Проверка домашнего задания. Знакомство с писателем Э

Знакомство с писателем Э. Сетон-Томпсоном

Рассказ учителя об Э. Сетон-Томпсоне

Э. Сетон-Томпсон(1860-1946) — писатель, учёный-натуралист, художник (в 1890 г. получил в Париже пре­мию за картину «Спящий волк»).

Родился писатель в Шотландии, а когда ему было шесть лет, семья переехала в Канаду. Здесь он и прожил большую часть своей жизни.

Э. Сетон-Томпсон наблюдал животный мир и при­роду в непосредственном соприкосновении. Тридцать томов дневниковых записей о своих наблюдениях — труд, позволивший стать ему профессиональным писателем-анималистом. Свои книги он всегда иллю­стрировал зарисовками, точно передающими характер­ные особенности поведения описанных им животных. Э. Сетон-Томпсон не приписывал им свойства чело­века, но реалистически раскрывал единство всего мира природы. Сюжет для рассказов он брал из своих дневниковых записей, о чём свидетельствует автобио­графическая книга «Моя жизнь». Э. Сетон-Томпсон, как и всякий талантливый писатель, брал жизненные факты лишь за основу, придавая сюжету иное очертание, и тем не менее он никогда не отступал от правды жизни.

«Я всегда был сторонником разговоров с животны­ми,— писал Сетон-Томпсон.— Я утверждаю, что они улавливают общий смысл нашей речи и наших наме­рений, даже не понимая слов». Писатель говорил, что и животные, подобно людям, бывают умные и глупые, храбрые и трусливые, находчивые и растерянные. Но какие бы они ни были, человек должен быть их другом, защищать их от бездумного истребления теми, кто воо­ружен не знаниями, а огнестрельным оружием. Против таких людей бессильны птицы и звери, истребляемые тысячами. Во времена Э. Сетон-Томпсона уже исчезли многие виды птиц и на очереди были дикие животные. Эта проблема, которую поднимал перед человече­ством писатель, в наше время достигла угрожающих размеров.

Чтение уча­щимися материала об авторе в учебнике

Ответы на вопросы учителя

4. Чтение учителем рассказа Э. Сетон-Томпсона «Чинк»

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:прочитать статью об авторе.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

Цели: знакомство с творчеством Э. Сетон-Томпсона; отработка навыка осознанного чтения; обучение уме­нию соотносить часть с целым при подробном пере­сказе; воспитание любви к природе.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

3. Чтение и анализ первой части рассказа Э. Сетон-Томпсона «Чинк»

Перечитывание первой части рассказа «Чинк»

Сначала читаем вслух «цепочкой», затем учащиеся самостоятельно перечитывает её. Работа над первой частью

• Понравился ли вам Чинк? Чем?

• Найдите и прочитайте, как описывает автор щенка.

• Кто был хозяином Чинка? Прочитайте.

• Какое качество было главным у Чинка? Найдите ответ в тексте.

• Какая заветная мечта была у Чинка?

• Кто такие суслики? Что вы о них знаете?

• Интересно ли, на ваш взгляд, описывает сусликов автор?

• Как Чинк охотился на сусликов? Расскажите.

• Были эти попытки удачными или нет? Почему?

• Какая неудача постигла Чинка?

• Как себя чувствовал Чинк?

• Сочувствовали вы ему или нет? Почему?

• Как Чинк набирался опыта? Прочитайте.

• Какие знания появились у Чинка?

Как вы понимаете выражение: «И постепенно в нём стало развиваться зерно — пока ещё маленькое, но живое зёрнышко собачьего здравого смысла». (Только путём проб и ошибок Чинк приобретал жизненный опыт. Впрочем, это характерно не только для животных, но и для человека. Постепенно он приобретает житейскую мудрость.)

Составление плана для подробного пересказа первой части произведения

План подробного пересказа:

1. Чинк — щенок, его качества.

2. Хозяин Чинка и место его жительства.

3. Спокойствие — не качество Чинка.

4. Мечта собаки — поймать суслика.

5. Суслик? Кто это такой?

6. Охота на суслика.

7. Неудача. Стыд.

8. Приобретение знаний.

9. Собачий здравый смысл.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:подготовить подробный пере­сказ первой части по плану.

ДИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

Цели:знакомство с произведением Э. Сетон-Томпсона «Чинк» (2-й частью); развитие умения анали­зировать текст и подробно пересказывать его; развитие эмоциональной сферы учащихся; воспитание бережного отношения к природе.

Организационный момент

Наши рекомендации