Чистые налоговые поступления - разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов

При дискреционной финансовой политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджетавследствие увеличения государственных расходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

При недискреционной финансовой политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный (автоматический) стабилизатор –экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве встроенных стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице). Эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства правительства.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит– дефицит госбюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.

Циклический излишек– излишек госбюджета, вызванный автоматическим увеличением налоговых поступлений и уменьшением государственных трансфертов на фоне подъема деловой активности.

14. Пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги.

Налог - индивидуальный безвозмездный платеж, кот производится налогоплательщиком, если он попадает под обложение любого налога.

Пропорциональный налог-Налог, при котором подлежащая изъятию сумма пропорциональна размеру базы налогообложения. Таким образом, пропорциональный налог принадлежит к числу налогов с единой ставкой.

Принципы:

понятность (налог количественно определен; знать, что являешся плательщиком налога)

удобство

соответствие суммы налога доходам плательщика.

Концепция заключается в том, что

1 установление различной ставки в зависимости от налоговой базы (та сумма, от которой считается налог).

3 вида:

пропорциональная система

прогрессивная

регрессивная

Пропорциональная – ставка налога не меняется в зависимости от налоговой базы (НДФЛ, НДС, налог на прибль)

Прогрессивная – чем больше налоговая база, тем больше ставка.

Регрессивная – чем больше налоговая база, тем меньше ставка (единый социальный налог).

2 налоги бывают прямыми и косвенными. Возможность переложения налога на другого лица.

Прямые налоги– налагаются непосредственно на юридическое или физическое лицо и не могут быть переложены на других лиц. К прямым налогам относятся следующие налоги: подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на операции с ценными бумагами, поземельный налог, налог на имущество, налог на наследство и др.

Косвенные налоги – налоги, включающиеся в стоимость товаров и услуг. Платит косвенные налоги массовый потребитель. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог с оборота, таможенные пошлины. Особенностью косвенных налогов является то, что их относительно легко собирать.

ЧИСТЫЕ НАЛОГИ — общая сумма налогов за вычетом субсидий (пособий из государственного и других бюджетов и внебюджетных фондов регионам, отраслям и другим экономическим объектам), а также трансфертных платежей.

15. Оценка эффективности фискальной политики.

Эффективность фискальной политики во многом зависит от скорости реакции правительства на изменения в экономике.

В данной связи существует несколько препятствий, которые снижают степень эффективности применяемой фискальной политики.

Во-первых, это так называемый «разрыв восприятия», под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций. Очень трудно предсказать будущий характер экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть» их. Порой проходит несколько месяцев, прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

Во-вторых, существует так называемый «административный разрыв». Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными.

В-третьих, существует разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость и уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов в 6-18 месяцев.

Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.

Фискальная политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.

16. Кривая Лоренца.

Кривая, показывающая, какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных семей, то есть отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком. Кривая Лоренца наглядно показывает, насколько фактическое распределение доходов между разными семьями отличается от равномерного распределения.

Личный доход: функции, роль
Понятие "доход" возникло в обществе благодаря осознанию человеком категории "деньги". В более ранние периоды истории все то, что он получал в свое распоряжение, имело натуральный характер и воспринималось им как нечто конкретно осязаемое. Денежная оболочка имущества позволяет принимать его в абстрактной форме, как нечто обобщенное.

Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности.[1]

Личный доход — денежный доход работника, складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей, включая дивиденды, проценты, ренту, премии, трансферты. Исчисляется до вычета налогов. Различают номинальный доход, исчисленный непосредственно в денежной форме, и реальный доход, исчисленный с учетом покупательной способности денег, определяемой уровнем цен.

Личный доход выполняет несколько функций, наиболее важные из них:

— воспроизводственная,

— стимулирующая,

— статусная,

— регулирующая (распределительная),

— производственно-долевая.


Кривая Лоренца — это графическое изображение функции кумулятивного распределения. Она была предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцом в 1905 году как показатель неравенства в доходах населения.

Каждая точка на кривой Лоренца соответствует утверждению в роде «20 самых бедных процентов населения получают всего 7 % дохода».[4]

Кривая Лоренца представляет собой кривую концентрации доходов по группам населения. На графике Лоренца в случае равномерного распределения дохода попарные доли населения и доходов должны совпадать и располагаться на диагонали квадрата, что и означает полное отсутствие концентрации дохода. Отрезки прямых, соединяющие точки, соответствующие накопленным частностям и нарастающим процентам дохода, образуют ломаную линию концентрации (кривую Лоренца). Чем больше эта лини» отличается от диагонали (чем больше ее вогнутость), тем больше неравномерность распределения доходов, соответственно выше его концентрация.

17. .Проблемы фискальной политики в России.

Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;

административные задержки;

пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Природа фискальных проблем России в переходный период

Природа фискальных проблем заключается в том, что их не удается решить раз и навсегда. Они могут возрождаться не только в случае чрезвычайных ситуаций (например, война или стихийное бедствие), отрицательного внешнего шока или просто ухудшения экономической конъюнктуры. Замедление темпов необходимых институциональных и структурных реформ, а также ослабление финансовой дисциплины очень быстро приводят к серьезным фискальным трудностям.

Разные темпы и пути осуществления процесса трансформации в отдельных странах не позволяют предложить единую характеристику фискальных проблем в постсоциалистическом мире.

18. Социальная политика в условиях рынка..

Социальная роль рынка:

рынок справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда;

повышает эффективность экономики в целом. Рынок создает материальную базу для роста благосостояния общества;

рынок заставляет производство работать на максимальное удовлетворение запросов людей (потребителей).

Рынок не идеален и не дает социальных гарантий всем членам общества, и эту проблему берет на себя государство.

Суть социальной политики государства заключается в регулировании социально-экономических условий жизни общества, в заботе о благосостоянии всех граждан.

Социальная политика государства осуществляется по двум направлениям:

Касается всех трудоспособных членов общества. Создает благоприятные условия для стимулирования предприимчивости и труда для получения максимальных доходов.

Комплекс мер:

либерализация бизнеса;

поощрение малого бизнеса;

поддержка высокой занятости;

регулирование трудовых отношений – минимальная оплата труда, охрана труда.

Обеспечение малоимущих, безработных граждан.

Достигается путем:

перераспределение доходов;

пенсионные пособия;

необходимая мед. помощь.

Целью экономического развития страны являются социальные аспекты жизни населения.

Уровень жизни – обеспечение населения необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами.

Показатели уровня жизни:

номинальные доходы;

реальные доходы – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги;

объем продаж на душу населения;

уровень медицинского обслуживания.

Основные показатели доходов:

номинальный доход – общее количество денег, полученных за определенный период (начисленные доходы);

располагаемый (чистый) доход – номинальный доход с вычетом налогов;

реальный доход – это те товары и услуги, которые куплены на сумму располагаемого дохода. Выражает покупательскую способность денежного дохода.

Принципы распределения доходов:

Распределение по труду.

Уравнительное распределение – все члены общества получают равные доход и блага.

Рыночное распределение (распределение по вложенному капиталу) – каждый получает разный доход в соответствии с хозяйственной полезностью и продуктивностью своего фактора.

Распределение по накопленному имуществу – дополнительный доход, полученный по наследству.

Привилегированное распределение. Характерно для стран с неразвитой демократией.

Заработная плата.

Размер заработной платы зависит от:

стоимости средств обеспечения жизни;

количества и качества труда;

роста производительности труда;

квалификации;

национальной и половой принадлежности.

Заработная плата складывается из основной заработной платы и доплат.

Номинальная заработная плата – это сумма денег, которую получают в качестве платы за труд.

Номинальная заработная плата:

начисленная заработная плата – до выплаты налогов;

выданная заработная плата – с вычетом налогов.

Реальная заработная плата – выражена в стоимости тех товаров и услуг, которые можно купить на заработную плату.

Формы заработной платы:

повременная заработная плата;

сдельная заработная плата;

премиальная;

бригадная (%);

система участия – участие работников в развитии предприятия.

19. Доходы населения и источники их формирования.
Доходы — одна из основных характеристик экономического положения населения.

Дохо­ды - денежная сумма, регулярно поступающая в не посредственное распоряжение рыночного субъекта. Доходы домашних хо­зяйств - все виды денежных и натуральных доходов, полученных в виде вознаграждения за работу по найму, от личного подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности, денежные поступления из финансово-кредитной системы и про­чее. Располагаемые доходы домашних хозяйств — сумма текущих доходов, которая может быть использована домашними хозяйст­вами для финансирования конечного потребления товаров и ус­луг или сбережений. Располагаемый доход домашних хозяйств определяется как первичные доходы, за вычетом налогов и обя­зательных платежей, плюс сальдо текущих трансфертов. Транс­фертные платежи (трансферты) — передвижение средств от од­ного собственника к другому без получения в обмен товаров и услуг.

Все перечисленное представляет собой трансфертные выплаты из государственного бюджета. Однако имеют место и частные трансфертные платежи (ежемесячные субсидии, получаемые студентами из дома, дары богатых родст­венников и др.)

