Отраслевые особенности международного лизинга

Лизинг – способ финансирования инвестиций или кредитования, основанный на своеобразной долгосрочной аренде имущества лизингополучателем при сохранении безусловного права собственности за лизингодателем.

Особенности мирового развития лизинга. В Европе на рынке лизинговых услуг автомобили занимают до 50% об­щего объема закупок имущества. Остальная доля в объемах лизинговых услуг приходится на промышленное оборудо­вание, морские суда, самолеты, персональные компьюте­ры. Приоритет легковых автомобилей в Западной Европе объясняется тем, что автомобильный комплекс вынужден искать реализацию продукции через лизинг как наиболее эффективную. Всего в Западной Европе через лизинг осу­ществляется более 20% инвестиций в производственные фонды. При этом до 80% лизинга Западной Европы прихо­дится на Англию, Германию, Италию, Францию.

Лизинг США имеет определенные отличия от лизинга Западной Европы, Восточной Европы и стран СНГ Он на­ходится па более высоком уровне, как но масштабам, так и по уровню развития.

Широкое использование лизинга в США и Западной Ев­ропе объясняется более благоприятными экономическими условиями, так как в этих странах начиная с 1950-х (США) и 1960-х гг. (Западная Европа) осуществляется значитель­ная поддержка предпринимательского бизнеса, который в основном и развивается за счет инвестиций через лизинго­вый механизм.

Для исполнения лизинга необязательно привлечение особых налоговых льгот, достаточно тех преимуществ, ко­торые продиктованы самим его механизмом. Возможность отчисления на себестоимость продукции лизинговых пла­тежей имеет плюсы перед другими формами инвестиций. Англия, Германия, Дания не принимали специального за­конодательства по лизингу, а реализовали его в рамках об­щего коммерческого права.

Франция, Португалия, Швеция имеют специальное законодательство, где указаны нрава лизингодателя и ли­зингополучателя, их взаимоотношения с производителями имущества и т.д.

Лизинг как специфическая форма экономических отно­шений отражается в юридическом документе, где оговари­ваются права доверителей собственности, — договоре куп­ли-продажи.

Франция, Бельгия, Италия придерживаются концепции экономического собственника, т.е. опцион является обяза­тельным условием лизинга (право выкупа обязательно).

Англия, Ирландия, Голландия, США строят взаимоотно­шения, исходя из концепции юридического собственника, Некоторые страны Западной Европы занимают в юриди­ческом плане промежуточное положение, имея в своем за­конодательстве элементы, характерные для обеих правовых систем.

Для Бельгии, Италии и Франции обязательны продажи имущества по истечению срока соглашения по предвари­тельно согласованной цене (опцион), тогда как в Англии, США опцион не является условием лизинга. В США ли­зинг имеет форму дополнительной сделки, исполняемой наряду с кредитом и другими займами.

Законодательством Германии, Швейцарии предусмотре­ны отношения, которые привлекают лизинг к соглашению купли-продажи в рассрочку особого типа, когда в случае лизинга владельцем имущества остается лизингодатель. При купле-продаже в рассрочку право владения переходит к получателю в момент оформления соглашения.

Лизинг отличается от аренды, купли-продажи в рассроч­ку, сделки под обеспечение в основном экономически обос­нованными размерами платежей.

Разнообразие форм экономических отношений имеет место в некоторых странах мира.

Законодательством Англии, Франции многие соглаше­ния трактуются как лизинговые. В Германии они могут отвечать понятию сделки в рассрочку. Во Франции лизин­говые соглашения, предусматривающие по окончании ого­воренного срока возможность опциона, относятся к сделкам кредитной аренды, причем такое различие имеет принципи­альное значение, так как сделки типа кредитной аренды ре­гулируются государством другими методами. Французское законодательство не позволяет изготовителю имущества совершать лизинговые операции.

