Основные особенности международного лизинга

При анализе зарубежного законодательства о договоре лизинга обычно выделяют следующие его характерные особенности.

Во-первых, в отличие от обычного договора аренды (имущественного найма) в пользование арендатора (лизингополучателя) передается технический объект, специально приобретенный лизинговой фирмой для арендатора по его просьбе.

Во-вторых, договор лизинга, как правило, заключается на определенный срок, установленный договором. Причем этот срок является длительным и нередко охватывает весь период эффективной службы арендованного оборудования, т.е. приближается к расчетному сроку его полной амортизации.

В-третьих, общую сумму лизинговых платежей за пользование арендованным оборудованием составляют его стоимость с учетом амортизации, проценты за пользование займом (предполагается, что лизингополучатель приобретал это оборудование за счет кредита), а также оплата услуг лизингодателя. Таким образом, объем лизинговых платежей должен превышать покупную цену оборудования, а разница составляет прибыль лизингодателя. Причем порядок, размеры и сроки периодических платежей определяются в договоре таким образом, чтобы понесенные лизингодателем затраты в связи с приобретением имущества были возмещены последнему в возможно более короткие сроки.

В-четвертых, по истечении срока действия договора лизинга арендатору (лизингополучателю) обычно предоставляется право приобрести объект лизинга в собственность по его остаточной стоимости. Однако не исключается возможность и других действий сторон по окончании срока лизинга, например возобновление договора лизинга еще на некоторый срок либо возврат имущества лизингодателю.

В-пятых, для лизинга характерно особое распределение прав и обязанностей между его сторонами, отличное от договора аренды (имущественного найма), основной смысл которого состоит в освобождении лизингодателя от большинства обязанностей арендодателя: передачи сданного в аренду имущества арендатору, обеспечения его надлежащей эксплуатации, в том числе осуществления капитального ремонта, каких-либо расходов на содержание имущества и т.п. Данное обстоятельство подчеркивает преимущественный финансовый характер обязательств на стороне лизингодателя и его особую роль в лизинговых отношениях. И, напротив, на лизингополучателя возлагаются дополнительные обязанности, связанные с эксплуатацией имущества, осуществлением его как текущего, так и капитального ремонта, несением всех расходов в связи с его содержанием, а также с риском случайной гибели арендованного имущества.

В-шестых, лизингополучатель наделяется определенными правами и обязанностями в отношении продавца (поставщика) имущества по обязательству купли-продажи (за исключением оплаты этого имущества), несмотря на то что получателем по данному договору является лизингодатель.

На определенном этапе широкое распространение лизинговых операций во многих странах мира, в том числе в сфере международного сотрудничества, имеющиеся различия в правовом регулировании договора лизинга породили идею о необходимости унификации правил о международном лизинге и привели к разработке в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) Конвенции о международном финансовом лизинге, подписанной в Оттаве 28.05.1988 г. (Оттавская конвенция). Российская Федерация присоединилась к указанной Конвенции в феврале 1998 г. (Федеральный закон РФ от 08.02.1998 г. N 16-ФЗ).

Осуществляя лизинговые операции, нередко организации вступают в экономические связи с иностранными юридическими лицами. Заключая различные договоры на покупку товаров (работ, услуг) с иностранной фирмой, необходимо обратить особое внимание на два следующих обстоятельства:

1) на территории какого государства приобретаются услуги;

2) зарегистрирована ли иностранная компания на территории России как плательщик НДС.

Дело в том, что законодательство по НДС связывает возникновение обязанностей налогового агента по данному налогу с одновременным выполнением двух условий:

1) услуги приобретены у иностранного юридического лица на территории России;

2) иностранное юридическое лицо не состоит в России на налоговом учете.

Если эти два условия выполняются, то, перечисляя денежные средства за товары (работы, услуги) своему иностранному партнеру, организация должна будет удержать из этих денег соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Иначе говоря, обязанностей налогового агента у организации не возникает.

Устанавливая выполнение первого условия, организация должна особое внимание обратить на ст. 148 "Место реализации работ (услуг)" НК РФ. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;

2) работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

3) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, местонахождения его постоянно действующего исполнительного органа, местонахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), местожительства физического лица. Положение применяется при:

1) сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;

2) деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги) на территории Российской Федерации (в части выполнения работ (оказания услуг).

Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги), не предусмотренные подп. 1-4 п. 1 настоящей статьи, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, местонахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, местонахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство) либо местожительства индивидуального предпринимателя.

Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Данная статья введена в НК РФ с целью устранения двойного обложения НДС одних и тех же работ (услуг) на территориях разных государств. Ведь из ее содержания следует, что операции по реализации работ (услуг) вне территории России не являются объектами обложения НДС на территории России и являются объектами обложения аналогичными налогами на территориях других государств.

Исходя из анализа ст. 148 НК РФ можно сделать следующий вывод: при использовании лизингового имущества на территории России, а также за ее пределами, если зарегистрирован лизингополучатель на территории России и отсутствуют доказательства, что лизингодатель является плательщиком НДС, то лизингополучатель обязан выступить налоговым агентом по НДС.

Заключая лизинговые договоры, иностранные фирмы зачастую даже не подозревают, что местом оказания услуги в соответствии с российским законодательством будет считаться территория России, и российская сторона из суммы дохода, подлежащей выплате "иностранцу", обязана удержать НДС. Как правило, иностранный партнер узнает об этом после получения на банковский счет суммы значительно меньшей, чем ожидалось. Иностранный партнер начинает требовать от российской стороны доплаты. Российский же контрагент не может это сделать без сложной процедуры изменения договора.

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, необходимо предусмотреть все заранее. Заключая лизинговый договор, следует определить, какая территория в данном случае в соответствии с налоговым законодательством будет признаваться местом его реализации. Если местом реализации будет признана территория России, то следует поставить в известность иностранного партнера о необходимости удержания НДС из общей суммы контракта при перечислении ему денежных средств. Это позволит сформировать договорную цену исходя из ожидаемого поступления денег на банковский счет иностранного партнера и суммы соответствующей ставки налога (10 или 18%).

Наши рекомендации