Налоги как основной вид доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

В соответствии со статьей 6 БКРФ доходы бюджета -это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер.

В соответствии со статьей 41 Бюджетного Кодекса РФ "К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. "

Налоговые доходы федерального бюджета описаны в статье 50 БК РФ. В Российской Федерации налоги поделены на три вида в зависимости от уровня их составления и взимания, которые определены в соответствии с Налоговым кодексом. Данная трехуровневая система принадлежит практически всем государствам, в которых есть федеративное устройство, т.е. это федеральные региональные и местные налоги.

К федеральным налогам и сборам Ст. 13(в редакции Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ) относятся[2]:

-Налог на добавленную стоимость;

-Налог на прибыль;

-Акцизы;

-Налог на доходы физических лиц;

-Налог на добычу полезных ископаемых;

-Водный налог;

-Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

-Государственная пошлина.

К Региональным налогам(статья 14 Налогового кодекса):

налог на имущество организаций; • налог на игорный бизнес; • транспортный налог.

Местные налоги (статья 15 Налогового кодекса):

земельный налог; • налог на имущество от физического лица; • торговый сбор.

Федеральный бюджет – главный финансовый документ, основное звено бюджетной системы России, который связывает основные финансовые категории (налоговые пошлины, государственные кредиты, государственные расходы). Он представляет собой основной финансовый план расходов страны на последующий финансовый год, и имеет силу закона после того как Федеральное собрание утвердит его в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным средством перераспределения НД и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, которые необходимы для развития экономической ситуации страны, проведения социальной политики на территории всего государства, а также укрепления обороны страны. ФБ является центральным элементом бюджетной системы.

Региональные бюджеты являются главным элементом территориальных бюджетов. Их задача: обеспечение финансовых задач, которые возлагаются на государственные органы управления субъектов РФ. Благодаря региональным бюджетам государство производит вырывание и стабилизацию уровней экономического и социального развития территорий, отстающих в экономическом и социальном развитии от других регионов страны в связи с историческими событиями или природными катастрофами. Для преодоления этого составляются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Местные бюджеты являются одним их основных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через местные бюджеты общественные фонды потребления разделяться по определенным группам населения. Из этих бюджетов происходит финансирование и развитие отраслей сферы производства, такие как: местная и пищевая промышленность, коммунальное хозяйство, стабилизация объемов продукции и расширение услуги, которые также являются значимым элементом обеспечения жизнедеятельности граждан.

Налоговая система становится в большей мере действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Налоги и сборы с населения сглаживают остроту кризисных моментов в экономике страны и создают стимулы увеличения эффективности производства.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что в современном обществе налоги играют важную, в то же время основную роль в составлении доходов бюджета разных уровней

52. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ. РОЛЬ НАЛОГА В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ.

Фед. налоги и сборы—налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Фед. налоги составляют основную долю всех налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. К фед. налогам и сборам, согласно ст. 13 НК относятся: 1 налог на добавленную стоимость; 2.акцизы; 3.налог на прибыль организаций; 4. налог на доходы физ лиц; 5. налог на добычу; 6. полезных ископаемых; 7.сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8.водный налог; 9.гос пошлина;

НДС— косвенный налог. Налогоплательщиками признаются: организации; ИП; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Ставка: 18 %. Для некоторых продовольственных товаров, книг и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. НДФЛ. Налогоплательщиками налога признаются физ лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ , а также физ лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки: общая -13%; в отношении нерезидентов – 30 %; в отношении выигрышей, призов, доходов в виде мат.ценностей – 35 %; в отношении дивидендов – 9%.Не подлежат налогообложению: гос пособия, трудовые пенсии, вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь, алименты, выплаты, производимые профсоюзными комитетами,стипендии аспирантов.

НК предусмотрено группы налоговых вычетов:

Стандартные налоговые вычеты- вычет на ребенка (детей), инвалиды ВОВ, объединения «МАЯК», Герой Советск.Союза, РФ и т.д, инвалиды с детства, авганцы и т.д.

Соци-е налоговые вычеты - По расходам на благотворительность , По расходам на обучение , По расходам на лечение и приобретение медикаментов, По расходам на негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование и добровольное страхование жизни» , По расходам на накопительную часть трудовой пенсии

Имущественные налоговые вычеты - продажа имущества; покупка жилья (дома, квартиры, комнаты и т.п.); строительство жилья или приобретение земельного участка для этих целей; выкуп у налогоплательщика имущества для государственных или муниципальных нужд.

Профессиональные налоговые вычеты - В отношении авторских вознаграждений или вознаграждений за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений, выплачиваемых авторам открытий, изобретений и промышленных образцов.