Государственное регулирование лизинговой деятель­ности в каждой стране имеет особенности. Там, где это яв­ляется банковским регулированием (Франция, Италия), государства также осуществляют контроль над лизингом. В Англии, Германии банки контролируют только лизинго­вые операции, которые проводится под их ведомством. Во Франции вся лизинговая деятельность регулируется госу­дарством наравне с банками, а в других странах управление лизинговой деятельностью но сравнению с банковскими операциями сравнительно упрощена.

Законодательствами США, Италии, Франции преду­сматриваются специальные требования к лизинговому ме­ханизму: лизинговые соглашения подлежат регистрации в судебных органах с целью оповещения определенного кру­га лиц, предусмотренных законодательством, собственни­ков имущества, передаваемого в лизинг.

В Англии, Германии, Дании, Нидерландах лизинговая деятельность не регулируется и не ограничивается. Спе­цифическое законодательство не является определяющим для развития лизинга. Главное макроэкономическая го­сударственная поддержка инвестиционной деятельности и лизинга как важной ее формы.

Наиболее благоприятные условия для лизингового рын­ка в Англии, Германии, Ирландии, Норвегии, США и дру­гих развитых'странах мира.

В Ирландии для стимулирования лизинга лизинговым компаниям предоставляются государственные субсидии, возможность использовать ускоренный режим амортиза­ции. Вследствие этого Ирландия стала мировым лидером лизинга самолетов и центром по оказанию финансовых ус­луг.

Существуют страны, где развитию лизинга препятству­ют ограничения. В Греции запрещен лизинг недвижимости, грузовых автомобилей и автобусов. Тормозом являются и нормы амортизации, которые регулируются государством. Комитетом по международной стандартизации бухгал­терского учета разработаны стандарты по учету лизинга, которые приняты в Бельгии, Англии, Греции, Ирландии, Нидерландах, США, Японии. В их основе лежит принцип

экономического владения передаваемым в лизинг имущес­твом, однако некоторые страны Западной Европы и комис­сия ЕС, а также Ассоциация европейского лизинга придер­живаются юридического права на владение имуществом, передаваемым в лизинг. Исходя из различного владения имуществом выделяют системы бухгалтерского учета и ме­тоды начисления амортизации и налогов, так как согласно экономической концепции имущество должно учитываться на балансе лизингополучателя, а с юридической точки зрения — на балансе лизингодателя.

Заключение лизингового соглашения на длительный срок позволяет возвращать стоимость имущества и полу­чить возможность для опциона (возможность выкупа по остаточной стоимости). Такой подход более реально отра­жается в финансовой отчетности. Именно сущность обя­зательств и активов обеих сторон лизинговой сделки дает возможность обоснованно начислять налоги.

Договор консигнации

Содержание договора консигнации. Договор консигна­ции является одной из распространенных разновидностей договора комиссии. По условиям сделок консигнации эк­спортер (консигнант) поставляет товары на склад посред­ника (консигнатора) для реализации на рынке в течение определенного срока. Консигнатор осуществляет платежи консигнанту по мере реализации товара со склада. Непро­данные к установленному сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту По существу при консигнации экспортер кредитует посредника на средний срок, а именно, на срок реализации товара. Вознаграждение обычно состав­ляет 8% от суммы реализованного товара.

Непременным условием консигнационного соглашения является сохранение за консигнантом права собственности на товар до их реализации покупателям. Однако это право не гарантирует получения платежей за проданные товары. Поскольку платежи за товары, продаваемые с консигнаци­онного склада, должны переводиться консигнанту по мере реализации товаров покупателям, наиболее удобными яв­ляются календарные платежи по открытому счету с предо­ставлением консигнатором банковской гарантии па сред­нюю сумму реализации товара за два-три установленных для расчетов календарных периода.

