Исследование функции и построение графиков

При исследовании функций и построения их графиков рекомендуется использовать следующую схему.

1. Найти область определения функции.

2. Найти точки пересечения с осями координат, если они существуют. Найти интервалы знакопостоянства функции.

3. Проверить, является ли функция четной, нечетной, периодической. График четной функции симметричен относительно оси ОУ. График нечетной функции симметричен относительно начала координат.

4. Исследовать функцию на непрерывность. Найти точки разрыва и односторонние пределы в точках разрыва. Определить характер разрыва в окрестности точек разрыва. Найти вертикальные, горизонтальные, наклонные асимптоты графика, если они существуют.

5. С помощью производной первого порядка найти промежутки возрастания и убывания, найти экстремумы.

6. С помощью производной второго порядка найти промежутки выпуклости и вогнутости, точки перегиба.

7. Используя полученную информацию, построить график.

Пример 1. Исследовать функцию Исследование функции и построение графиков - student2.ru и построить ее график.

Решение: Область определения Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Функция не является ни четной, ни нечетной, т.к. Исследование функции и построение графиков - student2.ru . Функция не периодическая.

Нули функции: Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Отметим интервалы знакопостоянства функции на числовой оси. На оси обязательно надо нанести точку Исследование функции и построение графиков - student2.ru , в которой функция не определена. Знак функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru зависит от знака числителя Исследование функции и построение графиков - student2.ru , т.к. знаменатель Исследование функции и построение графиков - student2.ru при всех Исследование функции и построение графиков - student2.ru :

- + + +

Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Выясним тип разрыва в точке Исследование функции и построение графиков - student2.ru . Для этого найдем пределы функции слева и справа в этой точке.

Исследование функции и построение графиков - student2.ru , Исследование функции и построение графиков - student2.ru . Значит, точка Исследование функции и построение графиков - student2.ru - есть точка разрыва второго рода. Прямая Исследование функции и построение графиков - student2.ru - вертикальная асимптота графика функции.

Найдем наклонные асимптоты:

Исследование функции и построение графиков - student2.ru ,

Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Прямая Исследование функции и построение графиков - student2.ru - наклонная асимптота.

Найдем производную функции:

Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Найдем критические точки первого рода – точки, в которых первая производная равна нулю или не существует:

Исследование функции и построение графиков - student2.ru при Исследование функции и построение графиков - student2.ru , т.е. Исследование функции и построение графиков - student2.ru ;

Исследование функции и построение графиков - student2.ru не существует в точке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Исследуем знак Исследование функции и построение графиков - student2.ru в окрестностях этих точек:

+ + - +

Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Функция возрастает на промежутках Исследование функции и построение графиков - student2.ru ;

Функция убывает на интервале Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Точка Исследование функции и построение графиков - student2.ru - есть точка минимума функции, точка Исследование функции и построение графиков - student2.ru не является точкой экстремума, т.к. функция в этой точке не определена.

Найдем вторую производную функции:

Исследование функции и построение графиков - student2.ru

Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Найдем критические точки второго рода:

Исследование функции и построение графиков - student2.ru при Исследование функции и построение графиков - student2.ru , т.е. Исследование функции и построение графиков - student2.ru ;

Исследование функции и построение графиков - student2.ru не существует в точке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Исследуем знак Исследование функции и построение графиков - student2.ru в окрестностях точек Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

- + +

Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Точка Исследование функции и построение графиков - student2.ru - есть точка перегиба.

На интервале Исследование функции и построение графиков - student2.ru график функции выпуклый.

На промежутке Исследование функции и построение графиков - student2.ru график функции вогнутый.

Пример 2. Исследовать функцию Исследование функции и построение графиков - student2.ru и построить ее график.

Решение: Функция определена на всей числовой оси.

Функция общего вида, т.к. Исследование функции и построение графиков - student2.ru . Функция не имеет точек разрыва, значит, не имеет точек вертикальных асимптот.

Точка пересечения с осями координат одна Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Найдем наклонные асимптоты.

Вычислим Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Применяя правило Лопиталя Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Только для Исследование функции и построение графиков - student2.ru функция имеет горизонтальную асимптоту Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Первая производная Исследование функции и построение графиков - student2.ru определена на всей числовой оси, т.е. крититческими точками первого рода могут быть только нули производной: Исследование функции и построение графиков - student2.ru , Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Исследуем знак производной в окрестности точки Исследование функции и построение графиков - student2.ru :

+ -

Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Функция возрастает на интервале Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; убывает на интервале Исследование функции и построение графиков - student2.ru . При переходе через точку Исследование функции и построение графиков - student2.ru производная меняет знак с плюса на минус. Значит, точка Исследование функции и построение графиков - student2.ru является точкой максимума. Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Вторая производная Исследование функции и построение графиков - student2.ru определена на всей числовой оси, т.е. точки перегиба могут быть только там, где

Исследование функции и построение графиков - student2.ru : Исследование функции и построение графиков - student2.ru . На интервале Исследование функции и построение графиков - student2.ru Исследование функции и построение графиков - student2.ru , значит, график функции выпуклый; на интервале Исследование функции и построение графиков - student2.ru Исследование функции и построение графиков - student2.ru , значит, график функции вогнутый. Точка Исследование функции и построение графиков - student2.ru является точкой перегиба функции.

