Динамика и структура налоговых поступлений государственный бюджет Республики Казахстан в 2005-2009 гг.
Наименование статьи госбюджета | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |||||||
млн. тенге | доля, % | млн. тенге | доля, % | млн. тенге | доля, % | млн. тенге | доля, % | млн. тенге | доля, % | |
Налоговые поступления, | 1 998 314 | |||||||||
в том числе: | ||||||||||
КПН | 834 332 | 41,8 | 35,2 | 32,2 | 32,7 | 28,9 | ||||
ИПН | 122 999 | 6,2 | 7,5 | 9,4 | 9,5 | 12,1 | ||||
СН | 197 300 | 9,9 | 10,7 | 12,6 | 8,9 | 10,4 | ||||
НДС | 343 926 | 17,2 | 22,2 | 26,7 | 22,7 | 23,1 | ||||
акцизы | 33 416 | 1,7 | 2,1 | 2,5 | 2,0 | 2,6 | ||||
остальные налоги | 466 341 | 23,3 | 493 886 | 22,4 | 392 949 | 16,7 | 682 509 | 24,2 | 510 122 | 22,9 |
* Источник: Статистический бюллетень Министерства финансов Республики Казахстан.
Из косвенных налогов наиболее значительным является налог на добавленную стоимость – НДС, введенный с 1992 г. Он занимает 23,1% в общих налоговых поступлениях в бюджет республики (за 2009г.). Плательщик налога возмещает понесенные в результате его уплаты государству потери путем повышения цен и перекладывает уплату налога на покупателя. Объектом обложения налогом является «добавленная стоимость», которая представляет собой продукцию без материальных затрат, (чистую продукцию с амортизацией); в добавленную продукцию могут включаться комплексные расходы, например, затраты на рекламу и некоторые другие.
В соответствии со статьей 205 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее Налоговый Кодекс) НДС представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан.
НДС, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за полученные товары, выполненные работы или оказанные услуги». В последнем проявляется механизм зачета по налогу.
Налог на добавленную стоимость – налог многократной, взимаемый на каждой стадии производства и реализации товара, он включает в себя все изъятия на предшествующих стадиях продвижения товара, но государству поступает только налог на ту добавленную стоимость, которая получена производителем данного товара на его стадии производства и реализации.. При этом возникает равенство предпринимателей перед налоговой системой.
Основная ставка налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан составляет 12%. Помимо основной ставки НДС 12%, существует и нулевая ставка.
По нулевой ставке облагается (при определенных условиях) экспорт товаров, работы и услуги, связанные с международными перевозками; реализация Национальному банку аффинированных драгоценных металлов (золота и платины).
В вторую группу косвенных налогов входят акцизы. В налоговых поступлениях бюджета они занимают немногим 2,6%. Акцизы – налоги на товары, включаемые в цену и оплачиваемые покупателем. Акцизы уплачивают производители товаров, имеющих в силу своих специфических свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами могут облагаться и услуги, при этом сумма налога включается в тариф.
Акцизы подразделяется на индивидуальные и универсальные. Индивидуальных акцизов может быть достаточно много. Так, в Казахстане подакцизными товарами являются:
1) все виды спирта;
2) алкогольная продукция;
3) пиво с объёмным содержанием этилового спирта не более 0,5 процента;
4) табачные изделия;
5) бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;
6) легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);
7) сырая нефть, газовый конденсат
Ставки акцизов устанавливаются в процентах к стоимости товара - адвалорные или в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении – твердые.
Объектом обложения акцизами в Казахстане являются операции по реализации на территории республики подакцизных товаров или их передача (в обмен, на переработку), услуг, осуществление подакцизной деятельности; при импорте – объем импортируемых подакцизных товаров (в отношении которых установлены твердые ставки акцизов) или таможенная стоимость товаров (при применении адвалорных ставок).
Алкогольная продукция и табачные изделия, реализуемые на территории Республики Казахстан, подлежат обязательной маркировке в целях обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза, производства и реализации на ее территории. Ответственными за маркировку являются производители и импортеры продукции. В данном случае акцизы взимаются путем продажи марок акцизного сбора установленного образца, а их стоимость является авансовым платежом по акцизам и засчитывается в уменьшение платежей в бюджет по акцизам.