В случае просрочки платежа сверх установленного ка­лендарного срока консигнант имеет возможность выяснить причину задержки и при необходимости изъять товар у консигнатора, а также покрыть за счет остатка гарантии за­ долженность по просроченным платежам. При поставке то­варов на консигнацию с предоставлением дополнительной рассрочки платежей в отношениях с консигнантами, нахо­дящимися под финансовым контролем экспортеров, допус­тимо получать фирменные гарантии или акцептованные консигнаторами тратты на каждый отсроченный платеж. В отдельных случаях следует получать гарантии банков, векселя или тратты, авалированные банками.

Регулирование вопроса о праве собственности при консигнационных отношениях можно проиллюстрировать на примере одного из решений Внешнеторговой арбит­ражной комиссии (ныне Международный коммерческий арбитражный суд). В рассмотренном арбитражем деле дого­вор консигнации предусматривал, в частности, что если оборудование, полученное на консигнацию, не будет про­дано в течение 12 месяцев со дня его сдачи на консигнацию, агент должен приобрести оборудование в собственность, уплатив его полную стоимость. Спор возник из-за того, что по истечении указанного срока агент не возвратил принци­палу товары, не произвел их оплаты, однако совершал в отношении их действия как собственник. Арбитраж, уста­новив, что агент не реализовал предусмотренное в договоре право приобрести товары, вынес решение о возврате това­ров принципалу, являющемуся их собственником.

Вопрос о моменте перехода права собственности мо­жет по договоренности решаться и иначе. Например, кон­сигнатор может быть обязан включать в заключаемые им договоры с третьими лицами условие о том, что право соб­ственности переходит на покупателя лишь после полного исполнения последним своих обязательств, в частности пос­ле того, как будет полностью выплачена цена за товар.

Важным моментом в отношениях между участниками до­говора консигнации является согласование ими срока консиг­нации, т.е. срока, в течение которого товар может находиться на складе консигнатора до его реализации третьим лицам. Этот срок в первую очередь определяется характером само­го товара, сложившейся торговой практикой, на него могут влиять и условия рынка. Договор консигнации чаще всего заключается на достаточно продолжительный срок (от 2 до 5 лет), так как капитальные затраты консигнатора на организа­цию исполнения договора могут окупиться не сразу.

Ниже приведена примерная форма договора консигна­ции.

Лизинговый договор

Компания-лизингополучатель обращается в лизинго­вую компанию, которая является лизингодателем. Одним из профилирующих направлений деятельности является лизинг необходимого оборудования для данного лизинго­

получателя. После обсуждения возможности предоставле­ния лизингового финансирования лизинговая компания и лизингополучатель приходят к соглашению об обоюдной заинтересованности в реализации проекта. Соответственно лизингополучателю выдается бланк специальной формы, который он должен заполнить и предоставить в лизинго­вую компанию вместе с заполненной анкетой и пакетом не­обходимых документов.

Далее лизинговой компанией проводится детальный анализ инвестиционного проекта, анализ конкурентоспо­собности клиента и его финансового состояния. В резуль­тате чего кредитным комитетом лизинговой компании принимается окончательное решение о возможности пре­доставления лизингового финансирования.

Лизинговая компания направляет клиенту проект дого­вора лизинга, согласовывает сумму и график лизинговых платежей, параллельно лизингодатель заключает договор купли-продажи предмета лизинга с производителем и про­чие сопутствующие сделке соглашения.

После заключения всех договоров, регистрирующих отношения между участниками, производитель выставляет предмет лизинга, а лизингодатель оплачивает его стои­мость.

В течение срока действия договора лизингополучатель эксплуатирует оборудование, приобретенное в лизинг, по­лучает доход и выплачивает лизинговой компании лизин­говые платежи. При этом лизингодатель осуществляет кон­троль проекта, периодически проводит инспектирование предмета лизинга, ежеквартально анализирует финансовое состояние клиента на основе предоставленных отчетов.

По окончании срока действия договора лизинга и при условии перечисления всех предусмотренных договором сумм лизинговых платежей лизинговая компания соот­ветственно договору может передать право собственности на предмет лизинга лизингополучателю.

