Классификация международного лизинга

С развитием процесса глобализации международной экономики возрос интерес к проблемам международного лизинга.

Многие специалисты в этой области уделяют большое внимание классификации международного лизинга, выделяя два основных типа сделок международного лизинга с учетом характера оказываемой услуги.

Это трансграничный лизинг (cross-border/cross-national leasing — собственно лизинг), в рамках которого услуга лизинга подлежит трансферу вне государственных границ; и лизинг, реализуемый при посредничестве зарубежных филиалов (overseas subsidiary leasing), при котором обе стороны создают так называемую, компанию специального назначения (Special Purpose Vehicle — SPV). При этом могут использоваться различные правовые формы, например компании joint venture[6].

Говоря о видах международного лизинга, следует различать финансовый и операционный лизинг.

Финансовый лизинг трактуется как альтернативный прямым закупкам способ приобретения конкретного предмета в форме кредита, тогда как основным критерием заключения договора по операционному лизингу для пользователя является получение на определенный период права на данный предмет. Отсюда срок действия договора по финансовому лизингу обычно совпадает со сроком экономической пригодности этого предмета. Более того, договор предусматривает так называемый опцион послелизинговой закупки.

В свою очередь, договор по операционному лизингу носит, как правило, краткосрочный характер и заключается в отношении тех предметов, которые подвержены быстрому моральному износу; тем самым пользователь правом лизинга не заинтересован в продлении договора.

Существенным фактором при заключении лизинговых договоров на международном уровне является проблема налогов. Широко используется так называемая double-dip leasing, при этом нередко сделка проводится исключительно с целью получения обеими сторонами налоговых выгод. Иными словами, сделка double-dip основывается на факте так называемой двойной собственности, когда правовые системы, которые используют пользователь лизинга и компания, предоставляющая лизинг, по-разному трактуют право собственности на предмет лизинга. Такая ситуация может возникнуть, если лизинговая сделка осуществляется между государством, использующим формальный подход к лизинговому договору, и государством, в основе действий которого лежит принцип преобладания содержания над формой, а также true and fair view. И континентальная модель налогообложения не допускает возможности трактования пользователя лизингом наравне с собственником предмета лизинга.

Стандартным примером традиционного подхода в этой области может служить французское законодательство. Французский пользователь лизингом не может указывать предмет лизинга в балансовых активах, хотя он и будет приобретен по окончании основного периода договора.

На другом полюсе находится так называемая англо-саксонская модель, которая представляет экономический взгляд на право собственности на предмет лизинга. И здесь с экономической точки зрения владельцем предмета лизинга является та сторона, которая несет риск, связанный с данным предметом, и получает экономическую выгоду.

Значительное место на международном уровне занимают трехсторонние лизинговые сделки, в которых помимо компании, предоставляющей лизинг, и пользователя лизингом участвует субъект, финансирующий приобретение объекта лизинга, выступающий в качестве инвестора. Сделки такого типа называют large-ticket transactions, в которых предусматриваются квоты более 1 млрд. долларов. Очевидно, что один субъект не в состоянии полностью финансировать закупку, например, комплекта оборудования для крупного завода; одновременно с ростом стоимости сделки растет число участвующих в ней субъектов, начиная от компании-кредитора, через лизинговую фирму, поставщиков оборудования, уполномоченного пользователя лизингом.

Довольно часто используется так называемый обратный лизинг (sale-and-lease back) ввиду очевидных выгод для участвующих сторон. В свете Международных стандартов учета в сделках подобного вида лизинга различают два основных договора. Первый из них документально подтверждает продажу объекта лизинга фирмой, желающей сделать свой баланс «похудевшим» и улучшить показатели ликвидности. Второй договор предусматривает обратное предоставление объекта в лизинг прежнему владельцу, который тем самым становится пользователем лизинга[7].

Следует отметить, что операции по обратному лизингу широко используются в авиалиниях, в сетях супермаркетов, хотя многие специалисты считают, что этот вид лизинга отрицательно сказывается на финансовой деятельности компании, выступающей в роли пользователя лизинга.

