Сравнительный анализ налоговых систем Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан

Налоговая система в государствах - членах ТС (Республики Беларусь, Казахстан, Российская Федерация) в настоящее время сформирована, принят и действует ряд нормативных правовых актов (кодексов - основополагающих документов правовой регламентации налоговых отношений).

Хронология введения в действие Налоговых кодексов в государствах - членах ТС представлена в табл. 1.

Таблица 1 Основные нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения в государствах - членах ТС и ЕЭП

Республика Беларусь Общая часть Налогового кодекса введена в действие с 1 января 2004 г. (Закон Республики Беларусь от 04.01.2003 N 184-З). Особенная часть Налогового кодекса введена в действие с 1 января 2010 г. (Закон Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)
Республика Казахстан Налоговый кодекс (Общая и Особенная части) введен в действие с 1 января 2002 г. (Закон Республики Казахстан от 12.06.2001 N 210)
Российская Федерация Часть первая Налогового кодекса РФ введена в действие с 1 января 1999 г. (Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ). Часть вторая НК РФ введена в действие с 1 января 2001 г. (Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ)

В Республиках Беларусь и Казахстан действует двухуровневая система налогообложения (республиканский, местный уровни); в Российской Федерации - трехуровневая (федеральный, региональный и местный уровни).

В таблице 2 приведены ставки основных налогов в государствах - членах ТС и ЕЭП.

Таблица 2 Ставки основных налогов в государствах - членах ТС И ЕЭП

N п/п Вид налога Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация
Налог на добавленную стоимость(%) 20 (10; 0) 12 (0) 18 (10; 0)
Налог на прибыль (%) 20 (15; 10)
Налог на доходы физических лиц (%) Диффер. ставка 5;10
Социальный налог (%) Диффер. ставка 11(4,5 - 20)
Налог на имущество Диффер. ставка 0,1 - 2 Диффер. ставка 0,05 - 1,5 Диффер. ставка <= 2,2

Уровень ставок прямых налогов в государствах - членах ТС и ЕЭП различен.

Самая низкая ставка налога на прибыль - в Республике Беларусь (18%), в Российской Федерации и Республике Казахстан она составляет 20%.

Ставка подоходного налога с физических лиц в Республике Казахстан ("индивидуальный подоходный налог") является самой низкой (10%). В Российской Федерации ставка НДФЛ выше, чем в других государствах - членах ТС, и составляет 13%.

В Республике Беларусь ставка подоходного налога с физических лиц составляет 12%. В отношении отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены иные ставки указанного налога. Например, для доходов, полученных физическими лицами, участвующими в реализации бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий, действует ставка 9%. В отношении доходов, получаемых от осуществления предпринимательской (частной нотариальной) деятельности, - 15%.

В государствах - членах ТС действуют разные ставки социального налога. Самая низкая его ставка - в Республике Казахстан (от 4,5 до 20%). В Республике Беларусь и Российской Федерации функции социального налога выполняют страховые взносы, размер тарифов которых самый высокий среди государств - членов ТС - 30%.

Отчисления в пенсионные фонды. В соответствии с п. 3 ст. 25, п. 5 ст. 31 Договора от 18.11.2011 "О Евразийской экономической комиссии" пенсионное обеспечение членов Коллегии и сотрудников Комиссии осуществляется в соответствии с законодательством государства, гражданами которого они являются. При этом отчисления на пенсионное обеспечение, установленные законодательством каждой из сторон, производятся Комиссией за счет ее бюджета в соответствующие фонды государств, чьими гражданами являются члены Коллегии и сотрудники Комиссии.

Согласно ст. ст. 2 и 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 N 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" страховой взнос для работающих граждан составляет 29%. Из них 28% уплачиваются за счет работодателя, 1% удерживается с сотрудника. Базой является сумма начисленных выплат в пользу сотрудника, но не выше четырехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.

В Республике Казахстан вопросы пенсионного обеспечения регулируются Законом от 20.06.1997 N 136-I "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15.03.1999 N 245 "Об утверждении Правил исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов".

В соответствии с п. п. 3 и 5 Постановления Правительства Республики Казахстан N 245 агенты (организации), использующие труд наемных работников, ежемесячно исчисляют и удерживают обязательные пенсионные взносы из доходов, выплачиваемых работникам, и перечисляют их в накопительные пенсионные фонды в размере 10% ежемесячного дохода работника. Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 75-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии со ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ставка страховых взносов в Пенсионный фонд РФ составляет 22% заработной платы работника. Страховые взносы уплачиваются работодателем.

Кроме того, в Республике Беларусь для работающих граждан установлена дополнительная обязанность по уплате данного налога в размере 1%.

Особенностью социального налога (страховых взносов) в Республике Беларусь является то, что его администрирование осуществляет Министерство труда и социальной защиты.

Ставки налога на имущество (применительно к Республике Беларусь - налога на недвижимость) в государствах - членах ТС имеют дифференцированные значения. Так, в Республике Беларусь годовая ставка налога на недвижимость составляет от 0,1 (для физических лиц, в т.ч. зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей) до 2% (для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства). Для организаций ставка налога на недвижимость составляет 1%.

В Республике Казахстан уровень ставок налога на имущество находится в пределах 0,05 - 1,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и режима налогообложения.

В Российской Федерации ставка налога на имущество устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2%. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок (в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения).

