Динамика и структура налоговых поступлений государственный бюджет Республики Казахстан в 2005-2009 гг.

Наименование статьи госбюджета 2005 г. 2006 г. 2007 г.
млн. тенге доля, % млн. тенге доля, % млн. тенге доля, % млн. тенге доля, % млн. тенге доля, %
Налоговые поступления, 1 998 314
в том числе:                    
КПН 834 332 41,8 35,2 32,2 32,7 28,9
ИПН 122 999 6,2 7,5 9,4 9,5 12,1
СН 197 300 9,9 10,7 12,6 8,9 10,4
НДС 343 926 17,2 22,2 26,7 22,7 23,1
акцизы 33 416 1,7 2,1 2,5 2,0 2,6
остальные налоги 466 341 23,3 493 886 22,4 392 949 16,7 682 509 24,2 510 122 22,9

* Источник: Статистический бюллетень Министерства финансов Республики Казахстан.

Из косвенных налогов наиболее значительным является налог на добавленную стоимость – НДС, введенный с 1992 г. Он занимает 23,1% в общих налоговых поступлениях в бюджет республики (за 2009г.). Плательщик налога возмещает понесенные в результате его уплаты государству потери путем повышения цен и перекладывает уплату налога на покупателя. Объектом обложения налогом является «добавленная стоимость», которая представляет собой продукцию без материальных затрат, (чистую продукцию с амортизацией); в добавленную продукцию могут включаться комплексные расходы, например, затраты на рекламу и некоторые другие.

В соответствии со статьей 205 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее Налоговый Кодекс) НДС представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан.

НДС, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за полученные товары, выполненные работы или оказанные услуги». В последнем проявляется механизм зачета по налогу.

Налог на добавленную стоимость – налог многократной, взимаемый на каждой стадии производства и реализации товара, он включает в себя все изъятия на предшествующих стадиях продвижения товара, но государству поступает только налог на ту добавленную стоимость, которая получена производителем данного товара на его стадии производства и реализации.. При этом возникает равенство предпринимателей перед налоговой системой.

Основная ставка налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан составляет 12%. Помимо основной ставки НДС 12%, существует и нулевая ставка.

По нулевой ставке облагается (при определенных условиях) экспорт товаров, работы и услуги, связанные с международными перевозками; реализация Национальному банку аффинированных драгоценных металлов (золота и платины).

В вторую группу косвенных налогов входят акцизы. В налоговых поступлениях бюджета они занимают немногим 2,6%. Акцизы – налоги на товары, включаемые в цену и оплачиваемые покупателем. Акцизы уплачивают производители товаров, имеющих в силу своих специфических свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами могут облагаться и услуги, при этом сумма налога включается в тариф.

Акцизы подразделяется на индивидуальные и универсальные. Индивидуальных акцизов может быть достаточно много. Так, в Казахстане подакцизными товарами являются:

1) все виды спирта;

2) алкогольная продукция;

3) пиво с объёмным содержанием этилового спирта не более 0,5 процента;

4) табачные изделия;

5) бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;

6) легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);

7) сырая нефть, газовый конденсат

Ставки акцизов устанавливаются в процентах к стоимости товара - адвалорные или в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении – твердые.

Объектом обложения акцизами в Казахстане являются операции по реализации на территории республики подакцизных товаров или их передача (в обмен, на переработку), услуг, осуществление подакцизной деятельности; при импорте – объем импортируемых подакцизных товаров (в отношении которых установлены твердые ставки акцизов) или таможенная стоимость товаров (при применении адвалорных ставок).

Алкогольная продукция и табачные изделия, реализуемые на территории Республики Казахстан, подлежат обязательной маркировке в целях обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза, производства и реализации на ее территории. Ответственными за маркировку являются производители и импортеры продукции. В данном случае акцизы взимаются путем продажи марок акцизного сбора установленного образца, а их стоимость является авансовым платежом по акцизам и засчитывается в уменьшение платежей в бюджет по акцизам.

Наши рекомендации