Пример 3. Исследовать функцию Исследование функции и построение графиков - student2.ru и построить ее график. Решение: Функции определены для любого значения Исследование функции и построение графиков - student2.ru . Поскольку функция Исследование функции и построение графиков - student2.ru четная, а функция Исследование функции и построение графиков - student2.ru нечетная, то график функции симметричен относительно оси ординат и начала координат, т.е. относительно координатных осей.

Полагая Исследование функции и построение графиков - student2.ru , находим, что Исследование функции и построение графиков - student2.ru и Исследование функции и построение графиков - student2.ru . При таких значениях Исследование функции и построение графиков - student2.ru из выражения Исследование функции и построение графиков - student2.ru находим, что Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Полагая Исследование функции и построение графиков - student2.ru , находим, что Исследование функции и построение графиков - student2.ru и Исследование функции и построение графиков - student2.ru . При этих значениях Исследование функции и построение графиков - student2.ru из выражения Исследование функции и построение графиков - student2.ru находим, что Исследование функции и построение графиков - student2.ru . Таким образом, график функции пересекает координатные оси в точках Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Найдем производные Исследование функции и построение графиков - student2.ru , Исследование функции и построение графиков - student2.ru , Исследование функции и построение графиков - student2.ru , Исследование функции и построение графиков - student2.ru . Из выражения для производной Исследование функции и построение графиков - student2.ru определяем критические точки. При Исследование функции и построение графиков - student2.ru , Исследование функции и построение графиков - student2.ru производная равна нулю, а при Исследование функции и построение графиков - student2.ru , Исследование функции и построение графиков - student2.ru не существует. Таким образом, область изменения параметра Исследование функции и построение графиков - student2.ru разбивается на четыре интервала Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

При Исследование функции и построение графиков - student2.ru производная Исследование функции и построение графиков - student2.ru , т.е. функция убывает и график функции вогнутый. При Исследование функции и построение графиков - student2.ru Исследование функции и построение графиков - student2.ru , т.е. функция возрастает и график вогнутый. При Исследование функции и построение графиков - student2.ru Исследование функции и построение графиков - student2.ru , т.е. функция убывает и график выпуклый. При Исследование функции и построение графиков - student2.ru Исследование функции и построение графиков - student2.ru , т.е. функция возрастает и график выпуклый. Пользуясь симметрией графика функции, этот анализ можно было ограничить изменением параметра только одним интервалом, например. Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

При Исследование функции и построение графиков - student2.ru производная Исследование функции и построение графиков - student2.ru и касательные совпадают с осью Исследование функции и построение графиков - student2.ru , т.е. точки Исследование функции и построение графиков - student2.ru будут точками возврата. При Исследование функции и построение графиков - student2.ru производная Исследование функции и построение графиков - student2.ru не существует, а при Исследование функции и построение графиков - student2.ru , касательные совпадают с осью Исследование функции и построение графиков - student2.ru и точки Исследование функции и построение графиков - student2.ru будут также точками возврата. Полученная кривая представляет собой траекторию движения точки подвижного круга, катящегося изнутри по неподвижному кругу радиуса Исследование функции и построение графиков - student2.ru , и называется астроидой.

Исследовать функции и построить их графики:

1. Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

4. Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

5. Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

6. Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

7. Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

8. Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

9. Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

10. Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

11. Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

12. Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

13. Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Варианты типового расчета

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции

Исследование функции и построение графиков - student2.ru а отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Какие размеры должен иметь прямой круговой цилиндр, поверхность которого равна Исследование функции и построение графиков - student2.ru , чтобы его объем был наибольшим?

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Доказать, что из всех прямоугольников, имеющих данный периметр Исследование функции и построение графиков - student2.ru , наибольшую площадь имеет квадрат.

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Доказать, что из всех прямоугольников, имеющих данную площадь Исследование функции и построение графиков - student2.ru , квадрат имеет наименьший периметр.

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru

на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Консервная банка объемом Исследование функции и построение графиков - student2.ru должна иметь цилиндрическую форму с дном и крышкой. Каково должно быть отношение диаметра основания цилиндра к его высоте, чтобы на изготовление банки пошло наименьшее количество жести?

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. В равнобедренный треугольник с основанием 20 см и высотой 8 см вписан прямоугольник, одна из сторон которого лежит на основании треугольника. Какова должна быть высота прямоугольника, чтобы он имел наибольшую площадь?

