Основные схемы организации международного оперативного и финансового лизинга.

А). Лизинговые компании одной страны сдают объекты в оператив­ный или финансовый лизинг лизингопо­лучателям другой страны.

Поставщиками объекта лизинга могут быть фирмы страны лизингодателя, лизингополучателя или любой третьей страны. При такой схеме организации лизинговые компании обычно используют широкую сеть посредников: одни из них содействуют в поиске лизиногополучателей и заключении с ними соглашений о лизин­ге, другие — ищут поставщиков объектов лизинга и также содействуют в заключении с ними или контрактов купли-продажи, или договоров о финансовом лизинге. ( Рис.1 и Рис.2).

Основные схемы организации международного оперативного и финансового лизинга. - student2.ru

Рис.1. Схема международного оперативного лизинга

Б). Схемы с использованием лизинговыми компаниями посредников для заключения и реализации международных лизинговых соглашений.

Лизингодатели используют посред­ников, содействующих сбыту возвращенных объектов аренды, за­ключению соглашений по техническому обслуживанию, привле­чению дополнительных инвесторов и т.д. К числу основных видов посредников, используемых лизинговыми компаниями для заключения лизинговых договоров относятся:

1). Посредники-представители (часто называемые брокерами) за вознаграждение ищут фирмы, заинтересованные в ли­зинге имущества, содействуют лизингодателю в заключении лизингового договора (соглашения). Они могут предостав­лять достаточно широкий перечень других услуг.

Основные схемы организации международного оперативного и финансового лизинга. - student2.ru

Рис. 2. Схема международного финансового лизинга.

Другие посредники-представители за вознаграждение находят поставщиков имущества, которое имеет спрос на арендном рынке или заказано лизингополучателем, извещают об этом лизингодате­ля и содействуют ему в заключении контрактов купли-продажи. Те же или другие посредники-представители занимаются сбытом бывшего в лизинге имущества. Лизингодатели привле­кают посредников к поиску инвесторов, кредитных, страховых и иных организаций, участвующих в лизинговых операциях.

2). Посредники-поверенные за вознаграждение ищут фирмы, заинтересованные в лизинге имущества, и, в преде­лах данных им лизингодателем полномочий, заключают с лизингополучателем лизинговый договор (соглашение) от имени и за счет лизингодателя. Они также могут оказывать широкий диапазон других услуг.

Специальным посредникам-поверенным может быть поручено заключение от имени и за счет лизингодателя трехсторонних дого­воров финансового лизинга, а также многих других договоров с фи­нансовыми и иными организациями. Нередко поверенные защищают интересы лизингодателей при рассмотрении претензий третьих лиц и защите интересов лизинго­дателей в судах.

3).Посредники-дистрибьюторы в основном привлекаются лизингодателями для сбыта массовых видов объектов лизинга после воз­врата последних лизингополучателем. Они также используются для про­дукции, поставленной лизингополучателями в качестве арендной платы по компенсационным соглашениям.

В). Организация оперативного и фи­нансового лизинга с использованием транснацио­нальных сетей через дочерние фирмы.

Крупные поставщики объектов лизинга выходят на лизинговые рынки сбыта через созданные ими дочерние компа­нии. При этом капиталы дочерних компаний могут полностью принадлежать поставщикам либо, что бывает гораздо чаще, наци­ональным компаниям, специализирующимся на

лизинге однородных товаров на наиболее перспективном рынке (Рис. 3).

Основные схемы организации международного оперативного и финансового лизинга. - student2.ru Основные схемы организации международного оперативного и финансового лизинга. - student2.ru Основные схемы организации международного оперативного и финансового лизинга. - student2.ru

Рис.3. Схема международного лизинга через дочернюю фирму(инициатор-поставщик из страны А).

Поставщик из страны А( Рис.3), заинтересованный в сбыте своей про­дукции через оперативный или финансовый лизинг в стране С, со­здает дочернюю лизинговую компанию в стране В с наиболее благо­приятным налоговым законодательством. К созданию дочерней лизинговой компании поставщик привлекает национальную лизинговую компанию страны С, хорошо знающую ее рынок. В случае необходимости дополнительных средств для расширения арендной деятельности дочерняя компания может или выпустить дополнительные акции, или привлечь внутренних или внешних кредиторов. Низкий уровень налогообложения дочерней лизинговой компа­нии позволит поставщику быть более конкурентоспособным на арендном и лизинговом рынке страны С или сбывать свою про­дукцию, получая дополнительную прибыль пропорционально его доли участия в капитале дочерней компании. Такая схема организации лизинговой(арендной) деятельности апробирова­на и показала достаточную эффективность при международном оперативном и финансовом лизинге советской и российской авиа­техники.

