Организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Нормативно-правовые акты, регулирующие взаимодействие органов Федерального казначейства с управлениями финансов в улусе (районе), получателями бюджетных средств при кассовом обслуживании исполнения бюджетов муниципальных образований: Указ главы Муниципального района (улуса), Постановление Правительства Республики Саха (Якутия), Положение о Федеральном казначействе.

Полномочия органов Федерального казначейства при осуществлении финансового контроля:

Обязательное условие эффективного функционирования экономической системы страны – государственный финансовый контроль.

Финансовый контроль – это система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающая вскрыть нарушения финансовой дисциплины.

Права и обязанности органов Минфина России при осуществлении финансового контроля.

Раздел 9 (БК РФ) закрепляет права и обязанности органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. В статье 265 БК РФ указаны формы финансового контроля, осуществляемые законодательными и представительными органами власти. В статье 266 БК РФ описан общий порядок проведения финансового контроля, осуществляемого органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Предварительный контроль.

Предварительный контроль органами федерального казначейства осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. Это касается, прежде всего, процесса определения объемов ресурсов на планируемый период и их распределения между получателями.

Предварительный контроль должен предшествовать фактическому поступлению налоговых и других платежей в бюджет, расходованию средств бюджета и принятию каких-либо решений по финансовым и другим вопросам, то есть проводится при составлении бюджета.

Текущий контроль.

Текущий контроль производится в процессе исполнения бюджета путем анализа оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета, показателей предприятий различных форм собственности, данных об использовании бюджетных средств бюджетополучателями. Одним словом, это контроль, осуществляемый в отношении текущей деятельности хозяйствующих субъектов. Текущий контроль состоит в регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины распорядителями и получателями бюджетных средств, то есть соблюдения бюджетных норм и нормативов, целевого использования средств бюджета.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В части 4 БК РФ закреплена ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ: в статье 282 закреплены меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, а в статье 283 - основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

Меры принуждения, применяемые органами Федерального казначейства.

Полномочия органов Федерального казначейства в области применения мер принуждения оговорены статьей 284 БК РФ.

Руководители Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

Сводная бюджетная роспись[1. ст. 217]:

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.

Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.

При составлении и ведении сводной бюджетной росписи ее показатели утверждаются по главным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 настоящего Кодекса.

Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи могут устанавливаться предельные сроки внесения изменений в сводную бюджетную роспись, в том числе дифференцированно по различным видам оснований, указанным в настоящей статье.

В сводную бюджетную роспись включаются бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита бюджета, кроме операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета (приложение 2).

Кассовый план[1. ст. 217.1]:

Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

В кассовом плане устанавливается предельный объем денежных средств, используемых на осуществление операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета.

Финансовый орган устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.

Прогноз кассовых выплат из бюджета по оплате государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров формируется с учетом определенных при планировании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд сроков и объемов оплаты денежных обязательств по заключаемым государственным (муниципальным) контрактам, иным договорам.

Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации).

Порядок принятия бюджетных обязательств и реестром принятых на учет обязательств[4]:

Постановка на учет бюджетного обязательства и внесение изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве, сформированными на основании документов, предусмотренных в графе 2 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, согласно приложению № 4.1 к Порядку.

Сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктом 13 графы 2 Перечня, формируются органом Федерального казначейства одновременно с формированием Сведений о денежных обязательствах по данному бюджетному обязательству в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 25 и 27 Порядка.

В случае внесения изменений в бюджетное обязательство без внесения изменений в документ-основание, документ-основание в Федеральное казначейство повторно не представляется.

Бюджетное обязательство, принятое получателем средств федерального бюджета в иностранной валюте, учитывается органом Федерального казначейства в сумме рублевого эквивалента бюджетного обязательства, рассчитанной по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленного на день заключения (принятия) документа-основания.

В случае внесения получателем средств федерального бюджета изменений в бюджетное обязательство в иностранной валюте сумма измененного бюджетного обязательства пересчитывается органом Федерального казначейства по курсу иностранной валюты по отношению к валюте Российской Федерации на дату заключения (принятия) соответствующего изменения в документ-основание, установленному Центральным банком Российской Федерации.

Отчет об исполнении бюджета муниципального образования «Байагантайский 2-й наслег»в приложении.

Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.

Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам подвидов доходов, подгрупп и элементов видов расходов, видов источников финансирования дефицитов бюджетов.

Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.

Главными распорядителями бюджетных средств (получателями бюджетных средств) могут применяться ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности [1, ст. 264.1].

Таблица 1.10. Исполнение бюджета МО «Байагантайский 2-й наслег» Усть-Алданского улуса за 2016 год, (тыс.руб.)

Показатели Утвержденный план Уточненный план Исполнено % исп.
Доходы        
1. Налоговые и неналоговые доходы 501,2 501,2 453,9 90,6 %
2. Дотация 8662,3 8662,3 8662,3 100%
3.Дотация на сбаланси-рованность        
4. Субвенция 91,5 92,2 92,2 100%
5. Субсидия   403,9 403,9 100%
6. Иные безвозмездные перечисления   517,2 500,0 96,7%
Итого доходов 9255,0 10176,8 10112,3 99,4 %
Дефицит (-), профицит (+)   -490,0 -406,9  
Остаток на начало года     570,2  
Остаток на конец года     163,3  
Расходы        
1.Общегосударственные вопросы 4668,8 4917,5 4782,1 88,2%
2.Мобилизационная подготовка 81,6 82,3 82,3 100%
3.Национальная безопасность и правоохранит. Деятельность 115,7 76,0 76,0 100%
4. Национальная экономика 575,6 1088,2 1080,8 99,3%
5.Жилищно-коммунальное хозяйство 1193,2 1888,9 1888,8 100 %
6. Охрана окружающей среды        
7. Образование 150,0 223,5 223,5 100%
8. Культура 1586,3 1553,3 1553,3 100 %
9. Здравоохранение и спорт 833,8 815,7 812,2 99,6%
10. Социальная политика        
11.Межбюджетные трансферты        
12.Обслуживание государственного и муниципального долга 50,0 21,4 20,2 94,4%
Итого расходов 9255,0 10666,8 10519,2 98,6 %

Как видно из таблицы, уточненный бюджет МО «Байагантайский 2-й наслег» за 2016 год в части доходов исполнен на 99,4 %. Выполнение общего объема поступления налоговых доходов, что составляет 85,8%, поступление неналоговых доходов выполнена на 185,8 %.

В части расходов исполнение бюджета от уточненного плана составляет 98,6%.

Бюджет МО «Байагантайский 2-й наслег» является высокодотационным, что наглядно приводится в следующей диаграмме. В 2013 году большую часть бюджета занимают поступления из районного бюджета в виде дотации, субвенции и иных безвозмездных перечислений и составляют 95,5 процентов от общего объема исполнения, доля собственных налоговых и неналоговых доходов в 2013 году составила 4,5 процентов.

Порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета МО «Байагантайский 2-й наслег» устанавливается соответствующим законодательным органом в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются проект закона об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета.

По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона об исполнении бюджета.

Годовой отчет об исполнении местного бюджета МО «Байагантайский 2-й наслег» представляется в представительный орган муниципального образования в МР «Усть-Алданский наслег» не позднее 1 мая текущего года.

Наши рекомендации