Функции компонентов учебного процесса на уроках с использованием электронного средства учебного или образовательного назначения
Этапы урока | Функции ЭСОН | Деятельность ученика | Деятельность учителя |
В условиях использования средств ИКТ существенному изменению подвергается в основном деятельность учителя. Учитель планирует ход занятия в целом, а также всех его этапов, подби
рает учебный материал из разных источников, создает презентации, управляет, контролирует, анализирует работу учеников. Часть функций учителя выполняет ЭСОН, например: сообщает тему, цель, порядок проведения занятия; контролирует и оценивает знания; выдает информацию о правильности ответа; фиксирует результаты опроса и передает эти сведения ученику и учителю. Использование средств ИКТ способствует дифференциации и индивидуализации обучения, повышению его эффективности и качества.
К настоящему времени разработано большое количество обучающих, контролирующих, моделирующих и других программных продуктов учебного назначения, экспертных и интеллектуальных обучающих систем, которые применяются на уроках информатики в школе. Эти системы могут использоваться в учебной деятельности как средство для поиска и изучения необходимой информации, отработки навыков и умений самостоятельного решения разного рода задач по изучаемому предмету, проверки знаний и умения обучаемых.
Моделирующие программы позволят обучаемым не только наблюдать и изучать явления и процессы, но и исследовать их. В некоторых программах в ходе занятия обучаемый имеет возможность внести изменения в условия протекания процесса, провести анализ полученной компьютерной модели и количественные измерения, решить задачи выбора оптимальных параметров. В процессе данной работы обучаемый проводит эксперимент и интерпретирует его результаты. Желательно, чтобы в программе предусматривалась возможность многократного повторения учебного материала, проигрывания анимации, проведения расчетов, возможность выбора учеником индивидуального темпа работы на занятии. В ходе занятия необходимо предусмотреть:
• выбор индивидуального режима и темпа работы обучаемого в зависимости от его уровня,
• информационное взаимодействие между учителем, учеником и системой;
• управление учебной деятельностью;
• поиск, хранение, накопление и представление разного рода информации при использовании баз данных, средств телекоммуникации и связи;
• наглядность учебного материала за счет компьютерной визуализации изучаемого объекта и его составных частей, моделирования или имитации разного рода объектов, процессов с помощью средств компьютерной графики и анимации;
• автоматизирование контроля и диагностики знаний, умений, навыков.
Применение средств ИКТ на уроках информатики повышает наглядность изложения изучаемого материала, автоматизирует процессы контроля знаний, стимулирует самостоятельную деятельность учащегося, обеспечивает поиск и переработку различной информации, позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение.
5.3.Использование интерактивной доски и ее программно-аппаратных средств на уроках информатики
В последнее время в школах стали закупать интерактивные доски, образовательный потенциал которых пока не известен широкому кругу педагогической общественности. Поэтому мы рассмотрим основные аспекты использования интерактивной доски и ее программно-аппаратных средств в учебном процессе.
Работа с интерактивной доской позволяет учителю использовать уже существующие программные продукты для образования, совершенствовать их за счет новых возможностей, достаточно быстро создавать педагогические приложения различного назначения.
Интерактивная доска — это поверхность, на которую можно проецировать экран монитора с помощью проектора, причем это чувствительная поверхность, которая позволяет использовать ручку (или даже палец), чтобы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, подключенного к интерактивной доске, так же как мышью. Существует два основных типа интерактивных досок: твердые и мягкие. Твердые интерактивные доски имеют твердую намагниченную поверхность за экраном и предполагают использование специальных ручек. Мягкие интерактивные доски имеют упругую мембрану, по поверхности которой тоже можно рисовать или писать пальцем либо специальной ручкой. Все, что можно показать на мониторе компьютера, может быть спроецировано на интерактивную доску. Изменения, которые вносит пользователь в ходе работы с доской (рисование, надписи, перенос картинок и др.), пересылаются на компьютер и могут быть сохранены и использованы на последующих уроках. Применение технологии мультимедиа при работе с интерактивной доской достигается за счет подключения к компьютеру колонок и DVDвидеопроигрывателя, все эти средства мультимедиа могут быть объединены в одно целое. Если интерактивная доска подключена к Интернету, то учитель в ходе урока может представлять на доске Webсайты, работать с распределенными образовательными ресурсами в режиме реального времени. Специальные
программные средства и инструменты (компьютер, проектор, специальные цветные ручки для рисования, аудиоколонки, клавиатура, мышь и устройства для голосования), которые прилагаются к большинству интерактивных досок, создают разнообразные возможности для совершенствования методики проведения занятий. Рассмотрим некоторые основные программноаппаратные средства (приложения) интерактивной доски.