Инициатором создания дочерней арендной компании может вы­ступить национальная лизинговая компания страны А, где высокий уровень налогообложения операций оперативного и финансового лизинга (Рис.3.)

Основные схемы организации международного оперативного и финансового лизинга. - student2.ru Основные схемы организации международного оперативного и финансового лизинга. - student2.ru Основные схемы организации международного оперативного и финансового лизинга. - student2.ru

Рис.4. Схема международного лизинга через дочернюю фирму(инициатор-национальная лизинговая компания страны А).

При этом целесообразно учредить дочернюю компанию в стране В, где наиболее благоприятные условия для предпринима­тельской деятельности. В той же или в любой другой стране, где поощряется экспорт капитала, может быть привлечено при необходимости дополни­тельное финансирование. Дочерняя лизинговая компания при за­купках предметов аренды и лизинга должна преимущественно ориентироваться на страны, где действует эффективное стимули­рование экспорта машин и оборудования, например страну С (Рис. 4). Национальная лизинговая компания страны А, зная потребности своего рынка, может, с одной стороны, как посредник содейство­вать заключению договоров оперативного и финансового лизинга, с другой — получать относительно более высокую прибыль на капи­тал, вложенный в создание дочерней компании в стране В.

Слайд 2

Основные схемы организации международного оперативного и финансового лизинга. - student2.ru

Россияне за три квартала купили более 1,152 млн новых иномарок с учетом легких коммерческих автомобилей. Это на 452 972 автомобиля больше, чем за тот же период 2006 г., подсчитал комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ). Верхние позиции рейтинга самых продаваемых автомобильных брендов уже полгода остаются без изменений. 1-е место по объему продаж, по данным АЕБ, занимает марка Chevrolet (правда, c учетом продаж Chevrolet-Niva), 2-е и 3-е — соответственно Ford и Toyota (см. таблицу). Но лидеры роста теперь другие. Год назад динамикой роста, превышающей 150%, из старожилов рынка могли похвастаться Chevrolet (265%), Renault (163%) и Kia (161%). А теперь лидер — китайская Chery, увеличившая продажи за три квартала на 463% до 27 670 автомобилей. Из старожилов хорошо себя показал американский Dodge — дилеры продали в России за девять месяцев 1900 автомобилей против 368 (рост — на 416%). Более чем на 200% увеличили продажи в России Opel (45 027 против 12 183), Cadillac (1080 против 318), Ssang Yong (7994 против 2551) и Hummer (494 против 161). Сюрприз некоторым автомобильным концернам преподнес сентябрь. Например, продажи японского Lexus за этот месяц упали на 8%. А Chrysler снизила продажи в сентябре сразу на 42%. В пресс-службе российского представительства DaimlerChrysler не смогли прокомментировать эту статистику. Сотрудник российского представительства Toyota объяснил спад в продажах Lexus сезонным фактором: осенью спрос на автомобили традиционно снижается. Ольга Михеева, директор по маркетингу дилерской компании Genser, с существованием сезонности согласна. Но, замечает она, по количеству запросов на автомобили, поступающих от потенциальных клиентов, можно судить о сохранении спроса на высоком уровне. Другое дело, что многих популярных моделей по-прежнему нет в наличии у дилеров, добавляет Михеева.

Постоянный адрес материала: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/10/10/134090

Кейсы

А). Выгоды работы с консигнатором

Анализ показателей коммерческой деятельности фирмы «Сатурн» показал, что главным сдерживающим фактором роста товарооборота является недостаток оборотных средств. Использование банковских кредитов из-за высоких годовых ставок недопустимо снижало эффективность деятельности фирмы. Привлеченный фирмой консультант посоветовал обострить конкуренцию с иностранными экспортерами, чтобы перейти к работе с ними на условиях консигнации.

Вновь были направлены всем иностранным партнерам одинаковые предложения, но только два из них согласились работать на условиях консигнации. Тогда по совету коммерческого консультанта остальным фирмам резко снизили объемы заказов, дав им понять, что «Сатурн» предполагает наращивать объемы сбыта на условиях консигнации. В течение 1997 г. два из трех оставшихся партнеров перешли на условия консигнации.

Дополнительную экономию оборотных средств дал переход фирмы «Сатурн» на работу со свободного таможенного склада, который используется для складирования консигнационных запасов и комплектации аппаратуры для компьютерных сетей.

Вопросы к кейсу

1. Каким образом при консигнации могут быть сэкономлены оборотные средства посредника- консигнатора?

2. Оцените, на сколько процентов могут быть сэкономлены оборотные средства посредника-консигнатора?

3. При каких условиях могут быть сэкономлены оборотные средства консигнатора?

4. Каким образом и при каких условиях могут быть сэкономлены средства посредника-консигнатора, работающего через свободный таможенный склад?

Наши рекомендации