Особенности организации финансов торговли
Торговля - отрасль экономики, предназначенная для продвижения товаров из сферы производства в сферу обращения и доведения их до конечного потребителя.
Специфика финансов торговли состоит в следующем:
- предприятия и организации торговли являются связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного
продукта;
- в деятельности предприятий торговли сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, сортировка, фасовка, упаковка и т. д.) с непроизводственными, связанными со сменой собственников, т. е. непосредственно с реализацией продукции (оплата труда продавцов, реклама, аренда торговых площадей и др.);
- торговые предприятия в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли;
- торговля создает дополнительную потребительскую стоимость (качество), которая увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда, что приводит к увеличению издержек обращения;
- выручка от реализации товаров предприятий торговли поступает преимущественно в налично-денежной форме, работники торговли несут личную материальную ответственность за сохранность имущества и денежных средств, что требует усиления финансового контроля;
- финансовое состояние предприятий торговли зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров; основными показателями торговой деятельности являются: товарооборот в денежном выражении, издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность;
- применение ручного труда, отражающего низкий уровень механизации и технической вооруженности труда в торговле.
Издержки обращения в торговле представляют собой затраты общественного труда, выраженные в денежной форме и связанные с процессом движения товаров от мест производства до потребителя. Издержки обращения отличаются от себестоимости тем, что в них отсутствует стоимость закупаемых товаров, т. к. предприятия торговли закупают уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на их доведение до потребителя.
Для планирования и учета издержек обращенияиспользуется следующая номенклатура статей:
- транспортные расходы;
- расходы на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- расходы на аренду и содержание зданий и помещений, оборудования и инвентаря;
- амортизация основных средств;
- расходы на ремонт основных средств;
- ремонт санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов и других малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
- расходы на топливо, газ, электроэнергию;
- расходы на хранение, подборку, сортировку и упаковку товаров;
- расходы на рекламу;
- затраты по оплате процентов за пользование заемными средствами;
- потери товаров и технологические отходы;
- расходы на тару;
- прочие расходы.
На предприятиях торговли за счет отчислений, относимых на издержки обращения и производства, создаются следующие резервы:
- на оплату вознаграждений по итогам года и за выслугу лет;
- резерв на списание естественной убыли в пределах утвержденных норм;
- резерв на оплату отпусков;
- резерв на ремонт основных средств.
Факторы, влияющие на уровень издержек предприятий торговли:
- субъективные, непосредственно связанные с деятельностью предприятия - объем и структура товарооборота, использование собственного и заемного оборотного капитала, торговой площади, торгово-технического оборудования, транспортных средств, условия организации и оплаты труда работников и др.;
- объективные, к которым относятся изменения: розничных цен, тарифов на перевозки товаров различными видами транспорта, процентных ставок за пользование банковским кредитом, стоимости коммунальных услуг, арендной платы и др.
Источником финансирования издержек обращения является валовой доход.
Валовой доход торгового предприятия представляет собой сумму всех доходов полученных как от реализации товаров, так и от оказания услуг по другим видам деятельности, а также в результате системы скидок и зачетов. Основная часть валового дохода формируется за счет разницы между розничной ценой без налога на добавленную стоимость и ценой приобретения товаров без налога на добавленную стоимость в виде торговых надбавок (наценок).
Различают оптовую (снабженческо-сбытовую) и торговую надбавку. В Беларуси установлена предельная величина надбавки в размере 30 %: из них 20 % составляет оптовая надбавка и 10 % -торговая надбавка.
Валовой доход определяется двумя методами - методом прямого счета и аналитическим. При определении валового дохода необходимо учитывать доходы от других видов деятельности и внереализационных операций.
Конечным финансовым результатом деятельности торговых предприятий, как и в промышленности, является прибыль или убыток.
Прибыль от реализации товаров (Пр) методом прямого счета находится по формуле:
Пр = ВД - КН - ФП - ИО,
где ВД - валовой доход; КН - косвенные налоги и отчисления; ФП - отчисления в фонд пополнения собственных оборотных средств (6 % от полученного валового дохода за социально значимые товары); ИО - издержки обращения.
Рентабельность торговой организации определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования организации: к товарообороту, издержкам обращения, основным и оборотным средствам.
Состав и структура основных и оборотных средств торговых предприятий связана с необходимостью продвижения, хранения и реализации товаров.
Основные средства торгового предприятия состоят из:
- активной части, включающей торговое оборудование, машины, транспортные средства и т. д., удельный вес которых в структуре основных фондов по сравнению с промышленными предприятиями в три раза меньше и составляет около 10 %;
- пассивной части, включающей здания, помещения, сооружения и т. д.
Особенностью функционирования основных средств в торговле является их высокая стоимость, длительная эксплуатация, высокая производительность, экономичность и надежность. Затраты на воспроизводство основных средств производятся в форме капитальных вложений и финансируются из тех же источников, что и в промышленности.
Оборотные средства торговли представляют собой совокупность денежных средств, инвестированных в сферу обращения в качестве источника финансирования авансируемых торговыми предприятиями затрат на создание необходимых товарных запасов и совершение издержек обращения.
Оборотные средства по степени планирования подразделяются на:
- нормируемые,включающие запасы товаров, тары, топлива, сырья; денежные средства в кассах и пути; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; расходы будущих периодов;
- ненормируемые,включающие денежные средства на счетах в банках; средства в расчетах.
В структуре оборотных средств предприятий торговли наибольший удельный вес занимают товарные запасы (около 90 %), что обусловлено рядом причин, связанных с особенностью торгового обслуживания:
- равномерностью процессов обращения;
- сезонностью производства и потребления;
- неравномерностью размещения производства и районов потребления;
- непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;
- преобразованием производственной продукции в торговую;
- необходимостью образования страховых резервов и др.
Товарные запасы представляются в абсолютных и относительных величинах измерения.
Абсолютная величина постоянно меняется и зависит от поступления и продажи товаров. При анализе и планировании большое значение имеет соизмерение товарных запасов с товарооборотом. Этот показатель - относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося на предприятиях торговли на определенную дату и показывает, на сколько дней торговли хватит товарного запаса. Товарные запасы в днях исчисляются по формуле:
До = 3 : О/Т или До = 3 * Т/О,
где До - дни оборота, уровень товарных запасов; 3 - сумма товарных запасов; О - объем товарооборота; Т - число дней в периоде.
Размеры товарных запасов связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение времени обращения товаровспособствует:
- повышению эффективности товарного обращения;
- непрерывности воспроизводственного процесса;
- повышению прибыли и рентабельности.