Тема 3. « Исследование функций и построение графиков»

Алгоритм исследования функций:  
N Исследование Комментарии
Д(у) – область определения Знаменатель не равен нулю
Чётность Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru - функция чётная ( симметрия относительно ОУ) Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru - функция нечётная ( симметрия относительно начала координат) Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru - функция общего вида (симметрии нет)
Пересечение с осями координат С ОХ: у = 0, х = ? С ОУ: х = 0, у = ?
Первая производная Вычисление по таблице и правилам
  Критические точки первого рода, промежутки монотонности, точки экстремума 1) Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru ( найти корни уравнения, отметить их на прямой, разбить на промежутки) 2)определить знак производной в каждом интервале(подставить удобное число в производную), 3) сделать вывод  
Вторая производная Вычислить производную функции из п.4
Критические точки второго рода, выпуклость графика, точки перегиба 1) Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru ( найти корни уравнения, отметить их на прямой, разбить на промежутки) 2)определить знак производной в каждом интервале(подставить удобное число во вторую производную), 3) сделать вывод
Асимптоты 1) вертикальные ( если есть точки разрыва) 2) горизонтальные 3) наклонные
Дополнительные точки 1)В таблицу вносят все критические точки и ближайшие к ним; точки пересечения с осями; точки, ближайшие к вертикальным асимптотам 2) вычислить значения у ( подставить х в начальную функцию)
График Поставить на координатной плоскости точки и соединить их, учитывая результаты исследования
Пример 1:Постройте график функции Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru . Решение. 1. Данная функция определена на всей числовой прямой за исключением х=3, т.к. в этой точке знаменатель обращается в ноль. 2. Для определения четности и нечетности функции найдем Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru : Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru = Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru = Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru . Видим, что Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru и Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru , следовательно, функция Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru ни четная, ни нечетная. 3. Найдем точки пересечения с осями координат. Для нахождения точки пересечения с осью Ох примем у=0. Получим уравнение: Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru . Итак, точка (0; 0) – точка пересечения с осями координат. 4. Найдем производную функции по правилу дифференцирования дроби: Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru = Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru = Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru = Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru = Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru . 5. Для нахождения критических точек первого рода найдем точки, в которых производная функции равна 0 или не существует. Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru , если Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru =0, следовательно, Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru . Произведение тогда равно 0, когда хотя бы один из множителей равен 0: Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru или Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru . Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru не существует, если знаменатель (х-3)2 равен 0, т.е. Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru не существует при х=3. Итак, функция имеет три критические точки первого рода: Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru ; Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru ; Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru . На числовой оси отметим критические точки первого рода, причем точку Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru отмечаем выколотой точкой, т.к. в ней функция не определена. Расставляем знаки производной Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru = Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru на каждом промежутке:
т.min
т.max
Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru

На промежутках, где Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru , исходная функция возрастает (при Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru (-∞;0] Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru ), где Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru - убывает (при Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru [0;3) Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru (3;6]).

Точка х=0 является точкой максимума функции..

Точка х=6 является точкой минимума функции.

6. Найдем вторую производную функции как производную от первой производной: Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru = Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru =

= Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru .

Вынесем в числителе х-3 за скобки и выполним сокращение:

Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru = Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru .

Приведем в числителе подобные слагаемые: Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru .

7. Найдем критические точки второго рода: точки, в которых вторая производная функции равна нулю или не существует.

Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru 0, если Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru =0. Данная дробь не может равняться нулю, следовательно, точек, в которых вторая производная функции равна нулю, нет.

Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru не существует, если знаменатель (х-3)3 равен 0, т.е. Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru не существует при х=3.

Итак, функция имеет одну критическую точку второго рода: Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru .

Найдем интервалы выпуклости и точки перегиба графика функции.

На числовой оси отметим критическую точку второго рода выколотой точкой, т.к. в ней функция не определена.

Расставляем знаки второй производной Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru на каждом промежутке:

Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru

На промежутках, где Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru , исходная функция вогнута (при Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru (3;+∞)), где Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru - выпукла (при Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru (-∞;3)).

Точка х=3 не является точкой перегиба графика функции, т.к. в ней исходная функция не определена.

8. Найдем асимптоты графика функции.

8.1. Поскольку область определения функции – все действительные числа за исключением х=3, то проверим, является ли прямая х=3 вертикальной асимптотой. Для этого вычислим предел функции Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru в точке х=3: Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru .

Получили, что Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru , следовательно, х=3 - вертикальная асимптота.

8.2. Для поиска горизонтальных асимптот находим Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru :

b = Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru . Т.к. b – бесконечность, то горизонтальных асимптот нет.

8.3. Для поиска наклонных асимптот находим Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru :

Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru = Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru = Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru =1.

Итак, Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru 1. Найдем bпо формуле: Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru .

b= Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru = Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru = Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru = Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru .

Получили, что b= 3. Тогда у=kx+b – наклонная асимптота. В нашем случае она имеет вид: у=x+3.

Таким образом, данная функция имеет вертикальную асимптоту х=3 и наклонную асимптоту у=x+3.

Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru 9.

х -1
у -0,3 -0,5 - 12,8
    т.max   Верт. асим.   т.min  

Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru , Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru , Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru

Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru Тема 3. « Исследование функций и построение графиков» - student2.ru

10. По результатам исследования и точкам строим график функции.

РАЗДЕЛ 4. «Применение интегрального исчисления»

Наши рекомендации