Госпошлина - фед. денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций в размерах, предусмотренных законодательствомгосударства. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины. Плательщики: организации и физ.л.Ставка: в твердой форме (руб), в % отношении (адвалорные). Предусмотрены льготы: полное освобождение – участники, инвалиды ВОВ, мировые суды, Конститутоционные суды, Суды общей юрисдикции; от определенных операций – выдача паспорта детям-сиротам, иски о взыскании алиментов, подача в суд заявления об усыновлении ребенка; инвалиды 1-2 гр уплачивают 50% от ставок по нотариальным действиям.

· Региональные налоги — налоги в РФ , устанавливаемые в соответствии с НК РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ; обязательны к уплате на тер.и соответствующих суб-в РФ.1.налог на имущество организаций. Плательщики: росс.организации, ин. организации, осуществляющие деятельность на террит РФ через представительства, имеющие имущество на террит РФ. Объект: для рос.организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление). В отношении: железнодорожных путей общего пользования,магистральныхтрубопроводов,линийэнергопередачи, а также сооружений не могут превышать в 2015 г. 1,0%. Не признаются объектами налогообложения: Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); Имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти , используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны; объекты культурного наследия.Налоговые стваки не могут превышать 2,2 %. В ЧР нефтегазовая промышленность – 2%, на все остальное 1%. 2.налог на игорный бизнес; 3. транспортный налог. Плательщики: юр и физ лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Объект налогообл.: автомобили;мотоциклы;мотороллеры; автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;самолеты; вертолеты; теплоходы; парусные суда; катера; снегоходы; моторные лодки; гидроциклы,- несамоходные (буксируемые суда).Не являются объектом налогообложения: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил. Налоговая база – лошадиные силы. Налоговые ставки: В РФ 0 ставка до 100 л.с. , ЧР 0 ставка до 150 л.с.

Сумма = (налоговая ставка) Х (количество Л.С.) X (кол-во месяцев владения\месяцев в году) . На каждое транспортное средство разная ставка в руб.

Местные налоги:Налог на имущество физ.лиц.Плательщики; граждане РФ, лица без гражданства, имеющие имущество на террит РФ в собственности.Объект: собственность физ лиц- жилые дома, дачи, гаражи, помещения.Ставка – стоимость от 300 т.р до 0,1%, 300-500 т.р. – 0,1-0,3%, свыше 500 т.р. – от 03-2%. В ЧР до 2%.Земельный налог.Плательщиками налога признаются физе лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения , на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками физ лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Объектом налогообложения явл: земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ, земельные участки из состава земель лесного фондаНалоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложенияСтавка: не могут превышать 0,3 % земли сельхоз назначения, и т.д. 1,5% в отношении прочих земельных участков

Большая часть основных видов налогов собирается на фед. уровне, а расходы на образование, соц. политику, здравоохранение осуществляются на региональном и локальном уровнях, поэтому возникает вертикальный дисбаланс. Функциям каждого уровня бюджета должны соответствовать его доходы, что является одним из основополагающих принципов бюджетного федерализма. Налоги являются основным источником доходов бюджетов всех уровней правительства. Следователь но, от методов распределения налогов в гос системе зависят взаимоотношения между субъектами межправительственных отношений. Важнейшими критериями при оценке налогообложения в эк теории являются справедливость и эффективность.

Инструментами бюджетного вертикального выравнивания являются:

-корректировка дополнительных нормативов отчислений от налогов, поступающих в бюджет субъекта РФ, закрепляемых за муниципальными образования ми на долгосрочной основе;

– дотации региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований (трансферт общего характера);

К инструментам бюджетного горизонтального выравнивания относятся:

– дотации фондов поддержки муниципальных образований (трансферт общего характера);

– субсидии фондов софинансирования социальных расходов (целевые обусловленные трансферты по текущим расходам);

Личный подоходный налог должен быть закреплен за центральным правительством, так как он представляет собой высокостабильную базу. Такое закрепление обеспечивает предотвращение миграции внутри государства.

Центральному правительству следует адресовать доходы от тех налогов, базы которых распределены между субъектами РФ крайне неравномерно. Налог на естественные ресурсы в особенности должен быть централизован, для того чтобы избежать географического неравенства регионов.

Поступления от долевых налогов уменьшают вертикальное неравенство и дают определенную независимость, но сами по себе они не могут быть гарантией отчетности местных органов власти перед общественностью и не дают им возможности вводить собственный уровень предоставления услуг за счет установления собственного уровня налогообложения..

Для того чтобы иметь такую возможность, органы местного самоуправления должны в первую очередь располагать исключительно местными налогами, ставки которых они вправе устанавливать самостоятельно.

Целью стратегии развития межбюджетных отношений в РФ является создание эффективно функционирующего механизма распределения доходных источников между органами власти для реализации их расходных полномочий, связанных с решением задач социально-экономического и политического развития страны в целом, ее регионов, муниципальных образований

Наши рекомендации