Исследование функций и построение графиков

Общее исследование функций и построение их графиков удобно выполнять по следующей схеме:

1. Найти область определения функции.

2. Найти точки пересечения с осями координат.

3. Выяснить, не является ли функция четной или нечетной, периодической или непериодической.

3.Найти точки экстремума функции, вычислить значения функции

в этих точках. Установить интервалы монотонности функции.

4. Найти точки перегиба графика функции, вычислить значения функции в этих точках. Установить интервалы выпуклости и вогнутости графика функции.

6. Найти асимптоты графика функции.

7. Используя результаты исследований, построить график функции.

Задача 4. Исследовать функцию Исследование функций и построение графиков - student2.ru и построить ее график.

Решение: 1. Функция определена и непрерывна на всей оси, кроме точек Исследование функций и построение графиков - student2.ru , в которых функция не существует. Итак,

Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

2. Найдем точки пересечения с осями координат.

а) с осью ОХ: Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Следовательно, точка пересечения с осью ОХ - Исследование функций и построение графиков - student2.ru ;

б) с осью ОY: Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru ,

следовательно, точка пересечения с осью ОY - Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

3. Функция нечетная, так как Исследование функций и построение графиков - student2.ru (при замене Исследование функций и построение графиков - student2.ru на Исследование функций и построение графиков - student2.ru она меняет знак на противоположный, поэтому график ее будет симметричен относительно начала координат). Функция непериодическая.

4. С помощью первой производной найдем промежутки возрастания и убывания функции.

Имеем

Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Решим уравнениеИсследование функций и построение графиков - student2.ru , т.е. Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Точки Исследование функций и построение графиков - student2.ru , Исследование функций и построение графиков - student2.ru , Исследование функций и построение графиков - student2.ru будут подозрительными на экстремум. Точки Исследование функций и построение графиков - student2.ru , в которых производная не существует, но в этих точках не существует и функция. Разбиваем всю область определения функции на промежутки : Исследование функций и построение графиков - student2.ru , Исследование функций и построение графиков - student2.ru , Исследование функций и построение графиков - student2.ru , Исследование функций и построение графиков - student2.ru , Исследование функций и построение графиков - student2.ru , Исследование функций и построение графиков - student2.ru и исследуем функцию для Исследование функций и построение графиков - student2.ru . Информация о поведении функции на интервале (-2; 0) необходима для анализа функции в точке х=0.

Знак производной устанавливаем методом интервалов. По знаку производной определяем монотонность функции на каждом промежутке. Результаты исследований заносим в таблицу:

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru
Исследование функций и построение графиков - student2.ru   Исследование функций и построение графиков - student2.ru   Исследование функций и построение графиков - student2.ru   Исследование функций и построение графиков - student2.ru Не сущест.   Исследование функций и построение графиков - student2.ru   Исследование функций и построение графиков - student2.ru   Исследование функций и построение графиков - student2.ru
Исследование функций и построение графиков - student2.ru Возрас- тает Нет экстре- мума Возрас-тает Не сущест. Возрас-тает   Макс. Исследование функций и построение графиков - student2.ru   Убывает

5. Чтобы исследовать функцию на выпуклость, найдем вторую производную:Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Находим точки, в которых Исследование функций и построение графиков - student2.ru или Исследование функций и построение графиков - student2.ru не существуют: Исследование функций и построение графиков - student2.ru при Исследование функций и построение графиков - student2.ru и Исследование функций и построение графиков - student2.ru не существует при Исследование функций и построение графиков - student2.ru . Исследуем знак второй производной на промежутках Исследование функций и построение графиков - student2.ru , Исследование функций и построение графиков - student2.ru , Исследование функций и построение графиков - student2.ru , Исследование функций и построение графиков - student2.ru и результаты исследований представим в таблице:

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru
Исследование функций и построение графиков - student2.ru   Исследование функций и построение графиков - student2.ru Не сущест.   Исследование функций и построение графиков - student2.ru   Исследование функций и построение графиков - student2.ru   Исследование функций и построение графиков - student2.ru Не сущест.   Исследование функций и построение графиков - student2.ru
Исследование функций и построение графиков - student2.ru Выпук-ла Не сущест- вует   Вогну- та Точка переги-ба Выпук-ла Не Сущест- вует Вогну-та

6. Найдем вертикальные асимптоты:

Исследуем поведение функции в окрестности точки Исследование функций и построение графиков - student2.ru :