Свой денежный доход потребители рассматривают как сред­ство приобретения товаров и услуг. Изменение дохода, которое происходит одновременно с изменением цены, может быть бла­гоприятно или неблагоприятно для потребителя. В этой связи необходимо отличать номинальные (денежные) и реальные до­ходы. Номинальный (денежный) доход населения— все поступле­ния денег населению от предприятий и организаций всех форм собственности, безналичные перечисления и пр. Иными слова­ми, это количество денег, полученное отдельными лицами в те­чение определенного периода. Реальные доходы населения — ве­щественное, предметное содержание доходов потребителя. Ре­альный доход можно полно охарактеризовать, лишь перечислив все товары и услуги, которые потребитель мог бы приобрести в соответствии со своими предпочтениями, с указанием количест­ва каждого приобретаемого товара или услуги. Иными словами, реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение опре­деленного периода.

Реальный доход = Номинальный доход/Индекс потребительских цен

Процесс формирования доходов можно упрощено представить следующим образом:

1.заработная плата;

2.доход от предпринемательской деят(прибыль)

3.доход от имущества (рента)

4.доход от капитала(процент)

=факторные доходы+ трансферные выплаты из общественного сектора(госуд-ва)

= валовой доход +налоги и др платежи

=располагаемый чистый доход.

20. Дифференциация и нивелировка доходов. Кривая Лоренца.
На основании распределения населения по размеру доходов рассчитываются следующие статистические характеристики:

Обобщающие показатели распределения: модальное значение дохода, медианное значение дохода и средний доход.

Показатели структуры распределения дохода: квартильный уровень дохода (нижний и верхний), децильный и другие возможные уровни дохода (нижние и верхние), доля квартильных, децильных и других групп населения (домохозяйств) по уровню дохода в денежном доходе общества, средний доход по выделенным группам населения.

Коэффициенты дифференциации доходов населения, устанавливающие размер повышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения.

К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца и коэффициент Джини.

Децильный коэффициент (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и показывает во сколько раз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

Для измерения неравенства распределения доходов используется кривая Лоренца:

Чистые налоговые поступления - разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов - student2.ru

Выравнивание Доходов - это целенаправленная политика государства по нивелированию разницы в личных доходах различных категорий населения. Основным способом В.д. является применение прогрессивного налогообложения личных доходов.

21. Аргументы в пользу равенства и неравенства доходов.
Основной аргумент в пользу равного распределения дохода состоит в том, что равенство дохода необходимо для максимизации предельной полезности. В любой период времени получатели доходов тратят первые полученные ими доллары на те товары, которые они ценят больше всего, то есть на товары с высокой предельной полезностью, на предметы первой необходимости, которые могут быть различны для разных людей. Когда они удовлетворят самые насущные потребности, они станут тратить оставшуюся часть своего дохода на менее важные товары, то есть на товары с меньшей предельной полезностью.

Аргументы в пользу неравенства – стимулы к труду и эффективность. Противники абсолютного равенства распределения доходов считают, что способ распределения дохода оказывает большое влияние на количество произведенных благ и товаров. Объясним это на простом примере детской потешки про сороку. Если бы мать-сорока разделила поровну между всеми птенцами кашу, то в следующий раз у некоторых из них пропало бы желание помогать ей готовить пищу – ведь все равно каша достанется и тем, кто работал, и тем, кто не работал. Пример же того, что мать не накормила лентяя, показателен для остальных – он стимулирует их к труду.

22. Переходная экономика как объект экономической теории.
Методы исследования, применяемые в переходной экономике

Переходная экономика исследует эк. поведение людей в условиях глобальной трансформации. Переходная экономика должна изучить закономерности становления новых институтов (институтов рынков), проводить тек. Анализ существующей эк. ситуации, давать прогнозы дальнейшего эк.развития.

Задачи переходной экономики:

Построение основ современной рыночной системы. При этом рынок является не самоцелью развития, а наиболее эффективным способом производства.

Формирование института частной собственности, как основы хозяйственной деятельности

Проведение либерализации цен (свободное ценообразование) и ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь

Хозяйство и общество в процессе перехода от плана к рынку

Переходная экономика России- особенности и перспективы

Отличительные черты Российской переходной экономики:

Большая доля государственного сектора

Высокие показатели монополизации промышленности, отсутствие полноценных механизмов конкуренции

Неравномерность развития регионов, гипертрофированное развитие столичных регионов, отсталость структуры промышленности и наличием застойной безработицы.

Вашингтонский консенсус – экономическая теория и практика

Вашингтонский консенсус (конец 80хгг.)

Теория

Постулаты (источники преобразования)

? Макроэкономическая стабилизация (либерализация цен, сокращение государственного бюджета, подорожание кредитов, регулирование доходов)

? Микроэкономическая либерализация (снятие ограничений для развития частного сектора, формирование условий для создания благоприятной конкурентной среды и формирование рынков факторов производства, введение механизма банкротства)

? Приватизация (формирование крупного частнопредпринимательского сектора, сокращение доли государственной собственности)

Все эти меры сопровождались активной антимонопольной политикой и мерами, способствующих свободной торговле.

