Проверка домашнего задания. Знакомство с писателем Э
Знакомство с писателем Э. Сетон-Томпсоном
Рассказ учителя об Э. Сетон-Томпсоне
Э. Сетон-Томпсон(1860-1946) — писатель, учёный-натуралист, художник (в 1890 г. получил в Париже премию за картину «Спящий волк»).
Родился писатель в Шотландии, а когда ему было шесть лет, семья переехала в Канаду. Здесь он и прожил большую часть своей жизни.
Э. Сетон-Томпсон наблюдал животный мир и природу в непосредственном соприкосновении. Тридцать томов дневниковых записей о своих наблюдениях — труд, позволивший стать ему профессиональным писателем-анималистом. Свои книги он всегда иллюстрировал зарисовками, точно передающими характерные особенности поведения описанных им животных. Э. Сетон-Томпсон не приписывал им свойства человека, но реалистически раскрывал единство всего мира природы. Сюжет для рассказов он брал из своих дневниковых записей, о чём свидетельствует автобиографическая книга «Моя жизнь». Э. Сетон-Томпсон, как и всякий талантливый писатель, брал жизненные факты лишь за основу, придавая сюжету иное очертание, и тем не менее он никогда не отступал от правды жизни.
«Я всегда был сторонником разговоров с животными,— писал Сетон-Томпсон.— Я утверждаю, что они улавливают общий смысл нашей речи и наших намерений, даже не понимая слов». Писатель говорил, что и животные, подобно людям, бывают умные и глупые, храбрые и трусливые, находчивые и растерянные. Но какие бы они ни были, человек должен быть их другом, защищать их от бездумного истребления теми, кто вооружен не знаниями, а огнестрельным оружием. Против таких людей бессильны птицы и звери, истребляемые тысячами. Во времена Э. Сетон-Томпсона уже исчезли многие виды птиц и на очереди были дикие животные. Эта проблема, которую поднимал перед человечеством писатель, в наше время достигла угрожающих размеров.
Чтение учащимися материала об авторе в учебнике
Ответы на вопросы учителя
4. Чтение учителем рассказа Э. Сетон-Томпсона «Чинк»
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:прочитать статью об авторе.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Э. Сетон-Томпсон «Чинк»
Цели: знакомство с творчеством Э. Сетон-Томпсона; отработка навыка осознанного чтения; обучение умению соотносить часть с целым при подробном пересказе; воспитание любви к природе.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
3. Чтение и анализ первой части рассказа Э. Сетон-Томпсона «Чинк»
Перечитывание первой части рассказа «Чинк»
Сначала читаем вслух «цепочкой», затем учащиеся самостоятельно перечитывает её. Работа над первой частью
• Понравился ли вам Чинк? Чем?
• Найдите и прочитайте, как описывает автор щенка.
• Кто был хозяином Чинка? Прочитайте.
• Какое качество было главным у Чинка? Найдите ответ в тексте.
• Какая заветная мечта была у Чинка?
• Кто такие суслики? Что вы о них знаете?
• Интересно ли, на ваш взгляд, описывает сусликов автор?
• Как Чинк охотился на сусликов? Расскажите.
• Были эти попытки удачными или нет? Почему?
• Какая неудача постигла Чинка?
• Как себя чувствовал Чинк?
• Сочувствовали вы ему или нет? Почему?
• Как Чинк набирался опыта? Прочитайте.
• Какие знания появились у Чинка?
Как вы понимаете выражение: «И постепенно в нём стало развиваться зерно — пока ещё маленькое, но живое зёрнышко собачьего здравого смысла». (Только путём проб и ошибок Чинк приобретал жизненный опыт. Впрочем, это характерно не только для животных, но и для человека. Постепенно он приобретает житейскую мудрость.)
Составление плана для подробного пересказа первой части произведения
План подробного пересказа:
1. Чинк — щенок, его качества.
2. Хозяин Чинка и место его жительства.
3. Спокойствие — не качество Чинка.
4. Мечта собаки — поймать суслика.
5. Суслик? Кто это такой?
6. Охота на суслика.
7. Неудача. Стыд.
8. Приобретение знаний.
9. Собачий здравый смысл.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:подготовить подробный пересказ первой части по плану.
ДИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Э. Сетон-Томпсон «Чинк»
Цели:знакомство с произведением Э. Сетон-Томпсона «Чинк» (2-й частью); развитие умения анализировать текст и подробно пересказывать его; развитие эмоциональной сферы учащихся; воспитание бережного отношения к природе.
Организационный момент