Необходимость регулирования денежного оборота
Выделяют три уровня равновесия макроэкономической системы:
1.Равновесие, определяемое текущим спросом и предложением на рынках денег, товаров, ресурсов; данное равновесие (равновесие «первого порядка») относится, как правило, к коротким промежуткам времени, в течение которых объем производства существенно не меняется.
2.Среднесрочное равновесие (10 лет) (равновесие «второго порядка», которое обеспечивается путем межотраслевого перелива капитала и характеризуется изменением объемных и структурных показателей производства общественного продукта.
3.Долгосрочное равновесие (50 лет) (равновесие «третьего порядка») относящееся к длительному временному интервалу, в течение которого происходит смена основных капитальных благ, к которым относят средства производства, инфраструктуру, а также профессионально-квалификационную структуру рабочей силы.
В числе факторов, определяющих устойчивость макросистемы, важную роль играют монетарные. Так, достаточно известна модель бельгийского ученого И. Дельбекс, объединяющая объемы инвестиций с их прибыльностью и ценой кредита, т.е. нефинансовый и денежный секторы. И. Дельбекс пытался доказать на примере более чем 100-летней статистики развития экономики Бельгии, что периоды подъема характеризуются ростом инвестиционной и кредитной активности и денежной мультипликации, а спады, соответственно их снижением. Основная идея, которую он, таким образом, пытался доказать, что не только период цикла определяет характер денежного оборота, но и наоборот.
В классической «модели равновесия Вальраса», которая является сегодня методологической основой монетаризма и ортодоксально-либерального направления денежной теории, оптимальность распределения производственных ресурсов и потребительских благ в рыночной экономике обеспечивается благодаря стихийным рыночным регуляторам («гипотетическому аукционщику», который предлагает и регулирует цены на товары в соответствии со спросом и предложением и тем самым «нащупывает» равновесное состояние). Здесь основной является гипотеза о совершенстве рыночного механизма и негативных последствиях вмешательства в его функционирование со стороны государства.
Однако, опыт показывает, в том числе и опыт ныне развитых стран, рынки (в т.ч. и денежный) в той или иной степени несовершенны. Можно выделить несколько причин самоподдерживающего неравновесия рыночного механизма:
· все экономические агенты в реальной жизни одновременно не обладают полной и абсолютно точной информацией о динамике конъюнктуры рынков, не могут получать эту информацию мгновенно;
· на практике всегда существуют так называемые «издержки оппортунистического поведения», т.е. затраты на получение той или иной достоверной информации;
· в реальной жизни нет совершенной конкуренции (абсолютно свободного рынка), что ограничивает гибкость цен, заработной платы и процентных ставок.
В этом случае, если в каждый данный момент сделки осуществляются по неравновесным ценам, то нет смысла говорить и о совершенной информации (т.е. агенты принимают свои решения исходя из ассиметричной информации, тем самым, усиливая отклонения реальных процессов от состояния равновесия). В связи с этим, можно предположить, что достижение некоего «абсолютного равновесия» может быть только случайным и не может являться устойчивым результатом действия рыночных сил.
Данные обстоятельства обуславливают необходимость регулирования денежного оборота со стороны государства. Причем значимость этого процесса существенно возрастает в условиях высокоиндустриальной экономики. Так, в до- и низко- индустриальной экономике относительная стабильность (статичность) спроса, цен и производства требовали меньших регулирующих усилий со стороны органов монетарной власти. По мере же роста уровня индустриализации хозяйства, повышения степени мобильности факторов производства, распределения и перераспределения доходов и совокупного спроса необходимость усиления регулирования государством денежной кредитной сферы (денежного оборота) существенно возрастает.
В условиях переходной экономики значимость и роль государственного регулирования денежно-кредитной сферы повышается еще и потому, что с ростом общей информативности общества субъективные восприятия участников рыночной ситуации становятся составной частью ценообразующих факторов. Несовершенство информации, разнонаправленность намерений агентов, наличие дополнительных издержек и отсутствие гибкости цен – действие всех этих факторов в условиях транзитивного хозяйства усиливается и может обуславливать не просто отклонение экономики от равновесного уровня, но и существенную деформацию ее структуры, которая может быть непреодолима для рыночных механизмов и стимулов.
Инфляция и денежный оборот. В современной теории денежного обращения нет однозначных подходов к определению инфляции. Чаще всего под ней понимают обесценение денег, которое проявляется в относительном росте общего уровня потребительских цен (на товары конечного потребления). Однако надо понимать, что не всякое повышение цен, выраженное в одних и тех же единицах, является инфляцией. Так, рост цен вполне обосновано может быть вызван повышением качества продукции, ростом затрат на добычу ресурсов, коренным изменением структуры общественных потребностей.
С позиции оценки степени необходимости регулирования денежного оборота представляет интерес анализ сущностных причин инфляции, в том числе в условиях переходной экономики. Как известно, основные причины инфляции лежат как в денежной сфере, так и в сфере производства общественного продукта.
К факторам со стороны денежного обращения (иначе, монетарным факторам) относят:
· эмиссию государством денежной массы сверх потребностей экономики в ней (например, эмиссионное покрытие дефицита государственного бюджета, чрезмерный рост кредитов банков субъектам экономики (экономически необоснованная кредитная активность банковской системы);
· поддержание стабильности обменного курса национальной денежной единицы в условиях устойчивого профицита платежного баланса (постоянного превышения поступления иностранной валюты на внутренний рынок над ее оттоком);
· рост скорости денежного обращения (чем выше скорость, тем выше инфляция);
· дисбаланс денежного рынка, вызванный не абсолютным, а относительным избытком денежной массы – несоответствием структуры спроса и предложения денег;
· недостаточный уровень развитости рынка государственных облигаций (при прочих равных, чем больше возможности «оттока» временно свободных ресурсов на рынок государственных ценных бумаг, тем ниже уровень инфляции).
