Классификация товарных рынков
Признаки классификации | Тип рынка |
Степень и характер сбалансированности рынка | Рынок продавца - рынок покупателя |
Степень и виды конкуренции | Рынок чистой конкуренции; рынок монополистической конкуренции. Олигополистический рынок Рынок олигополистической конкуренции |
Территориальный уровень | Локальный (местный) рынок Региональный рынок Федеральный рынок Мировой рынок |
Классификация товара, представленного на рынке | Рынок товаров производственного назначения Рынок услуг производственного назначения Рынок товаров потребительского назначения Рынок услуг потребительского назначения |
Место рынка в системе товародвижения | Оптовый рынок Мелкооптовый рынок Потребительский (розничный) рынок Мелкорозничный рынок |
Качественная оценка рынка | Потенциальный рынок Фактически функционирующий рынок Квалифицированный рынок Освоенный рынок |
Организационная оценка рынка | Открытый рынок Закрытый рынок |
Позиция маркетинга по отношению к рынку | Целевой рынок Неперспективный рынок Основной рынок Дополнительный рынок |
Конъюнктурная оценка рынка | Развивающийся рынок Сокращающийся (коллапсирующий) рынок Стабильный рынок Нестабильный рынок Стагнирующий рынок |
Характеристика рынка по уровню конкуренции позволяет, во-первых, решить проблему сегментации и, во-вторых, выбрать стратегию конкурентной борьбы. На рынке покупателя необходимость изучения покупательского спроса и поведения потребителей возрастает многократно по сравнению с рынком продавца. От конъюнктурной оценки рынка зависит оперативная товарная политика фирмы, выбор политики использования финансовых ресурсов и краткосрочных инвестиций. При благоприятной ситуации фирма проводит стратегию атаки, вкладывает средства в расширение ассортимента продукции и наращивает ее выпуск. Неблагоприятная конъюнктура заставляет фирму использовать оборонительную тактику ресурсосбережения и выжидания, а иногда и ухода с данного рынка. Конъюнктурная оценка состояния рынка органично сочетается с качественной и организационной. В итоге фирма занимает определенную позицию по отношению к рынку.
Выбор товарного рынка по классификации изделий определяется номенклатурой производимых и продаваемых товаров. Здесь сталкиваются две альтернативные возможности: узкая специализация и универсализация (в определенных пределах), которая является проявлением стратегии диверсификации. Каждое предприятие делает свой выбор в зависимости от конкретных условий и своего потенциала. Нет единого решения о преимуществах того или другого пути.
Фирма решает для себя проблему, на каком рынке выступать -оптовом или розничном. Конечно, в известной степени это предопределено ее отраслевой принадлежностью, но производственная фирма, выбравшая нулевой канал товародвижения, может выступать на розничном потребительском рынке. Оптовые и розничные торговые предприятия с успехом проникают на «чужой» рынок: оптовые предприятия - на розничный, а розничные фирмы - на оптовый. В известном смысле это проявление политики диверсификации.
Проблема территориального уровня рынка решается фирмой в зависимости от товара, который ею производится/продается, и от ее финансового потенциала. Немаловажное значение имеет наличие инфраструктуры. Переход с одного уровня рынка на другой является формой диверсификации и обычно осуществляется в процессе ожесточенной конкурентной борьбы.
Оценка масштаба и типа рынка дополняется характеристикой потенциала рынка, определяющего возможности товарного предложения и покупательского спроса. Выявление потенциала рынка позволяет установить, сколько товаров при определенных условиях может быть выставлено на рынок и сколько товаров рынок сможет поглотить. Потенциал рынка подразделяется на производственный и потребительский. Производственный потенциал определяет предельные возможности товарного предложения.
Принципиальная формула, по которой рассчитывается производственный потенциал рынка, имеет следующий вид:
(4.2)
где Ni - единица производства;
Wi - удельная мощность производственной единицы;
Fj - прочие факторы и элементы потенциала;
n - число i-х единиц производства или потребления.
Производственный потенциал должен отразить два явления: а) производство товаров при полном использовании мощностей (предельный потенциал) и б) реальное предложение товаров с учетом требований рынка. В развернутом виде формула производственного потенциала (потенциала товарного предложения) на определенный период имеет следующий вид:
(4.3)
- производственное предприятие или группа предприятий, выпускающих i-й товар;
- средняя мощность предприятия (группы предприятий) по выпуску г'-го товара;
- средняя степень загрузки производственных мощностей;
- степень обеспечения производства ресурсами, необходимыми для реализации производственной программы;
- поправка на изменение оптовых цен, где Тпр.цен - темп прироста цены, а Эр - коэффициент эластичности предложения от цен на сырье и готовые изделия;
- поправка на конкурентоспособность товара;
- внутреннее производственное потребление (по нормативу);
- конкурирующий импорт;
- число i-х производственных предприятий.
В процессе формирования каналов товародвижения можно использовать более простую (частную) модель производственного потенциала:
где qij - объем i-й продукции, запланированной к выпуску на j-м производственном
предприятии в соответствии с портфелем заказов;
n - число j-x предприятий, с которыми заключен (или предполагается заключить)
контракт на поставку i-го товара.
Пример. На заводе N запланированы выпуск и поставка 1000 ед. продукции (за вычетом внутреннего потребления). Цены на продукцию снизились на 10%. Коэффициент эластичности предложения равен + 3, т.е. при увеличении цен на 1% предложение вырастет на 3% (при снижении цен, естественно, сократится на 3%). Поправка на изменение цен составит:
10(прирост цены)×3% = 30%.
Это означает, что продавец (производитель) может сократить поставку на 30% и отгрузить всего 700 ед. продукции.
На основании конъюнктурных опросов менеджеров/владельцев предприятий можно оценить состояние и тенденции портфеля заказов и охарактеризовать структуру поставщиков (табл. 4.2).
Таблица 4.2