Исследование функций и построение графиков - student2.ru = Исследование функций и построение графиков - student2.ru = Исследование функций и построение графиков - student2.ru =+ Исследование функций и построение графиков - student2.ru ;

Исследование функций и построение графиков - student2.ru = Исследование функций и построение графиков - student2.ru = - Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Что касается точки Исследование функций и построение графиков - student2.ru , то в окрестности ее имеем:

Исследование функций и построение графиков - student2.ru ; Исследование функций и построение графиков - student2.ru ;

Найдем наклонную асимптоту Исследование функций и построение графиков - student2.ru :

Исследование функций и построение графиков - student2.ru = Исследование функций и построение графиков - student2.ru ;

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru =

Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Таким образом, наша функция имеет наклонную асимптоту Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Аналогично проверяется, что эта же прямая будет для нее асимптотой и при Исследование функций и построение графиков - student2.ru ;

7. на основе проведенного исследования функции строим ее график (рис.1).

Исследование функций и построение графиков - student2.ru

Рис. 1

Задача 5. Исследовать функцию Исследование функций и построение графиков - student2.ru и построить ее график.

Решение:Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru

1. Область определения функции – вся числовая прямая.

2. Найдем точки пересечения графика функции с осями координат:

а) с осью OX: Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru ; так как Исследование функций и построение графиков - student2.ru , то Исследование функций и построение графиков - student2.ru ,

т.е. точка пересечения с осью OX – начало координат O (0,0);

б) с осью OY: при Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru ,

т.е. точка пересечения с осью OY – начало координат O (0,0).

Используя результаты, можно определить промежутки, на которых функция сохраняет знак.

Поскольку Исследование функций и построение графиков - student2.ru , то знак функции совпадает со знаком множителя Исследование функций и построение графиков - student2.ru . Графически промежутки знакопостоянства функции изображены на рис.2.

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru __ +

Исследование функций и построение графиков - student2.ru

0 Исследование функций и построение графиков - student2.ru

3. Определим, является ли функция четной или нечетной:

Исследование функций и построение графиков - student2.ru = Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru .Ясно также что

.

То есть функция не является ни четной, ни нечетной.

4. Найдем интервалы монотонности и экстремумы функции с помощью первой производной.

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru = Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Найдем возможные точки экстремума. Критические или подозрительные на экстремум точки определяются как точки, в которых Исследование функций и построение графиков - student2.ruили не существует:

Исследование функций и построение графиков - student2.ru =0.Так как Исследование функций и построение графиков - student2.ruпри любом Исследование функций и построение графиков - student2.ru , то Исследование функций и построение графиков - student2.ru .Следовательно, Исследование функций и построение графиков - student2.ruили Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Методом интервалов находим знаки первой производной (см. рис.3) .

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru + __

Исследование функций и построение графиков - student2.ru

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru 2 Исследование функций и построение графиков - student2.ru

Рис. 3

Из рис. 3 видно, что Исследование функций и построение графиков - student2.ru возрастает для Исследование функций и построение графиков - student2.ru , так как для этих значений Исследование функций и построение графиков - student2.ru выполняется неравенство Исследование функций и построение графиков - student2.ru и Исследование функций и построение графиков - student2.ru убывает для Исследование функций и построение графиков - student2.ru , так как Исследование функций и построение графиков - student2.ru при указанных значениях Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

При “переходе” через точку Исследование функций и построение графиков - student2.ru функция меняет знак с “ + “ на “ __ “, следовательно, в точке Исследование функций и построение графиков - student2.ru функция достигает максимума.

Результаты исследования заносим в таблицу:

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru  
Исследование функций и построение графиков - student2.ru   Исследование функций и построение графиков - student2.ru     Исследование функций и построение графиков - student2.ru  
Исследование функций и построение графиков - student2.ru Возрастает Макс. 0,7 Убывает  

5. Определим интервалы выпуклости и вогнутости функции, а также ее точки перегиба с помощью второй производной:

.

Найдем точки, в которых вторая производная равна нулю или не существует:

Исследование функций и построение графиков - student2.ru = Исследование функций и построение графиков - student2.ru .Отсюда Исследование функций и построение графиков - student2.ru и, значит, Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Применим метод интервалов. Находим знаки второй производной. (см. рис.4) .