Перечень документов, сопровождающих лизинговую сделку, включает в себя:

■/ юридические документы — устав, свидетельство о ре­гистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, документы о назначении-! должностных лиц, имеющих пра­во подписи официальных, документов, копия гражданско­го паспорта руководителя, копии лицензии на осуществляемые виды деятельности, копия справки из Госкомстата России, свидетельство о внесении в единый государствен­ный реестр юридических лиц;

/■ документы, характеризующие финансовое состоя­ние клиента, — финансовая отчетность, для юридических лиц — балансы и отчеты о финансовых результатах за год по кварталам и на последнюю отчетную дату, для предпри­нимателей без образования юридического лица А копия патента на право применения упрощенной системы нало­гообложения, справка о наличии расчетных и текущих сче­тов из Министерства РФ по налогам и сборам, справка о движении средств по счету за последние шесть месяцев из обслуживающего банка;

^ бизнес-план — заявка на проведение лизинга но ус­тановленной форме, технико-экономическое обоснование проекта, прогноз движения денежных средств на период действия договора лизинга по установленной форме, крат­кое описание перспективы развития компании, перечень основных партнеров компании, проекты договоров, согла­шений о сбыте продукции, услуг, протоколы намерения, проекты договоров па приобретение оборудования, доку­менты, подтверждающие права клиента на производствен­ные и иные помещения, где предполагается разместить имущество.

Протокольные аспекты

Протокольные аспекты внешнеторговых переговоров

Формирование делегации. Руководством фирмы со­ставляются списки сотрудников, допущенных к участию во внешнеторговых переговорах, затем уже формируется делегация. Количество делегаций регулируется принципом паритета. Число участников согласуется заранее, уровень представительства также подчинен принципу равенства. Язык переговоров определяется по договоренности сторон, может быть языком как одной страны, так и другой, и даже третьей стороны.

Определение места и времени проведения внешнетор­говых переговоров. Место и время проведения этих пере­говоров выбираются также по взаимной договоренности между участниками. При этом ни одна из сторон не долж­на навязывать своего решения о месте/времени встречи. Окончательное решение всегда остается за принимающей стороной. В случае изменения времени должны быть по­ставлены в известность все участники переговоров. Местом встречи может быть как место одного из участников, так и нейтральная территория. Опыт показывает, что лучше про­водить переговоры на собственной или нейтральной терри­тории.

Подготовка помещения. Внешнеторговые переговоры желательно проводить в специально подготовленных поме­щениях, в которых-не должно быть лишних документов на столах, могут стоять цветы в низких/вазах (в зависимости от формы стола располагаться либо в центре, либо по его краям).

Человек, встречающий делегацию у подъезда, должен быть членом принимающей делегации (может быть либо секретарем, либо работником протокольного отдела).

Угощение во время проведения внешнеторговых перего­воров предлагается, как правило, только главам делегаций. Предложение чая или кофе не является обязанностью хозя­ев. Однако в затруднительных ситуациях именно чай/кофе могут рассматриваться расслаблением оппонентов.

Рассадка за столом. Рассадка должна производиться в соответствии со стандартами, служебными положениями. Существует три варианта рассадки за столом:

1) главы делегаций сидят во главе стола, переводчики — по бокам, далее рассаживаются остальные члены делегаций в соответствии с рангом;

2) главы делегаций сидят в центре стола, друг напротив друга, рядом с ними сидят переводчики;

3) если в переговорах принимают участие три и более сторон, то они рассаживаются по алфавиту (по первой бук­ве фамилии).

Запись деловой беседы. Запись деловой беседы никогда не выглядит как стенограмма. После окончания перегово­ров назначенный участник составляет подробную запись, в которую включена следующая информация:

^ о месте, времени, дате переговоров;

^ Ф.И.О. участников;

^ об основных обсуждаемых вопросах;

^ о мнении сторон по обсуждаемым вопросам;

^ достигнутом решении.

