Особенности организации местных финансов

Обязательный компонент демократического государственного строя - местное самоуправление,осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполни­тельные органы, представительные органы наделяются определен­ными имущественными и финансово-бюджетными правами. Финансовая база местных органов власти - их бюджеты. Предоставленные этим органам бюджетные и имущественные дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

• формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределении и использовании этих фондов между отраслями народного хозяйства;

• контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмот­ренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают походы от использования имущества, находящегося в муниципаль­ной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюд­жетными учреждениями, находящимися в ведении органов местно­го самоуправления.

В местные бюджеты поступают: ассигнования на финансирова­ние осуществления отдельных государственных полномочий, пере­даваемых органам местного самоуправления; ассигнования на фи­нансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ; ассигнования на ком­пенсацию дополнительных расходов, возникших в результате реше­ний, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

В бюджеты поселений зачисляются доходы от местных налогов:

• земельного налога - по нормативу 100%;

• налога на имущество физических лиц - по нормативу 100%.

В бюджеты поселений зачисляются доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов:

• налога на доходы физических лиц - по нормативу 10%;

• единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от феде­ральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по норма­тивам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов.

В бюджеты муниципальных районов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:

• земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100%;

• налога на имущества физических лиц, взимаемого на межсе­ленных территориях, -по нормативу 100%.

В бюджеты муниципальных районов зачисляются налоговые до­ходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, преду­смотренных специальными налоговыми режимами:

• налога на доходы физических лиц - по нормативу 20%;

• единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90%;

• единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%;

• государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100%;

• за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению на­логовые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах:

• земельного налога - по нормативу 100%;

• налога на имущество физических лиц - по нормативу 100%.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотрен­ный специальными налоговыми режимами:

• налога на доходы физических лиц - по нормативу 30%;

• единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90%;

• единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 60%;

• государственной пошлины.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов РФ для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских ок­ругов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на ок­ружающую среду - по нормативу 40%.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов, горо­дов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, - по нормативу 100%.

Представительные органы местного самоуправления вправе вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ.

Органы местного самоуправления вправе определять порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы РФ и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга.

Расходы местных бюджет наиболее ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти - разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

• содержание органов местного самоуправления;

• формирование муниципальной собственности и управление ею;

• организация, содержание и развитие учреждений образова­ния, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

• содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

• организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

• муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

• благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

• организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

• содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

• организация транспортного обслуживания населения и учре­ждений, находящихся в муниципальной собственности или в введении органов местного самоуправления;

• обеспечение противопожарной безопасности;

• охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

• реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

• обслуживание и погашение муниципального долга;

• целевое дотирование населения;

• содержание муниципальных архивов;

• проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования средств местных бюдже­тов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяй­ство - 20% всех расходов. Следует отметить, что в расходах консо­лидированного бюджета РФ на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют на образование - 58% (на дошкольное воспитание воспитание – 83%, начальное и общее среднее образование - 83%), на здравоохране­ние и физическую культуру - 55%, социальную политику - 41%,культуру и искусство - 45%.

Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 22%, сельского хозяйства и рыболовства – 11%, транспорта, дорожного хозяйства, связи - 27%.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных меро­приятий.

Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базыкак основы для получения в будущем собственных доходов.

Вопрос 46

Наши рекомендации