Проверка домашнего задания. Оформление тетрадей (тема, эпиграфы).
ТВОРЧЕСТВО Л. Н. ТОЛСТОГО
УРОК 1
ТЕМА: ПО СТРАНИЦАМ ВЕЛИКОЙ ЖИЗНИ.
Л. Н. ТОЛСТОЙ – ЧЕЛОВЕК, МЫСЛИТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ
(1828-1910)
ЦЕЛЬ УРОКА:ПОЗНАКОМИТЬ С БИОГРАФИЕЙ И МИРОВОЗЗРЕНИЕМ ПИСАТЕЛЯ
ОБРУДОВАНИЕ:ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЯ, ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:ЛЕКЦИЯ УЧИТЕЛЯ, СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ХОД УРОКА
Оформление тетрадей (тема, эпиграфы).
ЭПИГРАФ
Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература.
М. Горький
Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.
Л. Толстой
2. Вступительное слово учителя с записью тезисов учениками:
Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость – на эти недостатки указывал сам Толстой).
Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше отдавать людям. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.
Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения народу.
Изучение биографии и творчества писателя.
1. Сообщения учащихся.
2. Лекция учителя ( методичка Л. Н. Силинская стр. 204)
Работа с дневниковыми записями Толстого.
(методичка И. В. Золотаревой стр. 199-203)
Правила и программа Л. Н. Толстого
ПРАВИЛА:
- Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.
- Что исполняешь, исполняй хорошо.
- Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, старайся сам припомнить.
- Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.
- Читай и думай всегда громко.
- Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают.
ПРОГРАММА:
- Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
- Изучить практическую медицину и часть теоретической.
- Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
- Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
- Изучить историю, географию, статистику.
- Изучить математику, гимназический курс.
- Написать диссертацию.
- Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
Закрепление и проверка того, что запомнили учащиеся.
1. Проверка конспектов
2. Викторина
3. Кроссворды
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Читать роман «Война и мир» том 1., составить план основных событий.
СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ: ТВОРЧЕСТВО Л. Н. ТОЛСТОГО. РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».
1. Роман – эпопея – наиболее крупная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс.
2. Антитеза – резкое противопоставление образов и понятий.
3. Критерий– мерило суждений, оценки.
4. Масонство – религиозное течение с мистическими обрядами, задачей масонов являлось нравственное усовершенствование с целью объединения человечества в братский союз.
5. Тактик – человек, выбирающий нужную линию поведения.
6. Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы и общества.
7. Пассивный– не проявляющий активности, безучастный, вялый.
8. Трилогия – три произведения одного автора, объединенные общим замыслом и сюжетом.
9. Эгоизм – себялюбие, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
10. Народность – выражение в искусстве народных интересов и психического склада.
11. Личность – человек как носитель каких-нибудь свойств.
12. Патриотизм – преданность своему Отечеству, своему народу.
13. Эпиграф – изречение (цитата), стоящее в начале произведения (главы, тома и др.) и содержащее основную его идею.
14. Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения.
15. Сюжет – совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.
16. Эпилог – заключительная часть художественного произведения.
УРОК 2
ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»
ЦЕЛИ УРОКА:познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:лекция
ОБОРУДОВАНИЕ:таблицы с опорными конспектами
ХОД УРОКА
ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
- Главная проблема – судьба народа. Народ – основа нравственных устоев общества.
- Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
- Истинный и ложный патриотизм.
- Назначение женщины – сохранение семейного очага.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ
.
ВОЙНА | МИР |
1. Военные столкновения враждующих армий | 1. Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. |
2. Вражда, непонимание, эгоистический расчет | 2. Это крестьянский сход |
3. Разъединение | 3. «Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов |
4. Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад. | 4. Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество. |
5. Дуэли и поединки между героями | 5. Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой (внутренний мир) |
6. Конфликт человека с самим собой | 6. Весь свет, Вселенная. |
7. Насилие и кровопролитие, зло. | 7. Братство людей, независимо от национальности и классовых различий. |
8. Все, что разрушает гармонию. | 8. Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба. |
Это смерть | Это жизнь |
ГЕРОИ
Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 – это реальные исторические личности.
Люди «войны» | Люди «мира» |
1. Курагины: князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен. | 1. Болконские: Николай Андреевич – отец, князь Андрей, княжна Марья |
2. Анна Шерер и посетители ее салона | 2. Ростовы: Илья Андреевич – отец, графиня Наталья – мать, Наташа, Николай, Петя, Соня. |
3. Александр I | 3. Пьер Безухов |
4. Наполеон | 4. Кутузов |
Несут разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность. | Ненавидят не только войну в прямом смысле этого слова, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. |
КОМПОЗИЦИЯ
В романе 4 тома и эпилог
1 том – 1805 год
2 том – 1806 – 1811 годы
3 том – 1812 год
4 том – 1812 – 1813 годы
Эпилог – 1820 год
Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни – это:
- Приемы сопоставления и противопоставления
- «Срывание всех и всяческих масок».
- Психологизм повествования – внутренний монолог
ЖАНР
«ВОЙНА И МИР» - ЭТО РОМАН – ЭПОПЕЯ
1. Картины русской истории | Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение |
2. События общественной и политической жизни | Масонство, первые организации декабристов |
3. Отношения помещиков и крестьян | Преобразования Пьера, Андрея. |
4. Показ различных слоев населения | Поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне |
5. Широкая панорама бытовых сцен | Балы, обеды, охота, посещение театра и др. |
6. Огромное количество человеческих характеров | Свыше 550 персонажей |
7. Большая протяженность во времени | 15 лет |
8. Широкий охват пространства | Петербург, Москва, дворянские поместья, Австрия, Смоленск, Бородино. |
УРОК 3
ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
ЦЕЛИ УРОКА:показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Болконского и П.Безухова с этим обществом; на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: сообщения учащихся, лекция с элементами беседы, пересказ эпизода, беседа.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, карточки с заданиями, к/ф «Война и мир»
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Проверка домашнего задания
Идейно-художественное своеобразие романа «Война и мир»