Исследование функций и построение их графиков
Схема исследования функции и построения графиков:
- Определить область существования функции.
- Исследовать функцию на четность и нечетность.
- Найти координаты точек пересечения графика функции с осями координат.
- Исследовать функцию на непрерывность, определить характер точек разрыва функции, если они имеются; найти асимптоты кривой.
- Найти интервалы возрастания и убывания функции и её экстремумы.
- Найти интервалы выпуклости вверх и вниз; определить точки перегиба.
- Построить график функции.
Пример №15 Построить график функции: .
Решение:
1. Область существования функции
2. Функция не является ни четной ни нечетной.
3. Найдём точки пересечения с осями координат:
при
при , , т.е. кривая пересекает ось и ось O в начале координат.
4. Точка разрыва: .
Исследуем характер разрыва:
: , т.е. разрыв бесконечный 2-го рода.
Найдём асимптоты графика функции: - вертикальная асимптота; т.к. , , горизонтальных асимптот нет.
Рассмотрим
Таким образом, график функции имеет наклонную асимптоту .
5. Вычислим первую производную и исследуем её знаки:
, для - функция возрастает;
, для - функция убывает.
В точках и производная , но в окрестности точки она меняет знак, поэтому в точке функция имеет экстремум (максимум); в окрестности точки производная не изменяет знака, следовательно, точка не является точкой экстремума функции.
Вычислим значения: , .
В точке производная не существует, но в этой точке не существует и сама функция, поэтому не является критической точкой для производной.
- Вычислим вторую производную и исследуем её знаки:
для - функция выпукла вверх.
для - функция выпукла вниз.
В точке , и в окрестности этой точки вторая производная изменяет знак, значит, в точки функция имеет точку перегиба.
- Результаты исследований наносим на график.
Задания: Построить графики функций:
a) ;
b) ;
a)
Индивидуальные задания.
Задание1
Вычислить предел:
17. ; 18. ;
19. ; 20. ;
21. ; 22. ;
25. ; 26. ;
Задание 2
Вычислить предел:
1. ; 2. ;
3. ; 4. ;
5. ; 6. ;
7. ; 8. ;
9. ; 10. ;
11. ; 12. ;
13. ; 14. ;
15. ; 16. ;
17. ; 18. ;
19. ; 20.
21. 22. ;
23. ; 24. ;
25. ; 26. ;
27. ; 28. ;
29. ; 30. ;
Задание 3.
Вычислить пределы:
1. ; 2. ;
3. ; 4. ;
5. ; 6. ;
7. ; 8. ;
9. ; 10. ;
11. ; 12. ;
13. ; 14. ;
15. ; 16. ;
17. ; 18. ;
19. ; 20. ;
21. ; 22. ;
23. ; 24. ;
25. ; 26. ;
27. ; 28. ;
29. ; 30. ;
Задание 4.
Вычислить предел:
1. ; 2. ;
2. ; 4. ;
5. ; 6. ;
7. ; 8. ;
9. ; 10. ;
11. ; 12 ;
13. ; 14. ;
15. ; 16. ;
17. ; 18. ;
19. ; 20. ;
21. ; 22. ;
23. ; 24. ;
25. ; 26. ;
27. ; 28. ;
29. ; 30. ;
Задание 5
Вычислить придел
1 2
3 4 ;
5 6
7 8
9 10
11 12 ;
13 14
15 16
17 18
19 20
21 22
23 24
25 26
27 28
29 30
Задание 6.
Найти производную функций:
1. ; 2. ;
3. ; 4. ;
5. ; 6. ;
7. ; 8. ;
9. 10. ;
11. ; 12. ;
13. . 14. ;
15. ; 16. ;
17. ; 18. ;
19. ; 20. ;
21. ; 22. ;
23. ; 24. ;
25. ; 26. ;
27. ; 28. ;
29. ; 30. ;
Задание 7.
Найти производную функции:
1. ; 2. ;
3. ; 3. ;
5. ; 6. ;
7. ; 8. ;
9. ; 10. ;
11. ; 12. ;
13. ; 14. ;
15. ; 16. ;
17. ; 18. ;
19. ; 20. ;
21. ; 22. ;
23. ; 24. ;
25. ; 26. ;
27. ; 28. ;
29. ; 30. ;
Задание 8.
Найти производную функции:
1. ; 2. ;
4. ; 4. ;
5. ; 6. ;
7. ; 8. ;
9. ; 10. ;
11. ; 12. ;
13. ; 14. ;
15. ; 16. ;
17. ; 18. ;
19. ; 20. ;
21. ; 22. ;
23. ; 24. ;
25. ; 26. ;
27. ; 28.
29. ; 30. ;
Задание 9.
Провести полное исследование функции и построить ее график.
1. ; 2. ;
3. ; 4. ;
5. ; 6. ;
7. ; 8. ;
9. ; 10. ;
11. ; 12.;
13. ; 14. ;
15. ; 16. ;
17. ; 18. ;
19. ; 20. ;
21. ; 22. ;
23. ; 24. ;
25. ; 26. ;
27. ; 28. ;
29. ; 30. ;
Задание 10.
Найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке [a;b]:
1. ; [-2;0]; 2. ; [-2;1];
3. ; [0;3]; 4. ; [2;2];
5. ; ; 6. ; [1;3];
7. ; [-3;-1]; 8. ; [-1;2];
9. ; ; 10. ; [-4;0];
11. ; [0;3]; 12. ; [ ;0];
13. ; [0;5]; 14. ; [-2;2];
15. ; [-1; ]; 16. ; [-1;1];
17. ; [1;2] 18. ; [-2;2];
19. ; [0;1]; 20. ; [1;2];
21. ; [-4;2] 22. ; [-4;-1];
23. ; [-2;1]; 24. ; [-5;1];
25. ; [1;5] ; 26. ; [-2;1];
27. ; [ ;2]; 28. ; [-1;2];
29. ; [-2;- ]; 30. ; [0;3];
Задание 11.
Вычислить приближенно с помощью дифференциала:
1. ; x=0,998; 2. ; x=1,03;
3. ; x=2,01; 4. ; x=8,24;
5. ; x=1,996; 6. ; x=7,64;
7. ; x=2,56; 8. ; x=1,016;
9. ; x=8,36; 10. ; x=4,16;
11 ; x=1,012; 12. ; x=7,76;
13. ; x=0,98; 14. ; x=0,08;
15. ; x=0,97; 16. ; x=1,97;
17. ; x=1,021; 18. ; x=26,46;
19. ; x=1,012; 20. ; x=1,21;
21. ; x=27,54; 22. ; x=2,01;
23. ; x=2,002; 24. ; x=1,78;
25. ; x=3,998; 26. ; x=2,997;
27. ; x=0,98; 28. ; x=0,01;
29. ; x=0,01; 30. ; x=1,02.