Проверка домашнего задания. Оформление тетрадей (тема, эпиграфы).

ТВОРЧЕСТВО Л. Н. ТОЛСТОГО

УРОК 1

ТЕМА: ПО СТРАНИЦАМ ВЕЛИКОЙ ЖИЗНИ.

Л. Н. ТОЛСТОЙ – ЧЕЛОВЕК, МЫСЛИТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ

(1828-1910)

ЦЕЛЬ УРОКА:ПОЗНАКОМИТЬ С БИОГРАФИЕЙ И МИРОВОЗЗРЕНИЕМ ПИСАТЕЛЯ

ОБРУДОВАНИЕ:ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЯ, ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:ЛЕКЦИЯ УЧИТЕЛЯ, СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ХОД УРОКА

Оформление тетрадей (тема, эпиграфы).

ЭПИГРАФ

Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература.

М. Горький

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Л. Толстой

2. Вступительное слово учителя с записью тезисов учениками:

Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость – на эти недостатки указывал сам Толстой).

Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше отдавать людям. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.

Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения народу.

Изучение биографии и творчества писателя.

1. Сообщения учащихся.

2. Лекция учителя ( методичка Л. Н. Силинская стр. 204)

Работа с дневниковыми записями Толстого.

(методичка И. В. Золотаревой стр. 199-203)

Правила и программа Л. Н. Толстого

ПРАВИЛА:

  1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.
  2. Что исполняешь, исполняй хорошо.
  3. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, старайся сам припомнить.
  4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.
  5. Читай и думай всегда громко.
  6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают.

ПРОГРАММА:

  1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
  2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
  3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
  4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
  5. Изучить историю, географию, статистику.
  6. Изучить математику, гимназический курс.
  7. Написать диссертацию.
  8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

Закрепление и проверка того, что запомнили учащиеся.

1. Проверка конспектов

2. Викторина

3. Кроссворды

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Читать роман «Война и мир» том 1., составить план основных событий.

СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ: ТВОРЧЕСТВО Л. Н. ТОЛСТОГО. РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».

1. Роман – эпопея – наиболее крупная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс.

2. Антитеза – резкое противопоставление образов и понятий.

3. Критерий– мерило суждений, оценки.

4. Масонство – религиозное течение с мистическими обрядами, задачей масонов являлось нравственное усовершенствование с целью объединения человечества в братский союз.

5. Тактик – человек, выбирающий нужную линию поведения.

6. Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы и общества.

7. Пассивный– не проявляющий активности, безучастный, вялый.

8. Трилогия – три произведения одного автора, объединенные общим замыслом и сюжетом.

9. Эгоизм – себялюбие, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

10. Народность – выражение в искусстве народных интересов и психического склада.

11. Личность – человек как носитель каких-нибудь свойств.

12. Патриотизм – преданность своему Отечеству, своему народу.

13. Эпиграф – изречение (цитата), стоящее в начале произведения (главы, тома и др.) и содержащее основную его идею.

14. Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения.

15. Сюжет – совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

16. Эпилог – заключительная часть художественного произведения.

УРОК 2

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»

ЦЕЛИ УРОКА:познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:лекция

ОБОРУДОВАНИЕ:таблицы с опорными конспектами

ХОД УРОКА

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

  1. Главная проблема – судьба народа. Народ – основа нравственных устоев общества.
  2. Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
  3. Истинный и ложный патриотизм.
  4. Назначение женщины – сохранение семейного очага.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

.

ВОЙНА МИР
1. Военные столкновения враждующих армий 1. Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
2. Вражда, непонимание, эгоистический расчет 2. Это крестьянский сход
3. Разъединение 3. «Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов
4. Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад. 4. Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.
5. Дуэли и поединки между героями 5. Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой (внутренний мир)
6. Конфликт человека с самим собой 6. Весь свет, Вселенная.
7. Насилие и кровопролитие, зло. 7. Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.
8. Все, что разрушает гармонию. 8. Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.
Это смерть Это жизнь

ГЕРОИ

Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 – это реальные исторические личности.

Люди «войны» Люди «мира»
1. Курагины: князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен. 1. Болконские: Николай Андреевич – отец, князь Андрей, княжна Марья
2. Анна Шерер и посетители ее салона 2. Ростовы: Илья Андреевич – отец, графиня Наталья – мать, Наташа, Николай, Петя, Соня.
3. Александр I 3. Пьер Безухов
4. Наполеон 4. Кутузов
Несут разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность. Ненавидят не только войну в прямом смысле этого слова, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.

КОМПОЗИЦИЯ

В романе 4 тома и эпилог

1 том – 1805 год

2 том – 1806 – 1811 годы

3 том – 1812 год

4 том – 1812 – 1813 годы

Эпилог – 1820 год

Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни – это:

  1. Приемы сопоставления и противопоставления
  2. «Срывание всех и всяческих масок».
  3. Психологизм повествования – внутренний монолог

ЖАНР

«ВОЙНА И МИР» - ЭТО РОМАН – ЭПОПЕЯ

1. Картины русской истории Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение
2. События общественной и политической жизни Масонство, первые организации декабристов
3. Отношения помещиков и крестьян Преобразования Пьера, Андрея.
4. Показ различных слоев населения Поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне
5. Широкая панорама бытовых сцен Балы, обеды, охота, посещение театра и др.
6. Огромное количество человеческих характеров Свыше 550 персонажей
7. Большая протяженность во времени 15 лет
8. Широкий охват пространства Петербург, Москва, дворянские поместья, Австрия, Смоленск, Бородино.

УРОК 3

ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

ЦЕЛИ УРОКА:показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Болконского и П.Безухова с этим обществом; на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: сообщения учащихся, лекция с элементами беседы, пересказ эпизода, беседа.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, карточки с заданиями, к/ф «Война и мир»

ХОД УРОКА

Орг. момент.

Проверка домашнего задания

Идейно-художественное своеобразие романа «Война и мир»

Наши рекомендации