Полномочия органов власти по применению мер ответственности за совершение антиконкурентных действий

Рассмотрим систему противодействия антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям хозяйствующих субъектов.

В целом система такого противодействия в отечественном антимонопольном законодательстве построена таким же образом, что и система противодействия злоупотреблениям хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке, и состоит также из трех основных групп механизмов:

1) система запретов, а также случаев и критериев допустимости ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов на рынке;

2) механизмы предупреждения ограничивающих конкуренцию монополистических соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов на рынке;

3) механизмы пресечения ограничивающих конкуренцию монополистических соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов на рынке и применения мер ответственности за такие соглашения и согласованные действия, а также защита прав и интересов лиц, потерпевших от таких соглашений и согласованных действий.

Антиконкурентные действия (антиконкурентное поведение) - "методы ведения бизнеса или акты и действия органов власти, направленные на ограничение, устранение или ущемление конкуренции" <1>.

Определения данного понятия в нормативных правовых актах нет, но оно используется в теории и практике конкурентного регулирования. По сути, данное понятие охватывает весьма широкий, если не весь, спектр действий (бездействия) частных и публичных лиц, которые направлены против конкуренции, на соблюдение прав и интересов хозяйствующих субъектов и потребителей в сферах, регулируемых нормами антимонопольного (конкурентного) права.

Формы и виды антиконкурентных действий (см. схему 4).

┌────────────────────────────────────────────┐

│ Формы и виды антиконкурентной деятельности │

├────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Действия против монополистической деятельности │

│ │ Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим │

│ │субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или│

├───>│согласованные действия, запрещенные антимонопольным │

│ │законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в│

│ │соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью│

│ │(ст. 4 Закона о защите конкуренции) │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Действия против антиконкурентных актов, деятельности органов │

│ │власти (органов публичной администрации), ограничивающей конкуренцию│

├───>│ Антиконкурентная деятельность органов власти (органов публичной │

│ │администрации) в Законе о защите конкуренции и иных конкурентных │

│ │законах не определена, но ее содержание можно понять из смысла норм │

│ │Закона о защите конкуренции и прежде всего гл. 3 │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Действия против недобросовестной конкуренции │

│ │ Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих │

│ │субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ │

│ │при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат │

└───>│законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, │

│требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и │

│причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим │

│субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их │

│деловой репутации (ст. 4 Закона о защите конкуренции) │

└────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

На основании выявленных фактов нарушений ст. ст. 15 и 16 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы вправе возбуждать и рассматривать дела в отношении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации и их должностных лиц в соответствии с нормами Закона о защите конкуренции и соответствующими подзаконными актами, принимать решения по таким делам и выдавать предписания, устанавливающие обязанности, в том числе меры ответственности, в отношении нарушителей антимонопольного законодательства. В связи с вопросами реализации антимонопольным органом контрольно-надзорных полномочий в отношении органов власти, связанной с выдачей обязательных для исполнения предписаний, хотелось бы обратить внимание на разъяснение, содержащееся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30:

+ ст.23 135-ФЗ

Наши рекомендации