимости от их особенностей.
В случае досрочного освоения образовательной программы бакалавриата и выполнения предусмотренных к ней требований, студенту присуждается академическая степень «бакалавр» независимо от срока обучения.
65. В течение одного академического периода при семестровой его организации студент очной формы обучения должен освоить 18-22 кредита, заочной формы обучения – 9-12 кредитов, вечерней формы обучения – 12-15 кредитов. Данное количество кредитов устанавливается независимо от предшествующего уровня образования студентов.
66. При формировании образовательной программы по группе специальностей «Образование» высшие учебные заведения учитывают функционирование малокомплектных школ.
Студентам педагогических специальностей предоставляется возможность одновременного освоения дисциплин по смежной специальности. В этом случае студенты могут освоить в одном семестре до 27 кредитов.
67. Вуз организует учебный процесс в соответствии с полученной лицензией и должен соблюдать квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании образовательной деятельности.
68. Вуз обеспечивает образовательную деятельность соответствующей материально-технической базой, квалифицированным профессорско-преподавательским составом, библиотечным фондом, доступом к Интернет и другим информационным ресурсам, общежитием для иногородних студентов и другими службами поддержки студентов.
69. Требования к материально-технической и учебно-лабораторной базе.
Материально-техническая оснащенность вуза должна быть ориентирована на расширение его технических и технологических возможностей.
Вуз должен располагать основным объемом аудиторного фонда, необходимого для проведения учебных занятий по формам обучения не более чем в две смены, соответствующего санитарным нормам, и вспомогательных помещений.
Учебная площадь зданий, принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, на одного студента приведенного контингента с учетом сменности учебных занятий должна быть не менее 6 кв.м.
Для проведения учебных занятий по языкам и языковым дисциплинам, а также организации самостоятельной работы студентов вуз должен иметь лингафонные кабинеты и аналогичное оборудование.
Вуз должен располагать компьютерными классами последнего поколения, интерактивными досками, позволяющими проведение учебных занятий, самостоятельную работу студентов в интерактивных формах.
Для реализации образовательных учебных программ вуз должен иметь в наличии современное учебно-лабораторное оборудование, обеспеченное различными видами заданий (включая виртуальные лаборатории), программным обеспечением, позволяющим выполнять соответствующие задания учебных программ.
Требования к учебным лабораториям вузов следует принимать в соответствии с действующими санитарными правилами.
70. Вуз обеспечивает каждого студента базой профессиональных практик, в соответствии с профилем специальности.
71. Требования к кадровому обеспечению вуза определены квалификационными требованиями, предъявляемыми при лицензировании образовательной деятельности.
Преподаватель вуза имеет свободу выбора способов и форм организации и проведения учебных занятий, методов обучения при условии соблюдения требований учебных планов и учебных программ.
72. Требования к информационному и учебно-методическому обеспечению:
Реализация образовательных программ высшего образования обеспечивается свободным доступом каждого студента к информационным ресурсам и библиотечным фондам, наличием методических пособий и рекомендаций по всем модулям, дисциплинам и по всем видам учебной работы - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, профессиональным практикам, самостоятельной работы студента, а также наглядными пособиями, аудио- и видеоматериалами.
Вуз обеспечивает доступ студентов к учебной, научной, информационной базам, включая международные источники данных, размещаемым в электронных библиотеках.
Библиотечный фонд и обеспеченность учебной литературой на электронных и магнитных носителях должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым при лицензировании образовательной деятельности.
Информационное и учебно-методическое обеспечение осуществляется с последовательным усилением акцента на самостоятельную работу студентов.
73. Требования к исследовательской деятельности обучающихся.
Исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в лабораториях, научных, конструкторских и проектных подразделениях высших учебных заведений, в студенческих научно-технических объединениях (конструкторские и иные бюро, центры, научно-исследовательские институты и т.п.).
Руководство научными исследовательскими работами студентов (НИРС) осуществляют профессора, доценты, преподаватели вуза. Вуз должен планировать и проводить организационно-массовые мероприятия системы НИРС.

Наши рекомендации