Вопрос 17.Закон денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота

Мировые товарно-денежные отношения, а также в отдельной стране требуют определенного качества денег для обращения. Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.

Закон денежного обращения - обьективный экономический закон, выражающий необходимость систематического использования части национального дохода для расширения и качественного совершенствования процесса производства, увеличения национального богатства. Материальная основа накопления - превышение производства над потреблением.

Одним из важнейших количественных показателей движения денег является обьем денежной массы. Денежная масса представляет собой совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих экономические связи между физическими и юридическими лицами, а также государством.

Уход золотых денег вначале из внутреннего оборота, а затем из внешнего внес качественные изменения в структуру денежной массы. Золотые деньги полностью исчезли из обращения, а господствующее положение заняли неразменные кредитные деньги, которые стали выступать в наличной и безналичной форме.

Такой закон был открыт. Он устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый данный момент для обращения, можно определить по формуле:

Вопрос 17.Закон денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота - student2.ru где:

Д - количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П - сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, сроки платежей по которым наступили;

ВП - сумма взаимопогашенных платежей ;

С.о. - скорость оборота денежной единицы.

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период.

Количество денег потребное для выполнения функции денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);

скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объём продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда , тем ниже стоимость товаров и услуг и цены.

Фишер записал эту формулу в виде уравнения обмена:

М * v = Q * P,

M — масса денег;

v — скорость обращения;

Q — количество товаров;

P — цена.

Формула показывает, что количество товаров напрямую связано с уровнем цен.

Если денежная масса большая, то цены высокие и отсюда инфляция.

Количество денег определяется государством исходя из потребности товарного оборота и государства.

Скорость оборота денег представляет собой время движения денег при выполнении ими функций обращения и платежа.

Скорость оборота денег (С0) определяется по формуле:

Вопрос 17.Закон денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота - student2.ru ;

где ВНП - валовой национальный продукт;

ДМ1(ДМ2) - денежная масса (агрегаты М1 или М2).

Оборачиваемость денег в платежном обороте (Д0) определяется отношением:

Вопрос 17.Закон денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота - student2.ru ;

где n- количество счетов в банках;

Дi- сумма денег на i -ом банковском счете;

Вд- среднегодовая величина денежной массы в обращении.

На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, то есть циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные факторы (монетарные), то есть структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег). Кроме общих факторов скорость обращения денег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Денежная масса- совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающая обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

Денежный агрегат – это группировка банковских счетов по степени быстроты превращения средств на этих счетах в наличные деньги. Чем быстрее средства на счетах можно перевести в де­нежно-наличную форму, тем более ликвидным считается данный агрегат. Несмотря на аналогичное обозначение денежных агрегатов во всех странах, их качественный состав различен.

Денежные агрегаты на практике играют позитивную роль как ориентиры денежной политики государства.

В нашей стране до последнего времени денежные агрегаты не рассчитывались и не использовались. Это обосновывалось постулатами марксисткой экономические науки, в соответствии с которыми объединение квази-денег и наличных денег недопустимо, ибо смешиваются совершенно разные категории - деньги, ценные бумаги, кредит. В настоящее время в России рассчитываются следующие денежные агрегаты:

М0- наличные деньги населения и остатки наличности в кассах предприятий и организаций.

М1= М0 + средства на расчетных счетах предприятий и организаций + депозиты населения предприятий до востребования в коммерческих банках.

М2 = М1 + срочные депозиты.

М3 = М2 + депозитные сертификаты + облигации госзайма.

Регулирование денежно-кредитной системы (методы государственного регулирования денежного оборота) осуществляется Центральным банком. В процессе денежно-кредитного регулирования экономики происходит изменение денежной базы как исходное звено (начальный этап) мультипликации денег. Посредством этого изменения Центральный банк задает импульс мультипликации денег: либо депозитной экспансии (эмиссии безналичных денег) – при увеличении денежной базы, либо рестрикции (изъятию этих денег) – при сокращении денежной базы. В соответствии сост. 25 Федерального закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с последующими изменениями и дополнениями), основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) Процентные ставки по операциям Банка России. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

3) Операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

4) Рефинансирование кредитных организаций. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

5) Валютные интервенции. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6) Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

7) Прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

8) Эмиссия облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Наши рекомендации