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru

на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Полотняный шатер объемом Исследование функции и построение графиков - student2.ru имеет форму прямого кругового конуса. Каково должно быть отношение высоты конуса к радиусу основания, чтобы на шатер ушло наименьшее количество полотна.

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. В прямоугольный треугольник с гипотенузой 10 см и углом в 30 Исследование функции и построение графиков - student2.ru вписан прямоугольник, основание которого расположено на гипотенузе. Каковы должны быть размеры этого прямоугольника, чтобы его площадь была наибольшей?

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru

на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Требуется изготовить коническую воронку с образующей L. Какова должна быть высота воронки, чтобы вместимость ее была наименьшей?

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru

на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Определить размеры прямого открытого бассейна объемом 32 м Исследование функции и построение графиков - student2.ru с квадратным дном так, чтобы на облицовку его стен и дна пошло наименьшее количество материала.

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru

на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Найти высоту Исследование функции и построение графиков - student2.ru прямого кругового конуса наименьшего объема, описанного около полушара радиуса Исследование функции и построение графиков - student2.ru так, чтобы центр основания конуса лежал в центре шара.

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru

на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Найти прямоугольный треугольник наибольшей площади, имеющий гипотенузой отрезок Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Сопротивление балки прямоугольного поперечного сечения на сжатие пропорционально площади этого сечения. Каковы должны быть размеры сечения балки, вырезанной из круглого бревна диаметром Исследование функции и построение графиков - student2.ru , чтобы ее сопротивление на сжатие было наибольшим?

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Чтобы по возможности уменьшить трение жидкости о стенки канала, площадь, стачиваемая водой, должна быть, возможно, меньшей. Показать, что лучшей формой открытого прямоугольного канала с заданной площадью поперечного сечения является такая, при которой ширина канала превышает вдвое его высоту.

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru

на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. На оси параболы Исследование функции и построение графиков - student2.ru дана точка на расстоянии Исследование функции и построение графиков - student2.ru от вершины. Найти абсциссу ближайшей к ней точки кривой.

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Найти высоту прямого кругового цилиндра с наибольшим объемом, который может быть вписан в шар радиуса Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru

на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Найти высоту прямого кругового конуса с наименьшим объемом, описанного около шара радиуса Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Какова должна быть сторона основания правильной треугольной призмы данного объема Исследование функции и построение графиков - student2.ru , чтобы полная поверхность призмы была наименьшей?

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru

на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. На прямой, соединяющей два источника света, найти наименее освещенную точку, если силы света источников относятся как 64:27, а расстояние между ними равно 35 см.

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. В прямоугольной системе координат через точку (1;2) проведена прямая с отрицательным угловым коэффициентом, которая вместе с осями координат образует треугольник. Каковы должны быть отрезки, отсекаемые прямой на осях координат, чтобы площадь треугольника была наименьшей?

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru

на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Стрела прогиба балки прямоугольного поперечного сечения обратно пропорциональна произведению ширины этого сечения на куб его высоты. Каковы должны быть размеры сечения балки, вырезанной из круглого бревна диаметром Исследование функции и построение графиков - student2.ru , с наименьшей стрелой прогиба (наибольшей жесткости)?

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru

на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. В прямоугольной системе координат через точку (1;4) проведена прямая, пересекающаяся с положительными полуосями координат. Написать уравнение прямой, если сумма отрезков, отсекаемых ею на осях координат, принимает наименьшее значение.

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru

на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Сопротивление балки прямоугольного поперечного сечения на изгиб пропорционально произведению ширины этого сечения на квадрат его высоты. Каковы должны быть размеры сечения балки, вырезанной из круглого бревна диаметром Исследование функции и построение графиков - student2.ru , чтобы ее сопротивление на изгиб было наибольшим?

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru

на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Требуется устроить площадку в форме равнобедренного треугольника так, чтобы с двух сторон она была ограничена проволочной сеткой, а третья сторона (основание треугольника) примыкала к длинной каменной стене. Найти размеры треугольника наибольшей площади, если имеется 100 погонных метров сетки.

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Требуется сделать открытый сверху желоб, поперечное сечение которого имеет форму равнобочной трапеции, а дно и бока имеют ширину по 100 см. Какова должна быть ширина желоба наверху, чтобы он вмещал наибольшее количество воды?

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики:

a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Требуется изготовить цилиндрический сосуд заданного объема Исследование функции и построение графиков - student2.ru , открытый сверху. Определить его радиус и высоту так, чтобы поверхность была наименьшей.

Вариант

1. Найти наибольшее и наименьшее значения функции Исследование функции и построение графиков - student2.ru на отрезке Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

2. Провести полное исследование функций и построить их графики: a) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; b) Исследование функции и построение графиков - student2.ru ; с) Исследование функции и построение графиков - student2.ru .

3. Найти высоту прямого кругового конуса с наименьшим объемом, описанного около шара радиуса R.

Наши рекомендации