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru __ +

Исследование функций и построение графиков - student2.ru

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru 4 Исследование функций и построение графиков - student2.ru

Рис.4

Из рис.4 видно, что Исследование функций и построение графиков - student2.ru вогнута для Исследование функций и построение графиков - student2.ru , так как на этом промежутке Исследование функций и построение графиков - student2.ru и Исследование функций и построение графиков - student2.ru выпукла для Исследование функций и построение графиков - student2.ru , так как здесь Исследование функций и построение графиков - student2.ru . Следовательно, Исследование функций и построение графиков - student2.ru является точкой перегиба функции.

Поскольку Исследование функций и построение графиков - student2.ru 0,541, то точка Исследование функций и построение графиков - student2.ru является точкой перегиба графика функции Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Результаты исследования заносим в таблицу:

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru  
Исследование функций и построение графиков - student2.ru   -     +  
  Исследование функций и построение графиков - student2.ru   Выпукла Перегиб Исследование функций и построение графиков - student2.ru   Вогнута  

6. Найдем асимптоты графика функции.

Так как функция непрерывна на всей числовой оси, то вертикальных асимптот нет.

Определим, имеет ли функция горизонтальные асимптоты.

Так какИсследование функций и построение графиков - student2.ru = Исследование функций и построение графиков - student2.ru = Исследование функций и построение графиков - student2.ru ,то приИсследование функций и построение графиков - student2.ruгоризонталь-ной асимптоты нет. Далее,

Исследование функций и построение графиков - student2.ru = Исследование функций и построение графиков - student2.ru = Исследование функций и построение графиков - student2.ru = Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Здесь мы применили правило Лопиталя.

Итак, при Исследование функций и построение графиков - student2.ruфункция имеет горизонтальную асимптоту: Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Определим, имеет ли функция наклонные асимптоты,которые представляются в виде Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Будем искать наклонную асимптоту при Исследование функций и построение графиков - student2.ru :

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru = Исследование функций и построение графиков - student2.ru .Следовательно, приИсследование функций и построение графиков - student2.ruнаклонной асимптоты нет.

Рассмотрим теперь случай, когда Исследование функций и построение графиков - student2.ru .Поскольку при Исследование функций и построение графиков - student2.ruфункция имеет горизонтальную асимптоту, то искать наклонную асимптоту при Исследование функций и построение графиков - student2.ruне имеет смысла.

Следовательно, функция имеет только одну асимптоту – горизонтальную при Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

7. На основании полученных данных строим график функции (рис.5).

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru

Исследование функций и построение графиков - student2.ru

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru

Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru 2 4 Исследование функций и построение графиков - student2.ru

Рис.5

3. Наибольшее и наименьшее значения функций на отрезке

Задача 6. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функций и построение графиков - student2.ru на отрезке Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Решение. Если функция Исследование функций и построение графиков - student2.ru непрерывна на замкнутом промежутке Исследование функций и построение графиков - student2.ru , то наибольшее и наименьшее значения она принимает или на концах этого отрезка или в точках ее экстремума. Следовательно, для решения поставленной задачи надо найти ее значения на концах отрезка Исследование функций и построение графиков - student2.ru и в точках, принадлежащих этому отрезку, подозрительных на экстремум. Затем из них выбрать наименьшее и наибольшее значения. Определяем критические, или стационарные, точки функции Исследование функций и построение графиков - student2.ru :

Исследование функций и построение графиков - student2.ru ; Исследование функций и построение графиков - student2.ru ; Исследование функций и построение графиков - student2.ru ; Исследование функций и построение графиков - student2.ru , Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Рассматриваем только те стационарные точки, которые принадлежат отрезку Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Такой точкой будет точка Исследование функций и построение графиков - student2.ru (точку Исследование функций и построение графиков - student2.ru получаем при Исследование функций и построение графиков - student2.ru ).

Вычисляя значения функции на концах промежутка и в точке Исследование функций и построение графиков - student2.ru , находим:

1) Исследование функций и построение графиков - student2.ru Исследование функций и построение графиков - student2.ru ; Исследование функций и построение графиков - student2.ru

2) Исследование функций и построение графиков - student2.ru = Исследование функций и построение графиков - student2.ru ;

3) Исследование функций и построение графиков - student2.ru = Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Ясно, что наибольшее значение функции будет равно Исследование функций и построение графиков - student2.ru , которое она принимает в точке Исследование функций и построение графиков - student2.ru ; наименьшее значение принимается функцией в точке Исследование функций и построение графиков - student2.ru и равно Исследование функций и построение графиков - student2.ru .

Наши рекомендации