Исследование функций и построение их графиков
Схема исследования функции и построения графиков:
- Определить область существования функции.
- Исследовать функцию на четность и нечетность.
- Найти координаты точек пересечения графика функции с осями координат.
- Исследовать функцию на непрерывность, определить характер точек разрыва функции, если они имеются; найти асимптоты кривой.
- Найти интервалы возрастания и убывания функции и её экстремумы.
- Найти интервалы выпуклости вверх и вниз; определить точки перегиба.
- Построить график функции.
Пример №15 Построить график функции: .
Решение:
1. Область существования функции
2. Функция не является ни четной ни нечетной.
3. Найдём точки пересечения с осями координат:
при
при ,
, т.е. кривая пересекает ось
и ось O
в начале координат.
4. Точка разрыва: .
Исследуем характер разрыва:
:
, т.е. разрыв бесконечный 2-го рода.
Найдём асимптоты графика функции: - вертикальная асимптота; т.к.
,
, горизонтальных асимптот нет.
Рассмотрим
Таким образом, график функции имеет наклонную асимптоту .
5. Вычислим первую производную и исследуем её знаки:
, для
- функция возрастает;
, для
- функция убывает.
В точках и
производная
, но в окрестности точки
она меняет знак, поэтому в точке
функция имеет экстремум (максимум); в окрестности точки
производная
не изменяет знака, следовательно, точка
не является точкой экстремума функции.
Вычислим значения: ,
.
В точке производная не существует, но в этой точке не существует и сама функция, поэтому
не является критической точкой для производной.
- Вычислим вторую производную и исследуем её знаки:
для
- функция выпукла вверх.
для
- функция выпукла вниз.
В точке ,
и в окрестности этой точки вторая производная изменяет знак, значит, в точки
функция имеет точку перегиба.
- Результаты исследований наносим на график.
Задания: Построить графики функций:
a) ;
b) ;
a)
Индивидуальные задания.
Задание1
Вычислить предел:
17. ; 18.
;
19. ; 20.
;
21. ; 22.
;
25. ; 26.
;
Задание 2
Вычислить предел:
1. ; 2.
;
3. ; 4.
;
5. ; 6.
;
7. ; 8.
;
9. ; 10.
;
11. ; 12.
;
13. ; 14.
;
15. ; 16.
;
17. ; 18.
;
19. ; 20.
21. 22.
;
23. ; 24.
;
25. ; 26.
;
27. ; 28.
;
29. ; 30.
;
Задание 3.
Вычислить пределы:
1. ; 2.
;
3. ; 4.
;
5. ; 6.
;
7. ; 8.
;
9. ; 10.
;
11. ; 12.
;
13. ; 14.
;
15. ; 16.
;
17. ; 18.
;
19. ; 20.
;
21. ; 22.
;
23. ; 24.
;
25. ; 26.
;
27. ; 28.
;
29. ; 30.
;
Задание 4.
Вычислить предел:
1. ; 2.
;
2. ; 4.
;
5. ; 6.
;
7. ; 8.
;
9. ; 10.
;
11. ; 12
;
13. ; 14.
;
15. ; 16.
;
17. ; 18.
;
19. ; 20.
;
21. ; 22.
;
23. ; 24.
;
25. ; 26.
;
27. ; 28.
;
29. ; 30.
;
Задание 5
Вычислить придел
1 2
3 4
;
5 6
7 8
9 10
11 12
;
13 14
15 16
17 18
19 20
21 22
23 24
25 26
27 28
29 30
Задание 6.
Найти производную функций:
1. ; 2.
;
3. ; 4.
;
5. ; 6.
;
7. ; 8.
;
9. 10.
;
11. ; 12.
;
13. .
14.
;
15. ; 16.
;
17. ; 18.
;
19. ; 20.
;
21. ; 22.
;
23. ; 24.
;
25. ; 26.
;
27. ; 28.
;
29. ; 30.
;
Задание 7.
Найти производную функции:
1. ; 2.
;
3. ; 3.
;
5. ; 6.
;
7. ; 8.
;
9. ; 10.
;
11. ; 12.
;
13. ; 14.
;
15. ; 16.
;
17. ; 18.
;
19. ; 20.
;
21. ; 22.
;
23. ; 24.
;
25. ; 26.
;
27. ; 28.
;
29. ; 30.
;
Задание 8.
Найти производную функции:
1. ; 2.
;
4. ; 4.
;
5. ; 6.
;
7. ; 8.
;
9. ; 10.
;
11. ; 12.
;
13. ; 14.
;
15. ; 16.
;
17. ; 18.
;
19.
; 20.
;
21. ; 22.
;
23. ; 24.
;
25. ; 26.
;
27. ; 28.
29. ; 30.
;
Задание 9.
Провести полное исследование функции и построить ее график.
1. ; 2.
;
3. ; 4.
;
5. ; 6.
;
7. ; 8.
;
9. ; 10.
;
11. ; 12.;
13. ; 14.
;
15. ; 16.
;
17. ; 18.
;
19. ; 20.
;
21. ; 22.
;
23. ; 24.
;
25. ; 26.
;
27. ; 28.
;
29. ; 30.
;
Задание 10.
Найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке [a;b]:
1. ; [-2;0]; 2.
; [-2;1];
3. ; [0;3]; 4.
; [2;2];
5. ;
; 6.
; [1;3];
7. ; [-3;-1]; 8.
; [-1;2];
9. ;
; 10.
; [-4;0];
11. ; [0;3]; 12.
; [
;0];
13. ; [0;5]; 14.
; [-2;2];
15. ; [-1;
]; 16.
; [-1;1];
17. ; [1;2] 18.
; [-2;2];
19. ; [0;1]; 20.
; [1;2];
21. ; [-4;2] 22.
; [-4;-1];
23. ; [-2;1]; 24.
; [-5;1];
25. ; [1;5] ; 26.
; [-2;1];
27. ; [
;2]; 28.
; [-1;2];
29. ; [-2;-
]; 30.
; [0;3];
Задание 11.
Вычислить приближенно с помощью дифференциала:
1. ; x=0,998; 2.
; x=1,03;
3. ; x=2,01; 4.
; x=8,24;
5. ; x=1,996; 6.
; x=7,64;
7. ; x=2,56; 8.
; x=1,016;
9. ; x=8,36; 10.
; x=4,16;
11 ; x=1,012; 12.
; x=7,76;
13. ; x=0,98; 14.
; x=0,08;
15. ; x=0,97; 16.
; x=1,97;
17. ; x=1,021; 18.
; x=26,46;
19. ; x=1,012; 20.
; x=1,21;
21. ; x=27,54; 22.
; x=2,01;
23. ; x=2,002; 24.
; x=1,78;
25. ; x=3,998; 26.
; x=2,997;
27. ; x=0,98; 28.
; x=0,01;
29. ; x=0,01; 30.
; x=1,02.