Подобный протокол обычно ксерокопируется, чтобы каждая из сторон имела свою копию.

Программы пребывания делегаций. Должны быть раз­работаны две программы пребывания делегаций: общая, предназначенная для гостей; подробная, включающая в себя технические детали, необходимые для принимающей стороны, заинтересованных лиц.

В общую программу входят следующие пункты: встре­ча делегаций, деловая часть (переговоры, беседы), приемы (завтраки, ужины - официальные мероприятия), культур­ная программа, поездки но стране, проводы.

Подробная программа включает в себя: персональный состав встречающих, участие представителей прессы, ра­дио, телевидения, преподнесение цветов, приветственные речи, транспорт, размещение в гостинице.

Договор купли-продажи

Внешнеторговый контракт — это договор в письменной форме или на магнитных носителях, фиксирующий коммерческие отношения между сторонами, являющимися хозяйствующими (физическими лицами, фирмами) субъектами разных стран. В контракте устанав­ливаются определенные права и обязанности партнеров (договор­ные условия, порядок их исполнения, ответственность). Контракт по внешнеторговым сделкам купли-продажи содержит обычно не­сколько разделов:

• сведения о сторонах, заключивших контракт (точное наиме­нование и реквизиты сторон);

• предмет договора;

• цена и общая сумма;

• сроки поставки, условия платежа, гарантии продавца;

• упаковка и маркировка;

• штрафные санкции;

• страхование;

•согласованное определение обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), арбитраж.

С учетом особенностей продукции, составляющей предмет контракта, могут дополнительно вводиться разделы о следующем:

• конвенциональных штрафах;

• технической документации;

• инспектировании и испытаниях;

• экспортных лицензиях;

• форс-мажорных обстоятельствах;

• особых и прочих условиях.

Непременное условие сделки купли-продажи, оформляемой внешнеторговым контрактом, — переход собственности на товар от продавца к покупателю. Это принципиально отличает такие контракты от других видов договоров в сфере внешнеэкономиче­ской деятельности.

Контракт купли-продажи во внешней торговле, как и внутри страны, в условиях договорных отношений субъектов рынка вы­полняет следующие три основные функции:

• юридически закрепляет отношения между сторонами, придавая им характер обязательств, выполнение которых защищено законом;

• определяет порядок, последовательность и способы соверше­ния действий партнеров;

• предусматривает меры по обеспечению выполнения обяза­тельств сторонами.

Стороны контракта должны определить, право какого государ­ства будет применяться при выборе формы заключения сделки, ре­гулировании прав и обязанностей партнеров, а также при решении спорных вопросов в случае их возникновения. Практика выработа­ла определенный порядок совершения внешнеторговых сделок ку­пли-продажи: подготовка, согласование, заключение и исполне­ние контракта.

Бартерный договор.

В зависимости от характера поставок и сроков действия различают соглашения с единовременной поставкой това­ров и с длительными сроками поставок.

Соглашения с единовременной поставкой, в свою оче­редь, делятся на бартерные и прямые компенсационные.

Бартерные соглашения предполагают обмен согласо­ванного количества одного товара на другой, а прямые компенсационные — взаимную поставку товаров на равную стоимость без расчетов в валюте при согласовании между сторонами цен взаимоноставляемых товаров. \

Соглашения с длительными сроками исполнения за­ключаются на безвалютной основе на фирменном уровне, например между крупными транснациональными компани­ями (ТНК), с одной стороны, и государственными органи­зациями — с другой. Их также называют общими глобаль­ными соглашениями.

Глобальные соглашения подразделяют на следующие виды: базовые, соглашения о товарообмене на основе пись­менных обязательств, протоколы о товарообмене.

Базовые соглашения используются ТНК, производствен­ные подразделения которых самостоятельно осуществляют экспортные операции па определенном рынке и имеют мно­го контрагентов. Во избежание множества сделок встреч­ной закупки, осуществляемых различными подразделения­ми, соглашение заключается с одной организацией в стране импортера, что позволяет сгруппировать все встречные за­купки в этой стране.