Обычный, или графический, планшет
Беспроводное оборудование, имеющее почти такой же размер, как лист бумаги формата А4, позволяет управлять интерактивной доской из любого места в классе. Это может делать учитель или ученик, держа планшет и используя специальную ручку. В этот момент курсор на интерактивной доске движется точно так же, как на планшете. Преимущество использования планшета заключается в том, что учитель может находиться в любом месте класса, контролируя все функции интерактивной доски. К тому же планшет позволяет ученикам, которые не хотят идти к доске или не могут физически работать с интерактивной доской, принимать участие на всех этапах урока.
Планшет для ПК
Используя беспроводные соединения для передачи данных спланшета на компьютер, подключенный к интерактивной доске, учитель может отображать информацию на экран доски сразу снескольких ученических планшетов, установленных в любом месте класса.
Дистанционная клавиатура
Используя дистанционную клавиатуру, учитель или ученики могут вводить текст в компьютер с любого места в классе. Клавиатура подключена к компьютеру беспроводной связью, и набранный текст отображается на интерактивной доске. Это очень практично, когда нужно задействовать письменную речь, и ученики могут делать заметки прямо на интерактивной доске во время обсуждения в классе.
Дистанционная мышь
Этим беспроводным устройством, также известным как гиро мышь, можно управлять работой компьютера, к которому под
ключена доска из любой точки класса, причем мышь может управлять действиями на экране, перемещаясь как по твердой поверхности, так и по воздуху. Пользоваться дистанционной мышью можно с любого места в классе.
Устройства для голосования
Устройства для голосования позволяют учителям спрашивать и получать ответы на вопросы в электронном виде. Это могут быть вопросы с выбором ответов, или с отбором свойств чеголибо, или с выбором степени вероятности верного ответа. Некоторые устройства для голосования позволяют вводить несколько ответов. Учитель может спросить, понимают ли ученики материал и можно ли двигаться дальше. Так как ученики голосуют анонимно, они не боятся попросить дополнительное время на размышление.
Результаты голосования мгновенно отображаются на дисплее интерактивной доски, позволяя сразу решать возникшие проблемы. Некоторые программные средства позволяют проводить более подробный анализ результатов, чтобы предоставить помощь тем ученикам, у которых результаты ниже среднего.
Диджитайзер (digitizer)
Диджитайзер — это средство, сделанное по типу накладного проектора, которым можно увеличивать непрозрачные объекты. Он позволяет увеличивать и отображать любой маленький предмет на интерактивной доске. Например, учитель может открыть книгу и поместить ее на диджитайзер. Страница ясно отобразится на доске, ее можно записать в память компьютера в цифровом формате. Используя соответствующие программные средства, на изображениях можно помещать комментарии и сохранять их.
Технология видеоконференции
Компьютер с Webкамерой (webcam) позволяет вести видеоконференцию во время урока. Можно установить связи с людьми, находящимися вне класса, и отобразить прямой эфир на интерактивной доске. Технология видеоконференции позволяет «экспертам» участвовать в уроке (например, установив связь со специалистом, который может ответить на вопросы учеников из лаборатории, музея или другой страны). Видео можно сохранить и позже показать еще раз на уроке, используя интерактивную доску, чтобы проанализировать и вспомнить то, что было сказано во время интервью.
Цифровые базы данных
С развитием цифровых технологий развиваются базы данных (банки ресурсов), в которых можно найти и скачать короткие видео или аудиозаписи, а затем представить их на уроке. Проводя поиск материалов в Интернете, учитель может потратить много времени и в конце концов ничего не найти, тогда как в легкодоступных источниках, специально созданных для конкретного урока и размещенных в локальной сети школы, это сделать очень просто.
Рассмотрим методические подходы к обучению с использованием интерактивной доски и ее программноаппаратных средств на примере предмета «Информатика и информационные технологии». Выделим уникальные возможности интерактивной доски, благодаря которым ученики говорят, что уроки с использованием интерактивной доски в целом более увлекательны, чем обычные уроки. Однако не все учителя знают о том, как применять программные средства интерактивной доски на уроках.
В табл. 5.2 приведена краткая информация, относящаяся к использованию возможностей программных средств интерактивной доски на уроках. Применяя эту информацию, учителя могут реализовать на практике новые мысли, идеи, связанные с использованием интерактивной доски и ее программноаппаратных средств, разработать более эффективные методики применения новых средств обучения на уроках информатики.
Таблица 5.2