Затраты на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса организация, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость изготовленной продукции (работ, услуг), что в конечном итоге определяет финансовый результат ее работы.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и продажу.

В себестоимость продукции включаются: затраты труда, средств и предметов труда на производство продукции на предприятии. К ним относятся:

· затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства; затраты на подготовку и освоение производства;

· расходы по обслуживанию производственного процесса, обеспечению нормальных условий труда и технике безопасности; расходы по управлению производством; расходы по набору рабочей силы, по подготовке и переподготовке кадров;

· расходы, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, погрузкой, транспортировкой; расходы на рекламу включая участие в выставках, оплата услуг посреднических организаций и др.

Часть расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), нормируется для целей налогообложения (например, расходы на рекламу представительские расходы). В себестоимость включают полную сумму таких расходов, но при расчете налогооблагаемой прибыли к ее фактически полученной величине прибавляют расходы, произведенные организацией сверх норм.

В себестоимость также включаются потери от брака, потери от простоев, недостачи и потери материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.

Не включаются в себестоимость продукции затраты и потери, относимые на счет прибылей и убытков: затраты по аннулированным заказам, затраты на содержание законсервированных производственных мощностей, судебные издержки и арбитражные сборы, штрафы и др.

Основными нормативными документами, определяющими организацию учета производственных издержек, являются ПБУ 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль», гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Глава 25 НК и ПБУ 18/02 дают право организации определить состав и объем затрат на производство, формирующих себестоимость продукции и прямо влияющих на финансовый результат его деятельности.

Правильная организация учета затрат на производство продукции обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием организацией находящихся в ее распоряжении основных производственных средств, производственных запасов и других ресурсов.

Основными задачами бухгалтерского учета затрат на производство являются:

· учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции;

· своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и сбыт продукции;

· исчисление (калькулирование) фактической себестоимости продукции;

· контроль за экономным использованием сырья, материальных и трудовых ресурсов;

· выявление резервов снижения себестоимости продукции;

· предоставление управленческим структурам предприятия информации, необходимой для управления производственными процессами и принятия решений.

Классификация затрат на производство

В соответствии с задачами и в целях выполнения управленческих и контрольных функций учет затрат на производство осуществляется в нескольких разрезах.

По месту их возникновения (производствам, цехам, участкам) и по характеру производства (основное, вспомогательное).

Основное производство — то, в котором осуществляется непосредственно процесс производства продукции, выполняются работы, оказываются услуги, предназначенные для продажи.

Под вспомогательными производствами понимают производства, которые не связаны непосредственно с производством основной продукции, а обслуживают его.

По видам расходов затраты группируют:

· по элементам затрат;

· по статьям затрат (калькуляции).

Затраты организации на производство продукции складываются из следующих элементов:

· материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

· затраты на оплату труда;

· начисления страховых взносов во внебюджетные фонды;

· амортизация основных средств (фондов);

· прочие затраты (телефонные, командировочные и др.).

Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.

Затраты по экономическим элементам сгруппированы на соответствующих балансовых счетах: счет 10 «Материалы», счет 70 «Расходы по оплате труда» и т д.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты группируются и учитываются по статьям калькуляции. На промышленных предприятиях установлена типовая номенклатура калькуляционных статей затрат, которую можно представить в следующем виде:

1. сырье и материалы;

2. возвратные отходы (вычитаются);

3. покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних предприятий;

4. топливо и энергия на технологические цели;

5. основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;

6. отчисления на социальное страхование и обеспечение;

7. расходы на подготовку и освоение производства;

8. общепроизводственные расходы;

9. общехозяйственные расходы;

10. потери от брака;

11. прочие производственные расходы;

Итого: производственная себестоимость.

12. расходы на продажу; Всего: полная себестоимость.

Затраты по первым одиннадцати статьям образуют производственную себестоимость. Для определения полной себестоимости продукции к производственной себестоимости прибавляют расходы на продажу продукции. По данным статьям производится калькулирование себестоимости продукции и составляются калькуляции. Поэтому данные статьи называются калькуляционными.

По способу включения в себестоимость затраты подразделяются на прямые и накладные (косвенные).

Прямые затраты — это те, которые на основании первичных документов можно прямо и непосредственно отнести на затраты определенного вида продукции (материалы, заработная плата рабочих, потери от брака и др.).

Накладные или косвенные — одновременно относятся ко всем видам работ, услуг, продукции (освещение, отопление, работа оборудования и т. д.). Их включают в затраты при определении общей суммы по окончании месяца путем распределения.

В зависимости от объема производства различают переменные и условно-постоянные затраты.

Переменные — это такие затраты, которые находятся в прямой пропорциональной зависимости от объема производства. К ним относят затраты на материалы и оплату труда.

Условно-постоянными считаются затраты, величина которых не находится в прямой зависимости от объема производства. К ним относят расходы на освещение, отопление помещений, заработную плату производственного персонала, амортизационные отчисления.

В зависимости от периодичности возникновения расходы делятся на текущие и единовременные. К текущим относятся расходы, имеющие частую периодичность осуществления, например, расход сырья и материалов. К единовременным (однократным) относят расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др. Четкое разделение затрат производства на текущие и единовременные имеет большое значение для правильного ежемесячного расчета себестоимости продукции.