Идеологи консенсуса руководствовались теоремой В.Коуза («собственность сама найдет своего эффективного хозяина достаточно снять ограничения государства запрета на предпринимательскую деятельность, разрешить свободному обращению факторов производства, так сформируется активная собственность»). Все идеи базировались на понятии экономического либерализма и ограничивали долю государства.

23. Либерализация цен и реформа ценообразования.
Равновесие сформировалось на самом начальном этапе либерализации цен, когда уровень цен 1991 г. был превышен примерно в 2 раза. Однако рыночный механизм не включился. Рост цен не стимулировал увеличение объемов производства, как это происходит в нормальной рыночной экономике. В то же время повышение цен обусловило резкое падение объемов платежеспособного спроса. Иначе говоря, сложился механизм подавления платежеспособного спроса и следующего за ним снижения объемов производства. Поскольку существует определенное запаздывание в реакции производителя на снижение спроса, то возникли неплатежи между предприятиями, так как произведенный товар не всегда может быть реализован на конечной стадии процесса воспроизводства. В либерализацию цен (с 1 января 1992 г.) была заложена идея достижения сбалансированности спроса и предложения и последующего включения рыночного механизма. Предполагалось, что в результате отпуска цен должен произойти одномоментный их рост, а затем наступит период стабилизации, но этого не произошло и не могло произойти, так как не были учтены и выполнены условия, необходимые для перевода плановой экономики в рыночную через одномоментную либерализацию цен, которая, прежде всего, предполагает насыщение товарного рынка и недопущение роста цен.В условиях, когда после либерализации цен предложение превысило спрос и предприятия не смогли реализовать произведенную продукцию, возникли два возможных пути поведения производителей: предприятия снижают издержки и цены и тем самым увеличивают спрос на свою продукцию или сокращают объем производства. Движение по первому пути предполагало разработку и внедрение достижении научно-технического прогресса, однако предприятия не имели такой возможности, поэтому события стали развиваться по второму пути. В силу законов экономики, когда спрос на конечную продукцию упал, отрасли, выпускающие промежуточную продукцию, еще не чувствовали давления снижающегося спроса и продолжали повышать цены. Этому способствовало также то обстоятельство, что продукция этих отраслей поставлялась на экспорт. Резкий рост потребительских цен обусловил необходимость повышения заработной платы. Вследствие этого сформировалась спираль повышения цен на продукцию производителей и их влияния на рост издержек производства. Основную причину инфляции следует искать в монопольном характере ценообразования, поскольку именно этот фактор обусловливает рост цен, а количество денежной массы в обращении ускоряет или замедляет этот процесс, но в последнем случае усиливаются темпы снижения объемов производства. В рыночной экономике монополист стремится максимизировать свою прибыль, компенсировать возросшие издержки производства повышением цен. В условиях, сложившихся в российской экономике, предприятия вынуждены повышать цены в связи с постепенным ростом издержек из-за роста цен на потребляемые ресурсы Без введения ценового регулирования они не приведут к положительным результатам. Это обстоятельство для многих не кажется столь очевидным, как последствия жесткой кредитно-денежной политики. Увеличение денежной массы сильно подталкивает инфляцию, но вопреки ожиданиям не приводит к стабилизации производства, сдерживает столь необходимые процессы его структурной перестройки. В то же время снижение темпов роста денежной массы, существенно не влияя на динамику цен, вызывает резкий спад производства, усиливает напряженность финансового состояния предприятий.

В коллапсирующей экономике, где не действуют законы стоимости, спроса и предложения, а ценообразование имеет монопольный характер, соотношение цен носит искаженный характер и не отражает реальных затрат общественного труда на производство продукции. Рост же цен, сокращая объем платежеспособного спроса, не стимулирует увеличение объема.

24. Приватизация и разгосударствление общественной собственности.

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике

Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Основными способами разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц [1].

Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ". понимает под приватизацией "приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий"
Известны два пути преодоления тотального выведения предприятий из-под прямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправление или через приватизацию.

Самоуправленческая модель предприятия, позволяющая обеспечить определенную степень хозяйственной обособленности, с одной стороны, и некоторые черты групповой собственности, с другой, появилась в недрах административно-плановой экономики именно как форма ухода от тотального государственного контроля и усиления мотивации к эффективной хозяйственной деятельности. Наибольшее распространение самоуправлен-ческая модель получила в Югославии и Польше, но отдельные ее элементы использовались и в других бывших социалистических странах

Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

25. Структурная перестройка экономики.
Экономическая структура представляет существующее соотношение (пропорции) между макроэкономическими элементами входящими в систему народного хозяйства.

Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.

Структура народного хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы своего роста, стагнируют.

Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.

Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.

Наши рекомендации