Соглашения о товарообмене на основе письменных обяза­тельств предполагают обмен списками, перечнями экспорт­ных и импортных товаров, в обмене которыми на протяже­нии определенного времени (3—5 лет) партнеры выражают свою взаимную заинтересованность.

Протоколы о товарообмене являются для подписавших их сторон основой для достижения сбалансированного уров­ня взаимного товарообмена в течение определенного уста­новленного периода и предусматривают последовательное расширение ассортимента продаж и закупок в будущем.

Международный биржи

Организация и техника операций на международных товарных биржах

Развитие мирохозяйственных связей привело к созда­нию постоянно действующих рынков сырьевых и сельско­хозяйственных товаров массового спроса. В современной мировой торговле этими товарами большое значение игра­ют международные биржи.

Товарная биржа представляет собой постоянно действу­ющий оптовый рынок, на котором по определенным пра­вилам совершаются сделки на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.

Первая товарная биржа появилась в XVI в. (1531) в Ан­тверпене, затем были образованы биржи в Лондоне, Лионе и Тулузе.

В России первая биржа была создана в 1703 г. Однако если в Западной Европе биржа стала результатом развития свободной инициативы деловых кругов, то в России она по­явилась па основании указа Петра I.

В начале XIX в. начали бурно развиваться биржи в США (появилось примерно 300 бирж). Однако по мере развития капитализма, совершенствования транспорта, создания сов­ременных средств связи число товарных бирж сокращалось.

Тогда на биржах обращалось около 200 видов товаров, сейчас около 70. В настоящее время на долю биржевых то­варов приходится 15—20% рынка товаров.

Различают восемь видов биржевых товаров.

1. Энергетическое сырье (нефть, дизельное топливо, бензин, мазут, пропан).

2. Цветные и драгоценные металлы (медь, алюминий, свинец, цинк, олово, никель, золото, серебро, платина).

3. Зерновые (пшеница, кукуруза, овес, рожь, ячмень, рис).

4. Масло/семена (соя, бобы, соевое масло, льняное, хлопковое семя).

5. Живые животные/мясо (крупный рогатый скот, жи­вые свиньи, бекон).

6. Пищевкусовые товары (кофе, какао-бобы, сахар, кар­тофель, масла, пряности, яйца, арахис, концентрат апельси­нового сока).

7. Текстильное сырье (хлопок, натуральный и искусст­венный шелк, мытая шерсть).

8. Промышленное сырье (пиломатериалы, фанера, кау­чук).

Крупные международные биржевые центры располага­ются в США, Англии, Японии (более 90% биржевого обо­рота).

В зависимости от номенклатуры товаров биржи можно разделить на универсальные (самая крупная группа') и спе­циализированные.

На универсальных биржах торгуют различными группа­ми товаров.

Специализированные биржи характеризуются узкой то­варной номенклатурой. Например, на бирже Чикаго преоб­ладает торговля зерном, Лондона — металлом, Сан-Пауло, Бомбея, Сиднея — хлопком, Роттердама, Милана, Амстерда­ма — рисом, Антверпена, Мельбурна, Сиднея, Рубе (Фран­ция) — шерстью; Парижа, Роттердама, Гамбурга, Амстерда­ма — кофе.

Большинство бирж представляет собой добровольное объединение физических и юридических лиц, зарегистри­рованных в стране местонахождения биржи. (Правовой статус — акционерное общество закрытого типа.) После об­щего собрания учредителей высшим органом управления является специальный выборный орган — совет директо­ров, которому подчиняются комитеты, исполнительная ди­рекция, наемный персонал.

Основными функциями международных товарных бирж являются: ежедневное установление цены на товары, хед­жирование и гарантия поставки товара.