По участию в процессе производства затраты классифицируют на производственные и расходы на продажу.

Расходы организации, в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации», в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

· расходы по обычным видам деятельности;

· прочие расходы.

Для целей налогообложения затрат, в соответствии со ст. 252 НК РФ, расходы группируются на расходы, связанные с производством и продажей, и прочие расходы.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ.

Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).

Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.

В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства (рис. 1).

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:

§ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

§ бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

§ местные бюджеты муниципальных районов, городских округов;

§ бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.

Согласно ст 28 БК РФ Бюджетная система РФ основана на 13 принципах.

1.Принцип единства б.сист.означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства,а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бух учёта средств бюджетов.

2.Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами гос власти РФ, органами гос власти суб Федерации и омс.

3.Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

4.Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований-означает определение бюджетных полномочий органов гос власти субъектов РФ и омс, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета.

7.Принцип эффективности использования бюджетных средств означает необходимость достижения наилучших результатов с использованием наименьшего объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

9. Принцип гласностиозначает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета

10. Принцип достоверностибюджетаозначает надежность показателей соц-эк развития соответствующей территории,реалистичность расчета доходов и расходов.

11.Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели.

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

13. Принцип единства кассы означает зачисление всех поступлений и осуществление всех выплат с единого счета бюджета.

50. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.

Налог в соответствии со ст. 8 НК — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления ден-х средств в целях фин обеспечения деятельности гос-ва и муницип.образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос-ми органами, омс, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). НК РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, фед.лицензионные сборы, рег-е лицензионные сборы и местные лиц-е сборы

Элементы налога: Налогоплательщик — организация или физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. Объект налогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказан­ных услуг). Налоговая база — стоимостная, физическая или иная харак­теристика объекта налогообложения. Налоговый период — календарный год или иной период вре­мени применительно к отдельным налогам. Налоговая ставка — величина налоговых начислений на еди­ницу измерения налоговой базы. Порядок уплаты налога — это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет(фонд).Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями.

Основные функции налогов:фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства фин ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Регулирующая функция позволяет регулировать доходы разных групп населения, посредством распределения налоговых платежей между юр и физ лицами, сферами и отраслями эк-ки. Социальная функция .Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде соц помощи поступать к малоимущим слоям населения.Стимулирующая подфункция — направлена на поддержку развития тех или иных эк-х процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Распределительная функция.С помощью налогов происходит перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физ лиц, отраслей эк-ки. Контрольная функция — позволяет гос-ву отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет ден-х ср-в.

Налоговая система — совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юр и физ лиц на территории страны.

Основные принципы построения налоговой системы:

-Соотношение прямых и косвенных налогов

-Применение прогрессивных ставок налогообложения

-Непрерывность налогообложения

-Широта применения налоговых льгот

-Использование системы вычетов, скидок и изъятий, их целевая направленность

-Степень единообразия налогообложения для различных доходов и налогоплательщиков

Основные способы уплаты налога: * Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведенных расходах, налоговых льготах и др. данных связанных с начислением и уплатой налогов * Уплата налога у источника дохода - налог вносится лицом, выплачивающим доход, т. е. момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. Это как бы автоматическое удержание, безналичный способ (НДФЛ); * Кадастровый способ уплаты налога, т. е. налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. (транспортный налог)

Налоги бывают прямыми и косвенными.Прямые налоги взимаются непосредственно с физ и юр лиц. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги - НДС, акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

В России существует трехуровневая система: федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством; рег-е налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Федеральные налоги: 1.Налог на добавленную стоимость 18%, 10 % мед.товары,канцтовары,0%-на экспортируемые товары. 2. Акцизы.3. Налог на доходы физ лиц ( общая -13%, в отношении нерезидентов – 30%, в отношении выигрышей, призов – 35%, в отн. дивидендов – 9%). 4. Налог на прибыль организаций – 20% (2% - в фед бюджет (0% - для отдельных категорий налогоплательщиков, 18% - в бюджет субъекта РФ)5.Налог на добычу полезных ископаемых.6. Водный налог.7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.8. Гос пошлина.

Региональные налоги: 1. Налог на имущество организаций -2,2%. 2. Налог на игорный бизнес. 3.Транспортный налог.

Местные налоги: 1.Земельный налог.2. Налог на имущество физ лиц.

Отменённые налоги Единый социальный налог (глава 24 статьи 13 НК утратила силу, с 01.01.2010 — страховые взносы)

Специальные налоговые режимы:

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСН) — 6%

2.упрощенная система налогообложения(УСН) —6% от доходов, 15% от прибыли, от 5-15% дифференцированные ставки

3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности(ЕНВД) — 15%

4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

5. Патентная система налогообложения (ПСН) – 6 % от годового потенциального налога

Виды налоговых проверок: Камеральная налоговая проверка согласно ст.88 НК РФ проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчётов) и документов, представленныхналогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.Она проводится без какого-либо спец. решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Выездная налоговая проверка производится по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Налоговая ставка предст. собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными).Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество( твердая – определяется суммой денег ,например, на тонну нефти или газа)Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными. Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки могут ставки налогов на прибыль и ндс. Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. Регрессивные налоги выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее тяжелы физ и юр лицам, обладающим незначительными доходами.

Наши рекомендации