К так называемым неденежным факторам относят:
· структурные диспропорции экономики на макроуровне (нарушения соотношения производства средств производства и предметов потребления, несоответствие структуры производства предметов потребления спросу населения и др.);
· структурные диспропорции на микроуровне. Например, высокий удельный вес материальных затрат в составе себестоимости продукции («затратный» характер отечественного производства), превышение темпов роста заработной платы над темпами роста реальной производительности труда (при условии производства конкурентоспособной продукции);
· высокий удельный вес в структуре себестоимости налогов, а также процентов за пользование банковским кредитом;
· монополизация экономики, особенно отраслей топливно-энергетического комплекса; производств, производящих продукцию промежуточного потребления; предприятий жилищно-коммунального хозяйства и пр. Аналогичным этому фактору является снижение степени государственного регулирования и, соответственно, отпуск в секторах – естественных монополистах (например, сектор ЖКХ), прекращение льготирования и дотирования цен;
· степень открытости экономики, то есть зависимости внутренней инфляции от уровня мировой инфляции. В этом случае при условии поддержания плавающего обменного курса и минимальных деформациях каналов денежного оборота, денежная масса, независимо от источника ее происхождения, через механизм платежного баланса равномерно распределяется между странами пропорционально доходности, обеспечивая относительное уравнивание уровней инфляции;
· негибкость рынков труда и капитала, препятствующая их свободному переливу и соответственно, эффективному распределению ресурсов в экономике;
· инфляционные ожидания, обусловленные психологическими мотивами населения, столкнувшегося с высокими темпами инфляции в прошлом;
· институциональная инерционность производителей (ригидность цен), их психологическое противодействие дефляции (производительно психологически «комфортнее» поднять цену на новый равновесный уровень, чем ее снизить).
С позиции регулирования денежного оборота особый интерес представляют также и теории сущности инфляции, которые могут послужить методологической основой разработки антиинфляционных мер. Существует ряд теоретических концепций сущности инфляции, которые предполагают различные подходы к необходимости и направленности регулирования денежного оборота со стороны государства «Монетаристская» концепция сущности инфляции объясняет данное явление исключительно монетарными причинами. В связи с этим основные регулирующие меры государства должны касаться только денежного предложения, а именно, его ужесточения в соответствии с ростом общественного продукта (но не более 3-5 % в год). Помимо этого, одной из основных антиинфляционных мер считается недопущение дефицита государственного бюджета.
«Структуралистская» концепция сущности инфляции рассматривает зависимость роста цен и структурных факторов: естественное изменение относительных цен вследствие структурных сдвигов в производстве и потреблении, либо в технологии, а также, неравномерности роста производительности труда в секторах, работающих на внешний и внутренний рынок.
Основная идея здесь состоит в том, что не инфляция вызывает структурные сдвиги, а наоборот, структурные сдвиги в экономике являются первопричиной инфляции. Это объясняется тем, что производительность труда в прогрессивном и регрессивном секторах экономики (в отличие от заработной платы) увеличивается неравномерно, что ведет к нарастанию дисбаланса спроса и предложения на товарном рынке и, соответственно, к инфляции.
«Инерционная» концепция сущности инфляции основывается на предположении о негибкости цен в сторону понижения при сохранении их эластичности в сторону повышения. Эта асимметрия в движении относительных цен приводит к инфляции: если возникший на денежном рынке дисбаланс цен требует их снижения, то рынок достигает равновесия путем повышения общего уровня цен, т.е. ликвидации дисбаланса на новом, более высоком уровне цен. В этом случае также предложение денег пассивно приспосабливается к новому уровню спроса на них.
Принципиальная разница между инфляцией, инициированной монетарными факторами и инфляцией, инициированной прочими причинами состоит в том, что те явления, которые при инфляции спроса были причиной роста цен (переполнение каналов денежного обращения новыми деньгами сверх потребностей экономики в них), становятся следствием, а следствие (рост цен) – первопричиной увеличения массы денег.
Иными словами, при «монетарной» инфляции денежные факторы являются единственной причиной роста цен, что делает при прочих равных условиях невозможным увеличение цен более быстрыми темпами, чем темпы прироста денег. В свою очередь «немонетарная» инфляция может иметь место при относительно неизменной массе денег. И в этом случае, если государство не обеспечит соответствующий объем денежного предложения, то этот «денежный вакуум» будет заполнен денежными суррогатами (бартер, неплатежи и др.).
Особо следует подчеркнуть, что специальные усилия по снижению инфляции, особенно достаточно низкой, связаны с издержками, которые иногда могут превосходить доходы. Так, уменьшение государственных инвестиций, повышение кредитных ставок или реального валютного курса – все эти меры, предпринимаемые для снижения инфляции, могут тормозить экономический рост.
В целом же инфляция приводит к деформации денежного оборота, к оттоку ресурсов из сферы производства преимущественно в сферу обращения, так как за счет более высокой скорости обращения денег именно в сфере обращения обеспечивается высокая прибыль. В свою очередь, это ведет к дальнейшей демонетизации экономики, ухудшению условий производства и дальнейшему росту инфляции. Таким образом, инфляция самовоспроизводится во все больших размерах, усиливая деформацию денежного обращения. Все это делает чрезвычайно актуальным регулирование денежного оборота со стороны государства.