Ежедневное установление цены на товары является ос­новной функцией международных бирж. Котировки мо­ментально становятся известны во всем мире благодаря современным средствам связи.

Так как на международных товарных биржах представле­ны интересы крупнейших мировых фирм (производители, потребители, посредники), то результаты торгов отражают соотношение спроса и предложения, т.е. конъюнктуру на кон­кретный товар, поэтому цепы, которые складываются в ре­зультате торгов на международных товарных биржах, лежат в основе большинства сделок, совершаемых на этот товар.

Примерно 70% товаров, произведенных в мире, прода­ются по цене, основанной на официальных ценах бирж.

Хеджирование — это форма страхования цены, по кото­рой продается или покупается товар в будущем.

Гарантия поставки товара дает гарантию исполнения обязательств по поставке.

Гарантия обязательств обеспечивается наличием доста­точного количества товаров, имеющегося на складе, а га­рантия их исполнения (фьючерсы, опционы) — созданием специальной системы расчетов, принятием законодатель­ства о биржах и разработкой правил совершения сделок на бирже, контролем за деятельностью бирж со стороны госу­дарственных органов.

Биржевые игроки имеют следующие возможности:

1) игра на разнице цен. Это спекулятивные операции, которые не ставят целью поставку или получение реального товара, но играют важную роль во фьючерсной торговле;

2) инвестирование капитала в товар;

3) арбитражные операции, когда цены в разных странах (на разных биржах) различаются. Участники одновремен­но продают и покупают товары на разных биржах, извлекая при этом дополнительную прибыль;

4) финансирование. Этой услугой могут воспользовать­ся владельцы варранта (складского свидетельства биржи, дающего право распоряжения товаром). Если владелец не хочет продавать товар, но ему нужны на время деньги, он может через брокера организовать продажу варранта с од­новременной покупкой товара с поставкой в будущем. Эта операция называется лэндингом: получая на время денеж­ные средства, владелец товара в то, же время сохраняет по­зицию владельца. I

Биржевые сделки подразделяют на следующие виды: фьючерсы, спекулятивные операции и операции хеджиро­вания.

Фьючерсы — стандартные контракты, которые являются строго единообразными, т.е. стандартизированными в соот­ветствии с биржевыми правилами, и содержат конкретное требование в отношении качества товара, его количества, сроков и места поставки. \

Единственной переменной величиной при заключении такого контракта является цена, определяемая в момент заключения сделки между продавцом и покупателем, как правило, через брокера на бирже. При заключении такой сделки не происходит осмотр качества.

Фьючерсы могут быть исполнены двумя способами:

1) заключение противоположной сделки на равное ко­личество товара в любой день в соответствии с условиями поставки (офсет);

2) поставка обусловленного товара. Однако на сделки, завершающиеся поставкой товара, приходится чрезвычай­но малая часть биржевого оборота, например по метал­лам — 1,2%, по кофе, сахару — 0,7% от общего объема сде­лок, пшенице, кукурузе — 0,6%.

Спекулятивные операции имеют целью получение при­были за счет разницы в цене. К ним относятся: игра на по­вышение (игроки на повышение — «быки») и игра на пони­жение цен в будущем («медведи»).

Операции хеджирования являются основными на бир­жах. В них участвуют продавцы (производители) или по­купатели (потребители) реального товара. Хеджирование подразумевает покупку или продажу фьючерсных контрак­тов с целью избежать убытков от колебания цен па рынках реальных товаров. Основным лицом, заинтересованным в этих операциях, является хеджер, который выступает либо как производитель, либо как покупатель того или иного биржевого товара.

В зависимости от соотношения цен на немедленную по­ставку товара и на товар с поставкой в будущем различают две ситуации на рынке:

1) контанго, когда цены по сделкам на срок превышают цену на наличный товар, когда котировки дальних позиций выше котировок ближних;

2) бэкуордэйшн, когда цепа на наличный товар выше цены на товар с будущей поставкой, т.е. наблюдается сниже­ние предложения на наличный товар, а покупателям необ­ходим наличный товар немедленно, и они готовы заплатить больше, чтобы получить товары с немедленной отгрузкой.

