Классификация расходов бюджетных организаций

И задачи их учета

Бюджетные организации производят свои расходы за счет средств государственного бюджета в соответствии с утвержденной сметой расходов по каждому параграфу, а также за счет внебюджетных источников в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов по каждому виду внебюджетных средств.

Исходя из двойственного характера расходов бюджетных организаций, они подразделяются на кассовые и фактические расходы.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Кассовый расход - это операция по списанию средств со счета в банке │

│или со счета органа казначейства в оплату обязательств организации,│

│подлежащих оплате за счет средств соответствующего бюджета │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

В организациях, не финансируемых через казначейскую систему, кассовыми расходами считаются все выплаты, произведенные с текущих счетов в банке как наличными деньгами, так и путем безналичных перечислений. К кассовым расходам не относятся операции по получению финансирования и возврату его в соответствующий бюджет; по перечислению средств подведомственным организациям в порядке финансирования; по списанию средств со счета за счет прочих поступлений, кроме бюджетного финансирования.

В организациях, финансируемых через казначейскую систему, кассовыми расходами считаются расходы, оплаченные с текущего счета территориального органа казначейства и с текущих счетов организаций в банке.

Возврату (перечислению) на счет территориального органа казначейства подлежат денежные средства, поступившие на текущий счет организации в банке на восстановление бюджетного финансирования текущего года. Организациями, финансируемыми из республиканского бюджета, перечисление производится в течение двух рабочих дней и обязательно в последний рабочий день месяца; организациями, финансируемыми из местного бюджета, - в течение трех рабочих дней после их зачисления на счет в банке и обязательно в последний рабочий день месяца.

Суммы, поступившие на текущий счет в банке на восстановление бюджетного финансирования прошлых лет, подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета (Д-т субсч. 173 "Расчеты с бюджетом").

На текущий счет организации могут поступать средства, не связанные с восстановлением кассовых расходов по бюджетному финансированию, например плата банков за пользование денежными средствами, ошибочно перечисленные поступления и др. Такие средства используются или перечисляются в соответствии с их назначением. При ошибочном зачислении на счет организации денежных средств, не предназначенных ей, делается запись: Д-т субсч. 100, 101 и др. - К-т субсч. 178. При возврате денежных средств организациям, которые их ошибочно перечислили, составляется обратная запись. Правилами организации бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь предусмотрено, что владелец счета обязан в течение 10 календарных дней после получения выписки со счета письменно сообщить банку о суммах, ошибочно зачисленных на счет или списанных со счета.

Следовательно, не все средства, поступающие на текущий счет в банке и перечисленные со счета, имеют отношение к кассовым расходам по бюджетному финансированию.

В составе кассовых расходов учитываются лишь те расходы, которые произведены за счет бюджетного финансирования текущего года.

В формировании кассовых расходов не участвуют курсовые разницы (Д-т субсч. 140, 230 - К-т субсч. 101 или Д-т субсч. 101 - К-т субсч. 140, 230), определяемые при переоценке валютных средств на счете в банке в связи с изменением курсов Национального банка Республики Беларусь иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности.

Расходование со счета в банке валютных средств, приобретенных организацией за счет бюджетного финансирования, также не учитывается в составе кассовых расходов. В составе кассовых расходов в этом случае отражаются средства в белорусских рублях, направляемые на покупку иностранной валюты.

Основной задачей учета кассовых расходов является обеспечение контроля за целевым расходованием бюджетных средств в соответствии с утвержденной сметой расходов в разрезе подразделений бюджетной классификации (по каждому параграфу соответствующего раздела, подраздела, вида расходов в разрезе статей, подстатей, элементов).

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Фактические расходы - это действительные затраты организации,│

│оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным│

│счетам кредиторов, обязательствам перед бюджетом, по начисленной│

│заработной плате и стипендиям │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Эти расходы отражают фактическое выполнение расходных норм, утвержденных по смете, и являются показателями окончательного исполнения смет расходов в разрезе подразделений бюджетной классификации (по каждому параграфу соответствующего раздела, подраздела, вида расходов в разрезе статей, подстатей, элементов).

Фактические и кассовые расходы за отчетный период, как правило, не совпадают.

Одновременно при составлении отчетности об исполнении сметы расходов по бюджету должна быть произведена увязка кассовых и фактических расходов по подразделениям бюджетной классификации (подстатьям, элементам), что позволит не допустить ошибок в учете кассовых и фактических расходов и использовании бюджетных средств не по целевому назначению.

Увязка производится по следующей формуле:

Рф - ОМн - ДЗн + КЗн + ОМк + ДЗк - КЗк = Рк,

где Рф - фактические расходы за отчетный период;

ОМн - остаток материалов на начало отчетного периода;

ДЗн - дебиторская задолженность на начало отчетного периода;

КЗн - кредиторская задолженность на начало отчетного периода;

ОМк - остаток материалов на конец отчетного периода;

ДЗк - дебиторская задолженность на конец отчетного периода;

КЗк - кредиторская задолженность на конец отчетного периода;

Рк - кассовые расходы.

Наши рекомендации