Синтетический и аналитический учет фактических расходов

Фактические расходы в бюджетных организациях осуществляются за счет средств государственного бюджета и внебюджетных источников. В данном параграфе рассматривается организация учета фактических расходов за счет средств государственного бюджета.

Учет фактических расходов ведется на активном счете 20 "Расходы по бюджету". Счет подразделяется на ряд субсчетов:

200, 202 - 206 (см. План счетов). На субсчете 200 учитываются текущие фактические расходы, а также расходы по капитальному ремонту основных средств, на субсчете 202 - расходы за счет других бюджетов, на субсчете 203 - расходы на капитальные вложения. Субсчета 204, 206 используются в органах социального обеспечения: субсчет 204 - для учета расходов на выплату пособий и компенсаций за счет бюджета; субсчет 206 - для учета расходов на выплату пенсий и пособий за счет средств Фонда социальной защиты населения.

В течение года по дебету субсчетов счета 20 учитываются произведенные расходы нарастающим итогом с начала года, а по кредиту - уменьшение расходов.

На суммы произведенных фактических расходов дебетуются соответствующие субсчета счета 20 "Расходы по бюджету", а кредитуются разные субсчета в зависимости от вида расходов.

Примеры операций, уменьшающих фактические расходы в течение года:

суммы начисленной платы за коммунальные услуги, подлежащие возмещению арендаторами помещений (Д-т субсч. 178 - К-т субсч. 200);

разница между рублевой выручкой, поступившей на счет в банке при продаже неиспользованной иностранной валюты, приобретенной за счет бюджетных средств, и выручкой по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату ее зачисления на текущий счет (Д-т субсч. 100 - К-т субсч. 200);

отражение результатов переоценки не завершенных строительством объектов (на сумму уценки) (Д-т субсч. 143, 231 - К-т субсч. 203).

В конце года сумма произведенных за год расходов (с учетом уменьшения этих расходов в течение года) списывается по кредиту субсчетов счета 20 в корреспонденции со счетами, предназначенными для учета финансирования:

23 "Финансирование и займы" - у главного распорядителя средств бюджета;

14 "Внутриведомственные расчеты по финансированию" - у нижестоящих распорядителей средств бюджета.

При этом, если сумма фактических расходов по бюджету превышает остаток финансирования по счету 14 или 23, списание расходов производится в сумме, равной остатку финансирования.

По субсчетам 200 "Расходы по бюджету", 202 "Расходы за счет других бюджетов", 203 "Расходы по бюджету на капитальные вложения" на начало следующего года может быть дебетовый остаток.

Аналитический учет. Формы регистров аналитического учета фактических расходов утверждены Постановлением N 15.

Аналитический учет текущих фактических расходов в организациях, осуществляющих учет исполнения сметы расходов самостоятельно, и в централизованных бухгалтериях при составлении общих смет расходов по однотипным организациям ведется по параграфам соответствующего раздела, подраздела, вида расходов в разрезе статей, подстатей и элементов расходов. Для этих целей используются книга учета ассигнований, кассовых и фактических расходов ф. 294, книга учета ассигнований и фактических расходов ф. 309 (приложения 20, 24 к Постановлению N 15). В централизованных бухгалтериях, обслуживающих организации, имеющие индивидуальные сметы, аналитический учет фактических расходов ведется в книге учета ассигнований и фактических расходов ф. 309Б, в которой записи ведутся по подразделениям бюджетной классификации по всем обслуживаемым организациям в целом и с выделением расходов в разрезе обслуживаемых организаций.

Наряду с формами регистров аналитического учета фактических расходов, утвержденными Постановлением N 15, можно использовать книгу учета бюджетных ассигнований и расходов ф. 294 по форме согласно приложению 3 к Указаниям N 364. В этом регистре сочетается аналитический учет бюджетных ассигнований, кассовых и фактических расходов.

По данным регистров аналитического учета заполняется отчетность об исполнении сметы расходов.

С целью правильного отнесения отдельных расходов (кассовых и фактических) по подразделениям бюджетной классификации следует руководствоваться Инструкцией о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной Постановлением N 44.

Наши рекомендации