Урок 27 Задачи и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Основы исполнения бюджетов всех уровней

Тема 1.5. Организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Урок 27 Задачи и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Основы исполнения бюджетов всех уровней

План:

1. Организация процесса исполнения бюджета.

2. Казначейская система исполнения бюджета.

Домашнее задание:учебник «Бюджетная система Российской Федерации» под ред. О.В. Врублевской, М. В. Романовского стр. 450-466.

1. Исполнение бюджета - одна из стадий бюджетного процесса каждого уровня
бюджетной системы РФ, которая предусматривает обеспечение полного и своевременного
поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех
запланированных бюджетных расходов.

Органы исполнительной власти организуют процесс исполнения бюджета, исполняют его, осуществляют управление счетами бюджета и бюджетными средствами. Кассовое обслуживание исполнения бюджета осуществляется органами Федерального казначейства.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы и подведомственности расходов.

Принцип единства кассыпредусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.

Принцип подведомственности расходовозначает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись -это документ, который составляется и ведется

финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по расходам.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону о бюджете.

Кассовый план- прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти.

Важнейшими задачами исполнения бюджетаявляются:

1.обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому доходному источнику в отдельности;

2. финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение
того финансового года, на который утвержден бюджет;

3.правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета.

Исполнение бюджетов включает в себя:

• исполнение по доходам;

• исполнение по расходам:

• исполнение по источникам финансирования дефицита бюджета.

2. Как установлено Бюджетным кодексом РФ. при исполнении бюджетов всех уровней кассовое обслуживание исполнения бюджетов возлагается на Федеральное казначейство. Создание казначейской системы в России как инструмента управления исполнением федерального бюджета началось в 1993 г.

Урок 27 Задачи и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Основы исполнения бюджетов всех уровней - student2.ru

Урок 27 Задачи и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Основы исполнения бюджетов всех уровней

Рис.1. Структура органов Федерального казначейства

Переход России к рыночным отношениям и отказ от единой государственной формы собственности уже в начале 1990-х годов поставил государство перед необходимостью защиты своих финансовых

интересов. Кассовое исполнение бюджетов всех уровней через Центральный банк России и коммерческие банки оказалось без должного контроля со стороны государства. Банковская система претерпевала кардинальные изменения и перестала быть только государственной, более того, для ее развития отвлекались и использовались финансовые средства государства. Чрезвычайно актуальным стало. обеспечение учета, подконтрольности, защищенности и управляемости финансовыми ресурсами государства. Объективно сложилась необходимость создания органов исполнительной власти, способных обеспечить реализацию требований государства по управлению финансами бюджетной системы страны. История развития экономических отношений в России имеет пример такой системы учреждений. С 1821 по 1917 год главное счетоводство всех приходов и расходов осуществлялось Департаментом Государственного казначейства. Все развитые страны осуществляют исполнение государственных бюджетов через систему казначейств: Швеция, США, Израиль, Австралия, Германия и т.д. В 1992 году и в России начался процесс

формирования такой системы органов исполнительной власти федерального уровня — территориальных органов Федерального казначейства. Правовой основой их создания и деятельности явились Указ Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном казначействе» и Положение о Федеральном казначействе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 августа1993 г. Nー 864.

Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов Российской Федерации. Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой:

I уровень— Главное управление Федерального казначейства (ГУФК) возглавляется начальником в ранге заместителя Министра финансов. Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства; информирует высшие исполнительные и законодательные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.

II уровень— управления Федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу (руководитель назначается на

должность и освобождается от нее начальником ГУФК) обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета.

III уровень— отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения, (руководитель назначается и освобождается от должности начальником УФК) осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций по движению средств на счетах казначейства в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории.

Все органы Федерального казначейства являются юридическими лицами, относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативными документами, утвержденными Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ (или по согласованию с ним). Документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета руководящими для органов Федерального казначейства не являются.

Таким образом, в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств была создана единая централизованная система органов федерального казначейства в составе Министерства финансов РФ. Практическое внедрение казначейской системы исполнения федерального бюджета началось с 1993 г.

Главные задачи органов федерального казначейства:

  • . организация, осуществление и контроль за исполнением Федерального бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
  • . регулирование финансовых отношений между Федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
  • . осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах государственных расходов, установленных
  • на соответствующий период;
  • .сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по Федеральному бюджету РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ;

Трехуровневая структура органов Федерального казначейства представлена на рис.1

В настоящее время Федеральное казначейство выполняет следующие функции:

- открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, устанавливает режимы этих счетов;

- ведет учет операций по кассовому исполнению ФБ;

- открывает и ведет лицевые счета для главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

- ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

- составляет и предоставляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета. отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;

- осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

- осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета и др. функции.

Бюджетным кодексом установлено, что исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Единый счет бюджета находится в Банке России. Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах или в уполномоченных коммерческих банках по согласованию c Министерством финансов РФ.

Территориальным органам Федерального казначейства открываются лицевые счета в банках на балансовых счетах второго Порядка.

• № 40101 Налоги, распределяемые органами Федерального казначейства;

• № 40102 Доходы федерального бюджета,

• № 40103 ォДоходы федерального бюджета, перечисляемые на финансирование расходов;

• № 4010S Средства федерального бюджета.

Если орган Федерального казначейства по соглашению с органом исполнительной власти на территории осуществляют функции по :

исполнению бюджетов других уровней, кроме федерального, им открываются лицевые счета для каждого уровня бюджета по доходам и расходам на других балансовых счетах.

Наши рекомендации