Эффект вытеснения. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет

Изложение четвертого вопроса лекции рекомендуется начать с замечания о том, что наибольший стабилизацион­ный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъя­тием, препятствующим выплате процентов по государствен­ному долгу, увеличению социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных рас­ходов за счет этих средств. Так как рост циклического бюд­жетного излишка происходит на подъеме экономики, кото-

рый нередко сопровождается усилением инфляционного напряжения, то любые выплаты населению части этих средств (в виде погашения облигаций, увеличения пособий мало­обеспеченным семьям и т.д.) будет сопровождаться даль­нейшим увеличением совокупных расходов и нарастанием инфляции спроса. Напротив, «замораживание» бюджетного излишка ограничивает избыточное давление совокупного спроса и сдерживает инфляционный бум в экономике.

Необходимо подчеркнуть, что степень стабилизацион­ного воздействия бюджетного дефицита зависит от спосо­ба его финансирования.

Рекомендуется зарезервировать достаточное лекционноевре­мя для освещения вопроса о макроэкономических последствиях двух различных типов финансированиябюджетного дефицита:

1) кредитно-денежной эмиссии (монетизации);

2) выпуска займов (долговое финансирование).

Преподаватель должен показать, что в случае монетиза­ции дефицитаобычно возникает сеньораж— доход государ­ства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне пре­вышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уров­ня цен. В результате все экономические агенты платят свое­образный инфляционный налог, и часть их доходов пере­распределяется впользу государства через возросшие цены.

Очень важно подчеркнуть, что в условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи— со­знательное затягивание налогоплательщиками сроков вне­сения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономи­ческие стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Аудитория должна понять, что монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального Бан­ка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. Впоследнем

случае правительство покупает товары и услуги, не опла­чивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, что­бы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает тол­чок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным Банком или же накапливаются, увеличивая общий дефи­цит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в от­личие от монетизации, официально считаются неинфляци­онным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Далее лектор должен показать, что если дефицит гос­бюджета финансируется с помощью выпуска государствен­ных займов,то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в част­ном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения,который значительно ослабляет сти­мулирующий эффект фискальной политики.

Полезно отметить, что долговое финансирование бюд­жетного дефицита нередко рассматривается как антиинф­ляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы рос­та инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и для российской. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и ком­мерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Цен­тральном Банке. Однако последний может скупить эти об­лигации на вторичном рынке ценных бумаг и расширить, таким образом, свою квазифискальную деятельность, спо­собствующую росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения го­сударственных облигаций во внебюджетных фондах под низ­кие (и даже отрицательные) процентные ставки долговое фи­нансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Эффект вытеснения. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет - student2.ru Принципиально важное значение имеет выводо том, что в России и других странах с переходной экономикой финансирование значительных бюджетных дефицитов не­инфляционными методами было практически невозмож­ным, в особенности на начальном этапе трансформации. Поэтому монетизация бюджетного дефицита использова­лась фактически повсеместно (см. таблицу 3).

Таблица 3

Наши рекомендации