Международный лизинг, рассматриваемый как субститут закупки/продажи данного объекта за рубежом, специалисты называют импортным/экспортным лизингом. Экспортный лизинг становится все более распространенным ввиду растущей конкуренции на мировом рынке, что заставляет экспортеров вводить новые каналы дистрибуции и предлагать программы финансирования закупок покупателем. Кроме того, такой лизинг включает в себя пакет дополнительных услуг.

Сделки по импортному лизингу носят характер asset-based, так как пользователь лизинга, заключая такую сделку, заинтересован прежде всего в использовании конкретного объекта, но не в состоянии профинансировать его закупку за наличные. Как правило, такие сделки используются в развивающихся странах для модернизации инфраструктуры.

Бартер-лизинг предполагает обмен в рамках сделки по лизингу объектов с одинаковой стоимостью. При этом необходимо разрешение на проведение такой сделки.

Сделки типа lease-back относятся к категории buy-back и означают договор, по которому зарубежная ком-пания, предоставляющая лизинг оборудования, произ-водственных предприятий или технологии, соглашается получать выплаты по лизингу в виде предметов, про-изводимых посредством объектов лизинга. Подобные сделки заключаются обычно между фирмами или кон-сорциумами фирм высоко развитых стран и правитель-ственными агентами и предприятиями развивающихся стран[8].

В рамках сделки по lease-offset зарубежный пред-ставитель фирмы, предоставляющей лизинг основных компонентов оборудования, соглашается приобрести необходимые части или весь комплект оборудования в стране пользователя.

В последние годы в связи с растущими потребностями участников международного рынка отмечается значительное расширение каталога международного лизинга.

Сделка master leasing включает в себя несколько заключительных договоров, различающихся продолжительностью договорного периода, сферой объектов и пр. при сохранении согласованных основных условий рамочного договора.

Money-over-money leasing предполагает перенесение на пользователя лизинга собственности объекта лизинга по окончании лизингового срока. Кроме того, все обязательства, связанные со страхованием, налогообложением, ложатся на пользователя.

В рамках сделки back-to-back продуцент (поставщик) объекта лизинга выступает одновременно в качестве пользователя этого объекта. Основной целью сделки является повышение финансовой ликвидности продуцента.

Swap leasing используется обычно в сфере информационных технологий (например, компьютерных программ), что позволяет их актуализацию.

Аналогично в случае revolving leasing объект лизинга, в соответствии с договором, подлежит периодически обмену на новую модель. Это касается прежде всего оборудования hightech.

Иногда используются сделки типа wrap. Схема сделки выглядит следующим образом: лизинговая фирма, предоставляющая краткосрочный лизинг, и пользователь лизинга типа wrap в течение длительного срока приобретают объект и отдают его в пользование потребителю (пользователь лизинга в краткосрочном лизинге). Но в свою очередь фирма, предоставляющая лизинг, продает объект инвестору, а затем берет его у него в лизинг на условиях долгосрочного лизинга. Инвестор получает налоговые выгоды и, кроме того, получает выплаты от долгосрочного лизинга[9].

Итак, говоря о международном лизинге, следует отметить некоторые специфические виды лизинга, выработанные американской практикой. Это, к примеру, лизинг с полным возвратом затрат (full payout lease), в котором сумма предусмотренных лизинговых выплат покрывает либо превышает понесенные лизингодателем затраты; это противоположный вариант — лизинг с частичным возвратом затрат. Лизинг с гарантией конечной стоимости объекта (open-end lease) гарантирует фирме, представляющей лизинг, полную реализацию инвестиций при заявленной продаже объекта лизинга третьему лицу по окончании договорного срока; при этом получатель лизинга оплачивает разницу между гарантированной стоимостью и продажной ценой. В случае реализации объекта лизинга по цене, превышающей гарантированную, фирма, представляющая лизинг, делится с пользователем лизинга частью прибыли.


Наши рекомендации