Особенности финансов торговли

Торговая деятельность в РФ регулируется значительным количеством законодательных актов, к основным из которых относятся: Гражданский и Налоговый кодексы [1,2], Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Законом РФ от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и др. [11,17]. С 2005 по 2010 гг. выручка организаций сектора торговли демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 24,2%, уступая только финансовым услугам, рыболовству, строительству и образованию. Объемы оборота в 2010 году достигли показателя в 31,5 трлн. руб. для оптовой торговли и 16,4 трлн. руб. - для розничной [26].

По состоянию на 1 января 2010 г. в секторе торговли Российской Федерации действовало более 2,5 млн. хозяйствующих субъектов, 69% из которых - индивидуальные предприниматели. Торговая отрасль - лидер среди всех отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в 2009 г. составила около 12 млн. человек или 17,8% от всего занятого населения страны. В секторе торговли работает около 42% малых предприятий РФ, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На торговлю приходится более 60% оборота малых предприятий Российской Федерации [26].

Приказом Минпромторга РФ от 31.03.2011 г. № 422 утверждена Стратегия развития торговли в РФ на 2011 - 2015 гг. и период до 2020 г. [26]. Целью принятых законодательных актов являются развитие торговой деятельности для удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров.

Организации сферы товарного обращения, являясь связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность. Спецификой торговли является сочетание операций производственного характера (сортировка, фасовка, упаковка, переработка и хранение сельскохозяйственных продуктов и т.д.) с операциями, связанными со сменой форм стоимости, т. е. непосредственно с реализацией продукции [34].

В составе затрат торговых предприятий отсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговая организация закупает уже произведенные товары, осуществляя затраты лишь на доведение их до потребителей. Имеются свои особенности в составе и структуре оборотных средств, значительная часть которых вложена в товарные запасы. В источниках формирования оборотных средств значительную долю составляют краткосрочные кредиты банков. Особенностью отраслевой структуры основных фондов является сочетание собственных и арендованных основных фондов [37].

Существенной особенностью финансов торговли является то, что в отличие от других секторов экономики выручка от реализации товаров поступает преимущественно в налично-денежной форме. До 80 % поступлений наличных денег в кассы банков идут от торговых организаций. В связи с этим важной задачей организации финансов являются правильное ведение кассового хозяйства, контроль за поступлением выручки в кассы магазинов, за инкассированием выручки и правильным ее использованием.

Финансовое состояние торговых организаций во многом зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров покупателям. Поэтому важным финансовым показателем деятельности торговых организаций является скорость обращения оборотных средств, т.е. время от момента оплаты полученных от поставщиков товаров до их продажи населению. Все эти особенности учитываются при формировании финансовых ресурсов и их использовании.

Кооперативную торговлю осуществляют организации потребительской кооперации (потребительские общества). Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. от 23.04.2012 № 37-ФЗ) рассматривает потребительскую кооперацию как систему организаций потребительской кооперации, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов [27]. Материально-техническая база организаций потребительской кооперации системы Центросоюза РФ насчитывает 21 тыс. приемных пунктов, 800 хранилищ и холодильников, 8 тыс. производственных цехов, 53 тыс. предприятий торговли и 7 тыс. – общественного питания, обслуживающих до 60% сельского населения.

К особенностям, определяющим специфику кооперативной торговли, относятся: [26]:

- в большинстве регионов магазины либо не интегрированы вообще, либо объединены на уровне административных районов, практически отсутствуют торговые сети;

- большинство магазинов имеют небольшие площади;

- имеется значительное количество убыточных магазинов, в частности, расположенных в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек; указанные магазины зачастую имеют исключительно социальный характер и не являются коммерчески эффективными;

- многие торговые точки находятся на значительном удалении от возможных логистических распределительных центров.

Организация финансов в потребительской кооперации имеет свои особенности, обусловленные характером кооперативной собственности и организационным построением системы потребительской кооперации. Потребительская кооперация является многоотраслевой системой, осуществляющей торговую, производственную и заготовительную деятельность.

Средства потребительских обществ формируются из паевых и вступительных взносов пайщиков, а впоследствии пополняются из прибыли и других средств. За счет паевых взносов в потребительских обществах создается паевой фонд, вступительные взносы являются основным источником образования неделимого фонда. За счет паевого и неделимого фондов формируются основные фонды и собственные оборотные средства предприятий потребительской кооперации. Организации потребительской кооперации могут использовать различные системы налогообложения [30].

Каждый член потребительского общества имеет долю в его собственности в размере внесенного паевого взноса. В качестве паевого взноса в паевой фонд потребительского общества пайщики могут вносить денежные средства, ценные бумаги, земельные участки или земель­ные доли, другое имущество либо имущественные или иные права, имеющие денежную оценку. Размеры паевых взносов определяются общим собранием потребительского общества. При выбытии из кооператива паевые взносы возвращаются [34].

В зависимости от размещения кооперативных предприятий на территории потребсоюзов, средних объемов их деятельности, доли крупных организаций в общей их совокупности, условий торговой деятельности, уровня коммерческой деятельности под влиянием других факторов наблюдаются существенные различия в уровнях издержек обращения по потребсоюзам и потребительским обществам.

Многолетняя практика деятельности потребительской кооперации свидетельствует, что уровень издержек обращения кооперативной розничной торговли намного превышает его величину в оптовой торговле.

Более высоким уровнем издержек обращения по сравнению с розничной торговлей характеризуется и отрасль общественного питания, в связи с тем, что в ней одновременно осуществляется три вида расходов – производство, продажа и потребление.

В соответствии со статьей 24 Закона о потребительской кооперации «Доходы потребительского общества и их распределение» нераспределенная прибыль потребительского общества, полученная от его предпринимательской деятельности, направляется в фонды потребительского общества и (или) кооперативные выплаты [27].