Лицензии

Предметом лицензионной торговли являются патент­ные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологических, коммерческих знаний, на использование товарных знаков.

Лидирующее положение в качестве экспортеров лицен­зий занимают США и страны Западной Европы.

Международные лицензионные сделки получили рас­пространение в наукоемких отраслях, таких как химия, электротехника, машиностроение.

Международные операции по торговле патентами и лицен­зиями представляют собой реализацию изобретенной передо­вой технологии, технологических знаний, опыта. В качестве товара выступает продукт интеллектуального труда в фор­ме патента, товарного знака, промышленного образца и т.д. В основе лежит охрана изобретений при помощи патентного законодательства, которое предоставляет патентовладельцу исключительное право на использование изобретения.

Патент на изобретение — это свидетельство, выдава­емое компетентным правительственным органом изобре­тателю. Патент дает владельцу титул собственности на изобретение, исключительное право на его использование, предоставляет патентообладателю возможность использо­вать изобретение по своему усмотрению.

Патентообладатель может передать свое право на патент другому лицу на определенных условиях: безвозмездно или за определенную плату.

Заключение патентного соглашения. Если патентообла­датель сохраняет право собственности, то воспользоваться им посторонние лица могут в определенное время, иа опре­деленной территории, за определенное вознаграждение.

Патентной лицензией называется разрешение, выдава­емое патентовладельцем (лицензиаром) другому лицу или фирме (лицензиату) па промышленное или коммерческое использование изобретения, пользующееся патентной за­щитой в течение обусловленного срока за определенное вознаграждение.

Объектом лицензионного соглашения могут быть ли­цензии на использование патентного изобретения или тех­нического процесса, а также ноу-хау товарного знака.

Ноу-хау — это технические знания и практический опыт управления, которые представляют коммерческую цен­ность в производстве или профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой (коммерческие секреты, технологические процессы, информация прочего характера, недоступная широкой общественности).

Одним из основных признаков ноу-хау является кон­фиденциальность, секретность. Со временем ноу-хау теря­ет это свойство и становится доступным широкому кругу лиц.

К составным элементам ноу-хау относятся руководства к исполнению, формулы, рецептуры и пр.

Предметом международных лицензионных соглашений может быть товарный знак.

Товарный знак — это зарегистрированное в установлен­ном порядке обозначение, проставляемое на товаре или его упаковке. Товарный знак может быть изобразительным или словесным.

Виды лицензий. По характеру и объему прав, предо­ставляемых лицензиату в практике международной лицен­зионной торговли, различают три вида лицензий: простая, исключительная и полная.

При продаже простой лицензии лицензиар разрешает ли­цензиату на определенных условиях использовать изобре­тение или секрет производства, оставляя при этом за собой право как самостоятельного использования, так и выдачи но аналогичным условиям лицензий любым другим фир­мам или лицам.

При продаже исключительной лицензии лицензиар пре­доставляет лицензиату монопольное (исключительное)

право иа использование объекта соглашения в пределах оговоренных в нем условий и иа определенной географи­ческой территории) указанной в соглашении.

Лицензиар отказывается от самостоятельного исполь­зования данного изобретения или товарного знака и от продажи аналогичных лицензий третьим лицам на тех же условиях и иа той же территории, однако это не лишает лицензиара права на самостоятельное использование и вы­дачу лицензий другим лицам на отличных условиях и вне оговоренной территории.

При продаже полной лицензии лицензиату предоставля­ется исключительное право на ее использование в течение всего срока соглашения. На этот период лицензиар лиша­ется права на самостоятельное использование или секрета производства, или товарного знака, как самостоятельно, так !| И путем выдачи лицензий другим лицам.

Наши рекомендации