Анализ ставок косвенных налогов в государствах - членах ТС и ЕЭП показывает следующее. В каждом из государств существуют свои особенности, зависящие от различных факторов. Так, в Республике Беларусь самый высокий из всех трех стран ТС и ЕЭП налог на добавленную стоимость (20%). В Республике Казахстан низкая ставка НДС (12%). В Российской Федерации ставка НДС равна 18%.

Разные ставки НДС в государствах - членах ТС и ЕЭП объясняются прежде всего различиями экономических систем (соотношением сырьевой и промышленной составляющей), а также ходом экономических реформ.

Особенностью является наличие пониженной ставки НДС (10%) в Республике Беларусь и Российской Федерации на группы товаров социального значения.

Одним из основных индикаторов эффективности системы налоговых отношений как для государства в целом, так и для отдельно взятого хозяйствующего субъекта (предприятия, организации) служит совокупная налоговая нагрузка (табл. 4).

Таблица 4 Расчет налоговой нагрузки по макроэкономическим показателям за 2009 год в странах - членах ТС и ЕЭП <1>

Показатель Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация
млрд бел.руб. % млрд тенге % млрд руб. %
ВВП 136 790 - 17 008 - 39 064 -
Доходы 62 808 45,91 3 505 20,6 13 421 34,35
Налоговые доходы 46 819 - 2 229 - 10 021 -
Налоговая нагрузка - 34,23 - 13,1 - 25,65

--------------------------------

<1> Источник: Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств (2009 г.).

По итогам 2010 г., по предварительным данным, налоговая нагрузка в Республике Беларусь составляет около 30% <2>, в Республике Казахстан - менее 20% <3>, на микроуровне (хозяйствующие субъекты) средняя налоговая нагрузка не превышает 10 - 15%, а в отношении отдельных категорий налогоплательщиков - 3%; в Российской Федерации указанный показатель составляет около 21% <4>.

--------------------------------

<2> Источник: оценка Минфина Республики Беларусь по данным на середину 2010 г.

<3> Источник: оценка Налогового комитета Минфина Республики Казахстан на середину 2010 г.

<4> Источник: оценка Минфина России на октябрь 2010 г.

Анализируя данные за 2009 - 2010 гг., необходимо отметить: наименьший уровень налоговой нагрузки в процентах к ВВП - в Республике Казахстан, наибольший - в Республике Беларусь. Уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации занимает среднее место среди государств - членов ТС и ЕЭП (расчет произведен без учета топливной отрасли с целью сопоставимости данных). Таким образом, уровень налоговой нагрузки во всех трех странах различный, что порождает неравные условия для хозяйствующих субъектов: наиболее благоприятные условия с этой точки зрения созданы в Республике Казахстан.

Для сравнения: в государствах, входящих в Европейский союз, уровень налоговой нагрузки находится в пределах 30 - 50%. Так, в Литве, Румынии, Словакии указанный показатель составляет менее 30%, а в Дании и Швеции достигает почти 50%.

Следовательно, средний размер налоговой нагрузки государств - членов ТС ниже аналогичного показателя по Европейскому союзу, что в целом является положительным фактором для развития интеграционного сотрудничества и экономического взаимодействия государств - членов ТС и ЕЭП.

Анализ налоговых систем государств - членов ТС и ЕЭП показывает следующее.

В настоящее время структура налогообложения в указанных странах характеризуется значительной степенью унификации: налоговые системы всех стран, входящих в ТС и ЕЭП, предполагают взимание прямых и косвенных налогов. Элементы налоговой системы, порядок исчисления и уплаты налогов, налоговые льготы и освобождение от уплаты налогов, система контроля над налогоплательщиками со стороны налоговых органов также в значительной степени идентичны.

Сегодня практически все страны ТС и ЕЭП приступили к завершающему этапу создания эффективной налоговой системы - совершенствованию налогового законодательства и налогового администрирования. Всем налоговым законодательствам этих государств присущи общие проблемы, влияющие на активность взаимовыгодных торговых отношений. Одна из таких проблем - неравномерное распределение налогового бремени хозяйствующих субъектов, а также наличие некоторых различий в налоговых законодательствах, напрямую или опосредованно влияющих на интеграционные процессы. В частности, полной унификации ставок основных налогов в государствах - членах ТС и ЕЭП пока не наблюдается, поскольку размеры ставок налогов и сборов зависят от уровня экономического развития стран-партнеров, а также проводимой налоговой политики каждого из государств и хода реформ в данной сфере. В ТС и ЕЭП может быть применим опыт Европейского союза, где в соответствии с проектом директивы об общеевропейской системе НДС предполагается установление минимально допустимой ставки налога на пять последующих лет.

Кроме того, налоги вместе с затратами и прибылью формируют цены товаров. В условиях рыночной экономики ни один хозяйствующий субъект, руководствуясь здравым смыслом, не станет работать в убыток, соответственно, рост налоговой нагрузки повлечет увеличение цен на товары и, как следствие, - уменьшение реальных доходов населения. Снижение реальных доходов населения с некоторой временной задержкой ведет к уменьшению спроса на товары и услуги, производимые в стране, это проявляется в снижении выручки и прибыли компаний, ориентированных на внутренний рынок. Высокая налоговая нагрузка ведет к снижению экспортного потенциала страны. Таким образом, наблюдается прямая связь между налоговой нагрузкой в цене товара и конкурентоспособностью его производителя, т.е. чем выше налоговая нагрузка, тем ниже конкурентоспособность, и наоборот (без учета влияния других факторов на процесс ценообразования, например таких, как качество используемого сырья, квалификация персонала).

Наши рекомендации