Часть нераспределенной прибыли от предпринимательской деятельности может направляться в фонды потребительской кооперации. Другая ее часть отчисляется в паевой фонд и распределяется между членами потребительского общества в размере внесенного паевого взноса. Размер отчислений зависит от массы полученной прибыли и состояния оборотных средств.

В 2005 г. в системе потребительской кооперации РФ введено Положение «О фондах потребительской кооперации в Российской Федерации». В соответствии с разработанным Положением потребительские общества могут формировать: паевой, резервный, неделимый, развития потребительской кооперации и иные [28]. Союзы потребительских обществ имеют право формировать резервный, неделимый, развития потребительской кооперации и иные фонды [27].

Первоначальный паевой фонд формируется из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества. В качестве паевого взноса в паевой фонд потребительского общества пайщики могут вносить денежные средства, ценные бумаги, земельные участки или земельные доли, другое имущество либо имущественные или иные права, имеющие денежную оценку. Размеры паевых взносов определяются общим собранием потребительского общества, условия размера закрепляются в уставе в соответствии с положениями статьи 9 Закона «Устав потребительского общества».

Резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений от нераспределенной прибыли, полученной от предпринимательской деятельности до достижения им размера, установленного уставом или другими внутренними документами общества (союза). Резервный фонд предназначен для покрытия убытков потребительского общества (союза потребительского общества).

Неделимый фонд формируется в каждой организации потребительской кооперации как часть имущества в стоимостном выражении, которая состоит из объектов основных средств, имеющих общекооперативное значение.

В состав неделимого фонда могут быть включены крупные предприятия торговли, заготовок, производства и других отраслей деятельности, здания социальной инфраструктуры, учебных заведений, административные здания и другие объекты, имеющие существенное значение для обеспечения стабильной деятельности организаций потребительской кооперации.

Отчисления в фонд развития потребительской кооперацииосуществляют все организации потребительской кооперации. Источником формирования фонда является нераспределенная прибыль. Конкретный размер отчислений в фонд определяется организациями самостоятельно.

Отчисления в фонд осуществляются в соответствии с уставными и внутренними документами по итогам отчетного года. Средства фонда предназначены на:

• пополнение оборотных средств;

• вложения во внеоборотные активы для основных видов деятельности;

• вложения во внеоборотные активы социальной сферы;

• кооперативное образование;

• подписку на ведомственные издания;

• покрытие убытков от осуществления хозяйственной деятельности;

• расходы социального характера: материальная помощь организация отдыха работников и их детей;

• другие расходы.

Фонд поддержки социальной миссии создается с целью оказания помощи беднейшим слоям граждан из числа пайщиков потребительской кооперации в виде льготного или бесплатного обеспечения товарами, работами, услугами, а также их духовно-нравственного развития.

Источником формирования фонда является нераспределенная прибыль. Конкретный размер отчислений в фонд определяется организациями самостоятельно. Средства фонда предназначаются на покрытие расходов:

- по предоставлению льготного или бесплатного обеспечения товарами, работами, услугами пайщиков и других слоев населения с минимальным уровнем дохода,

- на содержание объектов совместного потребления (детские игровые и спортивные площадки, пункты бесплатного питания и чаепития, библиотеки и др.);

- на организацию культурно-массовых мероприятий (праздники, концерты, соревнования и др.);

- на организацию мероприятий духовно-нравственного развития граждан (содержание воскресных школ; объектов, предоставляемых служителям Русской Православной Церкви и других религий),

- прочих мероприятий социального характера.

Фонд внеоборотных активов производственной сферы (социальной сферы) может быть создан наряду с неделимым фондом. Источниками формирования фонда являются средства:

• целевого финансирования;

• фонда развития потребительской кооперации;

• нераспределенной прибыли;

• безвозмездных поступлений.

Фонд подготовки кадров и Фонд социальной поддержки работников и пенсионеров могут быть созданы организациями потребительской кооперации за счет средств:

• целевого финансирования;

• фонда развития потребительской кооперации;

• нераспределенной прибыли;

• безвозмездных поступлений.

Формирование фондов осуществляется

• по итогам года за счет средств нераспределенной прибыли и фонда развития потребительской кооперации;

• по мере поступления за счет безвозмездно передаваемых средств;

• в сроки, установленные документами на целевое финансирование.

Фонд подготовки кадров используется в целях оплаты услуг образовательных учреждений для тех категорий работников, расходы на обучение и повышение квалификации которых не могут быть включены в расходы по обычным видам деятельности.

Использование средств фондов осуществляется в соответствии со сметами или другими внутренними документами организаций потребительской кооперации.

В целях наращивания объема выпуска и гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции в 16 регионах России на базе потребительской кооперации, уже созданы, а в 19 – создаются специальные накопительные, перерабатывающие и товарораспределительные центры, (в каждом регионе более 100 действующих торговых баз и 3,5 тыс. складов); функционируют 340 кооперативных рынков. Реализуется инновационный проект по созданию федеральной кооперативной торговой сети, в рамках которой действуют региональные торговые сети в Ульяновске, Новгороде, Нижнем Новгороде, Республике Удмуртия [32].

Начата работа по созданию в России единой системы заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на кооперативной основе. Правительством РФ принимаются меры по увеличению господдержки потребительской кооперации через Росагролизинг и Россельхозбанк [31].

Потребительская кооперация включена в разрабатываемый проект государственной программы развития сельского хозяйства и сельскохозяйственных регионов на период 2013-2017 гг., Концепцию развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Потребительской кооперацией в РФ принята и реализуется новая стратегия развития до 2020 г., направленная на модернизацию, инновационное развитие, с переходом на новые технологии управления и организации кооперативного бизнеса [35].

Наши рекомендации